Значения коэффициента сцепления и неровности при разных условиях движения
Условия движения по СНиП 2.05.02-85 | Коэффициент сцепления (min) | Средняя глубина неровностей, мм (min) |
Легкие | 0,28 | 0,35 |
Затрудненные | 0,30 | 0,40 |
Опасные | 0,32 | 0,45 |
Измерение глубины неровностей макрошероховатости покрытий проводят методом песчаного пятна. Объём песка для мелкошероховатого покрытия –10 см3, среднешероховатого – 25 см3 , крупношероховатого – 50 см3.
1. Просеять песок через сито и заполнить мерный цилиндр.
2. Очистить щеткой место испытания покрытия площадью 0,5…0,7 м2 на полосе наката проезжей части.
3. Из мерного цилиндра высыпать песок на очищенную поверхность покрытия.
4. Песок тщательно распределить в виде круга с помощью линейки до вершин выступов и одновременно смещать излишки песка по кругу.
5. Определить диаметр, в трёх местах по кругу и определить средний диаметр «песчаного пятна» по формуле 4.17:
(4.17)
6. Определить площадь круга по формуле 4.18
(4.18)
7. Зная объём песка V (см3) и площадь «песчаного пятна» определить среднюю глубину впадин по формуле 4.18:
Сделать вывод о качестве сцепления колеса автомобиля с покрытием.
Контрольные вопросы:
1. Как и чем определяют шероховатость и сцепные качества дорожных покрытий?
2. Какова роль макрошероховатого и микрошероховатого покрытия?
3. От чего зависят сцепные качества на мокром покрытии?
4. Как шероховатость дорожного покрытия влияет на безопасность движения?
5. Как создать шероховатость на гладком покрытии?
5. Практические работы.
Практические занятия предусматривают выполнение трех расчетно-графических работ по оценке участка дороги с заданными параметрами на безопасность, обеспечение расчетной скорости и пропускной способности. Оценка участка автомобильной дороги на безопасность является продолжением дисциплины «Дорожные условия и безопасность движения», оценивается дорога на безопасность методом коэффициентов аварийности и выполняется по заданным преподавателем вариантам параметров дороги (приложение №1). По исходным данным приложения №1 (интенсивности движения, ширины проезжей части и т.д.) определяется категория дороги, по углам поворотов рассчитываются элементы кривых в плане, вычерчивается в масштабе план трассы (условный и развернутый), формат листа принимается согласно ГОСТ и коэффициентам аварийности, рассчитывается уровень опасности заданной дороги. Частные коэффициенты зависимости от параметров дороги принимаются по ОДМ. На участке дороги по этим же данным производится оценка транспортно-эксплуатационного состояния методом коэффициентов расчетной скорости (Крс), расчет производится по главе 5 ОДН 218.006.2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог». Коэффициенты расчетной скорости приведены. На миллиметровой бумаге определенного формата (выдерживается размер формата по ГОСТу) в масштабе вычерчивается график.
По заданнымпараметрам вычерчиваются поперечные профили, сокращенный продольный профиль, ситуационный план автомобильной дороги. Недостающие данные принимает студент самостоятельно (например: расстояние населенного пункта от дороги, расположение примыкания, пересечения, т.е. ситуацию). Вычерчивается нормативный поперечный профиль, затем, определяется степень соответствия автомобильной дороги нормативным требованиям (КПн). Назначаются мероприятия по обеспечению безопасности движения, расчетной скорости и пропускной способности, виды ремонтных работ, строится эпюра до и после назначения мероприятий. По комплексному показателю, уровню состояния инженерного оборудования и эксплуатационного содержания производится оценка показателя качества автомобильной дороги, составляется эпюра до и после назначений мероприятий по улучшению безопасности и скорости движения.
На этой же заданной дороге определяется уровень загрузки дороги движением, чертится линейный график пропускной способности, строится эпюра до принятия мероприятий по улучшению состояния дороги коэффициенты снижения пропускной способности даны в таблице 4.10.
Для оценки всех назначенных мероприятий, повышающих скоростной режим и безопасность движения, необходимо определить эффективность этих мероприятий. Варианты исходной информации и таблицы для выполнения работ размещены в приложении №1; 2; 3 данного учебно-методического комплекса.
5.1. Выполнение практической (расчетно-графической) работы №1
Расчетно-графическая работа (РГР) студентами очной и заочной формы обучения выполняется на практических занятиях и самостоятельно дома. Выполнение этой работы ставит своей задачей закрепить и расширить теоретические знания об автомобильной дороге в целом, взаимосвязи автомобиля с дорогой и практические навыки по оценке автомобильных дорог по степени обеспечения безопасности движения.
По заданным показателям (интенсивности движения, ширине проезжей части и т.д.) назначается категория дороги по СНиП 2.05.02. 85* Автомобильные дороги