Применение снегозащитных сооружений.
Таблица 6
Снегозащитные устройства снегозадерживающего действия | Целесообразные условия применения | Краткая характеристика преимуществ и недостатков |
Лесные снегозащитные полосы. Снегозадерживающие заборы. Дополнительные (аккумуляционные полки). Переносные щиты. Снегозащитные устройства из снега. | Применяются для защиты любых снегозаносимых участков с объемом снегоприноса более 25м3/м, где это позволяет рельеф местности и почвенноклиматические условия. Применяются для защиты сильнозаносимых мест. Применяются в выемках и полувыемках. Могут применяться в различных условиях, исключая участки с очень интенсивными и продолжительными метелями. Применяются во всех случаях, когда снежный покров позволяет их применять, кроме сильнозаносимых мест. | Надежное и экономичное средство снегозащиты. Обеспечивают надежную защиту дороги. Дорогое средство снегозащиты. Надежное средство защиты. Маневренное средство снегозащиты. Требуется ручная работа при изготовлении и эксплуатации. Работы по устройству защит из снега механизированы и отличаются невысокой стоимостью. |
Некоторые рекомендации относительно применения снегозадерживающих средств.
3.2.1 Снегозадерживающие заборы
Снегозадерживающие заборы применяют при Wр > 150 м3/м. Предельное количество снега, которое может задержать забор, зависит от его высоты Н3.
Н3 = 0,34√Wр + Нп, где (5)
Wр - объем снегоприноса, м3/м;
Нп - средняя многолетняя наибольшая высота снежного покрова в данной местности, м
Заборы выше 5м делать не рекомендуется по технико-экономическим соображениям. Если по расчету требуется большая высота, то устраивают два, три и более ряда заборов.
Объем снега, задерживаемый многорядной защитой, составляет:
Wм3 = β(n-1) HЗL + КЗHЗ2, (6)
Где:
β – коэффициент, характеризующий степень заполнения пространства между рядами заборов
n – количество рядов заборов;
НЗ – высота забора;
L – расстояние между рядами заборов, которое следует принимать в пределах ЗОН.
КЗ – коэффициент заполнения у наружных рядов многорядной защиты КЗ = 8 ÷ 9
Заборы устанавливаются на расстоянии от 15 до 25 высот забора от бровки земляного полотна. Большее расстояние назначается при ветре, направление которого составляет с осью дороги угол, близкий к прямому и при уклоне местности от забора к дороге. Меньшее расстояние назначается при ветре, направленном под острым углом к дороге [3] стр. 104. Конструкции снегозадерживающих заборов даны [3] и в приложении 5, рис. 1 данных методических указаний.
3.2.2 Снегозадерживающие щиты.
Снегозадерживающие щиты применяют при Wр < 150 м3/м. Многорядные линии следует формировать из щитов разной просветности. Ближайшие к дороге должны состоять из щитов с меньшей просветностью, а ближайшие к полю - из щитов с большей просветностью. Союздорнии рекомендует четыре типа щитов [3,4,5]. Конструкции щитов смотри рис.2 и конструктивные данные в таблице 1 приложения 5 данных методических указаний.
Общая снегосборная способность щитов, поставленных в несколько рядов определяется по формуле (6) с заменой Н3 =НЩ.
3.2.3. Снежные траншеи
Снежные траншеи следует устраивать при толщине снежного покрова более 20см. Они могут применяться как самостоятельное средство защиты на слабозаносимых участках дорог или в сочетании с другими средствами снегозащиты [3] стр. 111 и рис. 3 приложения 5. Снегосборная способность одной траншей определяется по формуле:
Wтр = 10h2c + Кзап · В · hтр (7)
Где: Wтр – объем снега, задерживаемое траншеей, м3/м;
h - толщина снежного покрова;
Кзап – коэффициент заполнения траншеи, принимают равным 0,8 ÷ 0,9;
hтр – глубина снегосборной траншеи, принимают равной 1,0 ÷ 1,5 м (в зависимости от высоты отвала выбранного бульдозера);
3.2.4. Снегозащитные насаждения.
Снегозадерживающие насаждения для защиты автомобильных дорог от снежных заносов создают в виде живых изгородей или лесных полос. Живая изгородь — это густая посадка, формируемая из деревьев или кустарников одной и той же породы. Она имеет небольшое число рядов, чаще всего один -два. Лесная полоса это — посадка, состоящая из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки; общее число рядов в лесных полосах, применяемых на автомобильных дорогах, составляет от 4 до 10.
Конструкции снегозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог смотри рис. 4 приложения
При больших объемах снегоприноса применяют лесные полосы со следующим числом рядов: при снегоприносе до 50 м3/м — четырехрядные; до 75 — пятирядные; до 100 м3/м — шестирядные; до 125 м3/м —- семирядные; до 150 м3/м — восьмирядные; до 200 м3/м — девятирядные. В каждой лесной полосе первый ряд со стороны поля создается из низких кустарников, второй ряд — из высоких кустарников, остальные ряды — из древесных пород. Такие насаждения надежно защищают дороги от снежных заносов и требуют меньше посадочного материала и трудовых затрат.
При использовании снегозащитных лесонасаждений следует иметь в виду их становление в течение 6-15 лет. Поэтому можно использовать комплексную снегозащиту. В таком случае полная снегоемкость защиты: W0 вр + W0 пост
3.2.5 Снегопередувающие заборы используют в районах с устойчивым направлением метелевых ветров и открытой безлесной местностью их применяют при одновременном соблюдении следующих условий:
- господствующий ветер должен быть направлен под углом от 50 до 900 к оси дороги;
- снег сухой и легкоподвижный;
- объем снегоприноса более 300 м3/м;
Конструкции снегозадерживающих сооружений и снегозащитных лесонасаждений [1, 2. 3, 5] и рис 5 приложения 5.
После разработки мероприятий по снегозащите заполняется табл.7, план снегозащиты и схема зимнего содержания автомобильной дороги [3,4].
Таблица 7
Местоположение, ПК + | Тип поперечника | Категория снегозаносимости | Wр | Рекомендуемая снегозащита | Принятая снегозащита |