Выбор типа подвижного состава
В зависимости от рода груза, его термической подготовки и срока доставки производится выбор подвижного состава. Для перевозки скоропортящихся грузов предназначен парк изотермических вагонов. В зависимости от рода перевозимого груза все изотермические вагоны подразделяют на универсальные и специализированные. По способам охлаждения грузового помещения они подразделяются на рефрижераторные, вагоны-ледники и вагоны, имеющие только тепловую изоляцию.
В курсовой работе для перевозки скоропортящихся грузов используются крытый и рефрижераторный (5ВС и АРВ) подвижной состав.
Перед приемом груза к перевозке необходимо сравнить технологический и предельный сроки доставки. Технологический срок доставки определяется:
, сут. (2.1)
(2.2)
где - тарифное расстояние между начальным и конечным пунктами;
=480 км/сут - маршрутная скорость следования “холодного поезда”;
=2 сут. - дополнительное время на операции в пунктах прибытия и отправления.
суток.
Выбор подвижного состава для перевозки каждого из грузов производится в соответствии с ППГ.
Таблица 2.1.
Подвижной состав для перевозки скоропортящихся грузов
N п/п | Род груза | Вид подвижного состава | Срок перевозки, сут | Возможный срок доставки (ППГ) | Принятый подвижной состав |
Рыба охлажденная | 5ВС АРВ | ZB-5 | |||
Рыба мороженая | 5ВС АРВ | б/о | ZB-5 | ||
Кабачки | КР | КР | |||
Вишня | 5ВС АРВ | АРВ | |||
Сметана | 5ВС АРВ | ZB-5 | |||
Масло животное | 5ВС АРВ | б/о | АРВ | ||
Консервы | Кр | б/о | Кр | ||
Вино виноградное | КР | б/о | КР |
Из таблицы следует, что нельзя перевозить кабачки, вишню и рыбу охлажденную, т.к. их возможный срок доставки меньше, чем срок перевозки. Следовательно, их можно исключить из дальнейших расчетов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Расчет парка вагонов
Расчет ведется в соответствии с выбранным типом подвижного состава.
Потребное количество вагонов/секций в год определяется:
, ваг./секц. (3.1)
где Р – процент груза от общего грузопотока;
Gi – годовой грузопоток, т;
V – погрузочный объем вагона (секции), м3;
g - погрузочный вес груза, т/м3.
В качестве примера приведем расчет для масла животного:
P=10%; VАРВ-19=88 м3; g=0,45 т/м3, грузоподъемность АРВ – 40 т.
вагонов.
Результаты расчетов по остальным грузам приведены в таблице 3.1.
3.2. Определение числа “холодных поездов”
“Холодным поездом” называется состав из вагонов со скоропортящимися грузами.
Число “холодных поездов” определяется:
, поезд. (3.2)
где Q, т – тара вагона/секции;
T, т – статнагрузка на вагон;
1600 т – унифицированная масса “холодного поезда”.
Для масла животного:
поезда.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Расчет парка подвижного состава
N п/п | Наименование груза | Годовой поток, т | Характеристика подвижного состава | Погр. вес, т/м3 | Стат. нагр., т | Кол-во ед. п/с | Кол-во ХП | ||
Грузоп., т | Vпогр,м3 | Тара, т | |||||||
Рыба мороженая | 0,45 | ||||||||
Масло животное | 0,45 | ||||||||
Консервы | 22,7 | 0,45 | |||||||
Вино виноградное | 22,6 | 0,40 | |||||||
Итого |
4.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ “ХОЛОДНЫХ ПОЕЗДОВ”
Для перевозки скоропортящихся грузов на основных направлениях устанавливают обращение специальных поездов, на других направлениях могут вводиться согласованные грузовые поезда. Скоропортящиеся грузы в крытых вагонах и в вагонах-ледниках без охлаждения, а также порожние рефрижераторные секции отправляют со всеми прямыми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования.
К числу специальных поездов для перевозки скоропортящихся грузов относятся:
- ускоренные “холодные”, обращающиеся с унифицированной весовой нормой 1600 т на всем пути следования, отправляемые со станций формирования независимо от количества вагонов со скоропортящимися грузами;
- “холодные” с весовой нормой, установленной с изменением веса по участкам в соответствии с графиком движения;
- скорые грузовые, обращающиеся с унифицированной весовой нормой 1200 т;
- рефрижераторные, назначаемые в обращение для маршрутной перевозки скоропортящихся грузов и обычно имеющие постоянный состав;
- молочные, обращающиеся на участках, прилегающим к крупным административным и промышленным центрам.
Основой разработки плана формирования “холодных” поездов являются вагонопотоки, определяемые в соответствии с планом перевозок скоропортящихся грузов, а также анализ выполненных вагонопотоков со СПГ, намечаемые изменения в направлении перевозок СПГ, размещение и мощность пунктов обслуживания рефрижераторных вагонов. “Холодные” поезда обычно обращаются на направлениях с большим объемом перевозок скоропортящихся грузов.
“Холодные” поезда обычно формируются на станциях массовой погрузки СПГ или на станциях с большой переработкой транзитного потока. При формировании поездов из РПС станция должна иметь пункт по его техническому обслуживанию.
План формирования “холодных” поездов содержит следующие данные: станции формирования и расформирования поездов, станции льдоснабжения и водопоя живности, станции очистки вагонов, назначения вагонов, включаемых в “холодные” поезда и групп пополнения, номер и вес поезда.
Специальные поезда для перевозки СПГ являются поездами постоянного обращения: их отправляют со станции формирования ежесуточно строго по расписанию независимо от количества вагонов с СПГ, имеющихся на станции формирования.
Скорые грузовые поезда подразделяются на поезда постоянного обращения («ядро») , функционирующие в течении года, и временного обращения (эпизодические, разовые), предназначенные для перевозок ранних овощей, фруктов, живой рыбы и некоторых других скоропортящихся грузов.
Вагоны с СПГ к “холодным” поездам в пути следования прицепляют в соответствии с планом формирования и расписанием движения поездов.
После установления размеров движения и плана формирования разрабатывают расписание их движения.
ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РПС
Расчет теплопритоков в РПС
Теплотехнический расчет производится графоаналитическим методом, для чего строится график расхода холода, в котором на осях откладываются схема железнодорожного направления в масштабе 1 см : 50 км и количества тепла Q – 1 см : 100 кВт.
Расчет производится для перевозки овощей свежих (кабачков) в 5 ВС БМЗ.
5.1.1. Расчет температур наружного воздуха для промежуточных пунктов
Время хода по каждому участку между сортировочными станциями, обслуживающими РПС, определяется:
, час. (5.1)
где – расстояние между соседними станциями, км.
Время отправления с каждой станции определяется сложением времени отправления с предыдущей станции, времени хода между станциями и временем простоя на станции под экипировкой РПС.
Расчет времен хода между станциями и времени отправления со станций:
Время отправления из Витебска – 1000
Витебск – Тамбов-1: часов.
Время отправления из Тамбов-1: 10+45+2=1900.
Тамбо-1 – Саратов: часов.
Время отправления из Саратова: 19+35+2=800
Саратов – Астрахань: часа.
Время отправления из Астрахани: 8+34+2=2000.
Астрахань – Гурьев-1: часов.
Время отправления из Гурьев-1: – 20+17+2=1500.
Гурьев-1 – Ташауз: часов.
Время отправления из Ташауза: 15+37+2=600.
Ташауз – Мары: часа.
Время прибытия в Мары: 6+42+2=200.
Мары – Красноводск: часов.
Время прибытия в Красноводск: 2+46+2=200.
Температура на станциях направления определяется:
– с 1 часа до 13 часов включительно:
, (5.2)
– с 13 до 1 часа включительно:
, (5.3)
где – расчетные температуры в пунктах на 1 и 13 часов;
ti – время, для которого производится расчет.
Определение наружной температуры:
Витебск:
Тамбов-1:
Саратов:
Астрахань:
Гурьев-1:
Ташауз:
Мары:
Красноводск:
По рассчитанным температурам строится график.
5.1.2. Расчет количества тепла, поступившего в вагон за счет разницы с температурой наружного воздуха
Количество тепла, поступающее в вагон из-за разницы температур, складывается из тепла, поступающего из окружающей среды и из машинного отделения.
Количество тепла, поступающее в вагон за счет разницы с температурой наружного воздуха, определяется (для мороженых грузов):
, Вт (5.4)
где k=0,35 – коэффициент теплопередачи;
F – средняя площадь теплопередачи, м2,
– разница температур.
F1=57,8+107,5+59,5 = 224,8 м2
F2=17 м2
Витебск – Томбов-1
=30-4=260
=45-4=410
Q1=0,35*45*(224,8*26+17*41) = 103,03 кВт
Остальные расчеты приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Расчет количества тепла, поступившего в вагон за счет разницы с температурой наружного воздуха
Направление | , 0С | , 0С | Т, час | Q1, кВт |
Витебск – Тамбов-1 | 103,03 | |||
Тамбов-1 – Саратов | 91,15 | |||
Саратов – Астрахань | 91,22 | |||
Астрахань – Гурьев-1 | 48,29 | |||
Гурьев-1 – Ташауз | 90,54 | |||
Ташауз – Мары | 89,56 | |||
Мары – Красноводск | 90,85 |
5.1.3. Теплопритоки от солнечной радиации и через неплотности кузова вагона
Эти теплопритоки составляют 35% количества тепла, поступающего за счет разницы с наружной температурой:
(5.5)
Для участков:
Витебск – Тамбов-1:
103,03= 36,06 кВт
Данные по остальным участкам приведены в таблице 5.2
Таблица 5.2.
Теплопритоки от солнечной радиации и через неплотности кузова вагона
Наименование участков | , кВт |
Витебск – Тамбов-1 | 36,06 |
Тамбов-1 – Саратов | 31,90 |
Саратов – Астрахань | 31,93 |
Астрахань – Гурьев-1 | 16,90 |
Гурьев-1 – Ташауз | 31,69 |
Ташауз – Мары | 31,35 |
Мары – Красноводск | 31,80 |
5.1.4. Биологическое тепло, выделяемое плодо-овощами.
Q4 = ρn*Vn*g*(1-ψ); Вт (5.6)
ρn = 0,75 – плотность погрузки;
Vn = 100м3 - погрузочный объем вагона;
g = 70 – биологическое тепловыделение, Вт;
ψ = 0,1 – доля упаковки ко всей массе груза.
Q4 =0,75*100*70*0,9=4,1 кВт/ч
5.1.5. Тепло, погашаемое при охлаждении неохлажденных плодоовощей.
, Вт (5.7)
С – удельная теплота груза или тары
tп – температура груза в момент погрузки
tв – температура внутри вагона
τ ≈ 65 часов
Витебск – Тамбов-1:
, кВт
Таблица 5.3.
Наименование участков | Q5 |
Витебск – Тамбов-1 | |
Тамбов-1 – Саратов |
5.1.6. Теплопритоки от работающих двигателей вентиляторов
Т ;
где N – мощность электродвигателя, N = 1 кВт;
nв=4 – число двигателей;
h=0,9 – КПД электродвигателей вентиляторов;
tв – время работы двигателей вентилятора за сутки, tв=7 ч.
Витебск-Тамбов-1: 45= 47,25 кВт
Остальные результаты расчетов приведены в таблице 5.4.
Таблица 5.4.
Теплопритоки от работающих двигателей вентиляторов
Наименование участков | Q6 |
Витебск – Тамбов-1 | 47,25 |
Тамбов-1 – Саратов | 17,85 18,90 |
Саратов – Астрахань | 35,70 |
Астрахань – Гурьев-1 | 17,85 |
Гурьев-1 – Ташауз | 38,85 |
Ташауз – Мары | 44,10 |
Мары – Красноводск | 48,30 |
5.1.7. Суммарный теплоприток
. (5.6)
Витебск – Тамбов-1: 103,03+36,06+4,1*45+1282+47,25 = 1652,8 кВт
Остальные результаты расчетов приведены в таблице 5.5.
Таблица 5.5.
Суммарный теплоприток
Наименование участков | Q0 |
Витебск – Тамбов-1 | 1652,8 |
Тамбов-1 – Саратов | 688,9 661,9 |
Саратов – Астрахань | 192,9 |
Астрахань – Гурьев-1 | 100,1 |
Гурьев-1 – Ташауз | 198,1 |
Ташауз – Мары | 207,0 |
Мары – Красноводск | 217,0 |