Фактические категории дорог по основной укрепленной поверхности и интенсивности движения
Фактическая категория дороги | |||||
Интенсивность движения, авт./сут. | До 100 | 100… 1000 | 1000… 3000 | 3000… 7000 | более 7000 |
ширина проезжей части автодороги, м | 4,5 | 7,0 | 7,5 | 15,0 | |
Ширина фактической укрепленной поверхности автодороги, м | 4,5 | 7, 0 | 8,0 | 9,0 | 16,5 |
Примечание: 1. При определении фактической категории дороги не учитывают участки дополнительной полосы проезжей части на затяжных подъемах, на пересечениях и примыканиях, в местах автобусных остановок и площадок.
2. Реконструкция участка автомобильной дороги назначается при интенсивности движения превышающего категорию в 1.5 раза. Например: Интенсивность движения 1000 авт/ сут. параметры дороги 4-ой категории, улучшаем дорогу за счет ремонта, при интенсивности движения 1400….1500 авт./сут. рассматриваем вариант реконструкции.
Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог (КПН) соответствуют требованиям СНиП 2.05.02-85, ОДН 218.006-2002 и ГОСТ Р 50597-93. Нормативным считается такое состояние дороги, при котором её параметры и характеристики обеспечивают значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния не ниже нормативного (КПД ³ КПН) в течение всего осенне-весеннего периода. В неблагоприятных условиях погоды осенне-весеннего периода года допускается снижение требований к показателю транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КПД), но не более чем на 25 %. Эти значения принимают за предельно допустимые (КППД). Допустимым, но требующим улучшения и повышения уровня содержания считается такое состояние дороги, при котором её параметры и характеристики обеспечивают значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния в осенне-весенний период ниже нормативного, но не ниже предельно-допустимого (КПН > КПД > КПП). Фактические значения КПД могут колебаться от 0,15 до 1,25 и более (табл. 5.25).
Таблица 5.25
Нормативные значения КПН (числитель) и предельно-допустимые КПП (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог
Категория дороги | Основная расчётная скорость, км/ч | На основном протяжении | На трудных участках местности | |
пересечённой | горной | |||
I-а | 1,25/0,94 | 1,0/0,75 | 0,67/0,50 | |
I-б, II | 1,0/0,75 | 0,83/0,62 | 0,5/0,38 | |
III | 0,83/0,62 | 0,67/0,50 | 0,42/0,33 | |
IV | 0,67/0,50 | 0,50/0,38 | 0,33/0,25 | |
V | 0,5/0,38 | 0,33/0,25 | 0,25/0,17 |
Примечание. Критерии выделения трудных участков пересеченной и горной местности приняты в соответствии с примечанием 1 к п.4.1 СНиП 2.05.02-85.
Недопустимым, требующим немедленного ремонта или реконструкции, считается такое состояние дороги, при котором значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния (ТЭС) дороги в осенне-весенний период ниже предельно-допустимого (КПД < КППД).
Много значит на дороге состояние инженерного оборудования (дорожных знаков, ограждений, разметки, примыканий, пересечений автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок и площадок отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек в населённых пунктах, освещения). За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают КОБ=1, которое обеспечивается при наличии и соответствии требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного оборудования и обустройства дорог. Фактические значения величины КОБ могут колебаться от 0,9 до 1,0.
Немаловажную роль в обеспечении безопасности движения и расчетной скорости играет уровень содержания дороги. За нормативную величину показателя уровня эксплуатационного содержания принимают КЭ=1,0, которое обеспечивается средним уровнем содержания согласно «Временному руководству по оценке уровня содержания автомобильных дорог», утверждённому ФДС России 26.11 1997 г. Фактические значения величины КЭ могут колебаться от 0,9 до 1,1.
Нормативные и предельно-допустимые значения обобщённого показателя качества и состояния дороги принимают равными соответствующим значениям комплексного показателя ТЭС АД, т.е. ПН=КПН и ПП.Д=КППД. Дорога, находящаяся в эксплуатации полностью соответствует требованиям к качеству и состоянию, когда ПД ³ ПН и находится в допустимом состоянии, когда ПН ≥ ПД ³ ПП.Д.
При других значениях показателей дорога находится в недопустимом состоянии, в зависимости от величины несоответствий коэффициентов расчетной скорости от фактического состояния дороги к нормативным требованиям назначается ремонт или реконструкция. В зависимости от целей и задач оценки она может быть выполнена как по обобщённому показателю качества и состояния, так и раздельно по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния (КПД), показателю инженерного оборудования и обустройства (КОБ) или по показателю уровня эксплуатационного содержания (КЭ). Значения всех показателей могут быть определены для участка дороги, для всего протяжения дороги, для сети дорог, обслуживаемых дорожной организацией или для сети дорог региона.
Оценку качества дороги в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта выполняют также как и эксплуатируемой дороги по результатам объективной оценки и измерения фактических параметров и характеристик дороги.