Особенности развития морского транспорта.
Морской транспорт имеет первостепенное значение для внешних экономических связей. Нормальное функционирование мирового хозяйства без морского транспорта было бы невозможно из-за территориального разрыва между районами производства и потребления. Например, в Великобритании, Японии — 98 %, в США — 90 % внешнеторговых перевозок выполняется этим транспортом. Доля морского транспорта в грузообороте мира — более 70 %. Географию морских перевозок определяет сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей. Морской транспорт имеет свои преимущества: большую грузоподъемность, неограниченную пропускную способность, сравнительно малые капитальные вложения, небольшие расходы энергии на I тонну груза. К недостаткам относят зависимость от погодных, физико-географических условий, необходимость создания сложного портового хозяйства.
Мировой морской тоннаж в 2002 г. составил 497 млн брутто-регистровых тонн (1 бр. per. т ■ 2,83 м1). Лидерами являются Панама (124,7 млн т). Либерия (50,4). Багамские о-ва (35,8). Греши (29), Мальта (26,3), Япония (14), значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Россия, Великобритания. Италия, Франция. Из развивающихся стран выделяются по тоннажу Индия, Бразилия. Саудовская Аравия, Сингапур. Ок 70 % тоннажа мира контролируются развитыми странами. Такие страны, как Либерия. Панама, Кипр, Бермудские и Багамские острова предоставляют свои флаги другим странам, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату и т. д. Под такими «дешевыми» флагами ходят около трети судов мира. Настоящими владельцами являются США. Япония, Великобритания и др. страны. Тоннаж судов развитых стран сокращается, в развивающихся странах растет. С одной стороны наблюдается рост тоннажа в таких странах, как Китай. Индия. Бразилия, с другой стороны, растет флот в странах, которые продают свой флаг. В структуре флота 37 % составляют танкеры, 24 % — балкеры. 25 % — суда для генеральных грузов, 7 % — контейнеровозы. Развитие контейнерных перевозок привело к созданию новых судов, где погрузка и выгрузка осуществляется не вертикальным способом, а горизонтальным. этот способ ускоряет погрузочно-разгрузочные работы. В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония. Китай, Великобритания, Италия. Франция.
Доля нефтеналивных танкеров в начале 2000-х годов составляла 38 %, сухогрузов — 35. суда для перевозки генеральных грузов — 13, контейнеровозов — 8. мстановозов — 2. пассажирских судов - 1, прочих — 3. Порты по назначению делятся на универсальные и специализированные. Крупнейшими универсальными портами мира является, такие как Сингапур (325 млн т грузооборот), Роттердам (320 млн). Новый Орлеан ( 225 млн), Тиба, Кобе ,Нью-Йорк. Филадельфия и др. Среди специализированных портов самыми крупными являются нефтеналивные: Мина-эль-Ахмалн (Кувейт), Харк (Иран), Рас-Танура (Кувейт). К крупнейшим угольным портам относятся Хэмптон-Роудз (США), Ньюкасл (Австралия), Дуран (ЮАР), железорудным — Тубаран (Бразилия), Порх-Хедланд (Австралия), фосфоритовым — Тампа (США), Касабланка (Марокко). В целом в мире насчитывается более 2000 морских портов, большая часть из них приходится на бассейн Атлантического океана (до 70 %). Однако по количеству перевозимых трузов с конца 80-х гг. лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов 12 расположены на побережье Тихого океана. Связано это с возрастанием роли в мировом хозяйстве стран АТР. Меньшую роль играет в перевозках Индийский океан
В развитых странах импортные грузы вдвое превышают экспортные Наиболее мощные потоки грузов направляются из района Персидского залива. Особую роль в морском судоходстве играют каналы — Суэцкий. Панамский и Кильский. В развитии судоходства тяжелая ситуация наблюдалась в периоды энергетических кризисов вследствие значительных сокращений перевозок нефти В конце 80-х годов усилилась тенденция старения мирового торгового флота. Самым молодым флотом располагает ФРГ". В последние годы прекратилось строительство супертанкеров (в аварийных ситуациях происходил большой сброс нефти в океан и сильное загрязнение его вод). В развитии морского транспорта можно отметить еще одну тенденцию — усиление транспортного процесса на меньшем числе основных трасс и магистралей, транспортных узлов. Для морского транспорта существует проблема обеспечения стыков различных видов транспорта, прежде всего морского н воздушного, крупнейшие порты вес чаше становятся международными распределительными центрами.