Внутрипроизводственные коммуникации предприятий автомобильного транспорта
Внутрипроизводственные коммуникации являются элементами производственно-технической базы предприятия, обеспечивающими его нормальное функционирование и включают в себя следующие системы: электроснабжения; теплоснабжения; вентиляции; водоснабжения; канализации; снабжения сжатого воздуха; газоснабжения; охранной и пожарной сигнализации; слаботочных сетей.
Внутрипроизводственные коммуникации эксплуатируются специалистами отделов главного механика (ОГМ) и главного энергетика (ОГЭ) предприятия. Разграничение ответственности между работниками и руководителями оформляется приказом по предприятию. Разграничение ответственности между сторонними организациями, эксплуатирующими коммуникации, оформляется при заключении соответствующих договоров. Специалисты, ответственные за эксплуатацию и обслуживание отдельных систем коммуникаций регулярно, с установленной периодичностью проходят подготовку, переподготовку, аттестацию и инструктаж в муниципальных или региональных учебных центрах соответствующих энергоснабжающих или контролирующих органов.
Система электроснабжения.
Электроснабжение средних и крупных предприятий осуществляется, как правило, от сети высокого напряжения городских или районных электроснабжающих организаций. Мелкие организации могут быть подключены от крупных, расположенных поблизости предприятий при наличии запаса мощности трансформаторных подстанций и согласии энергоснабжающей организации.
Порядок электроснабжения определяется в процессе проектирования и строительства. Расчет потребности в электроэнергии представляется в органы электросетей для согласования. После изучения расчета и возможностей районных электросетей составляются технические условия на подключение к сетям, где указывается трасса и мощность прокладываемого кабеля, место размещения и мощность трансформаторной подстанции и т.д. По завершению работ, предусмотренных в технических условиях, составляется справка, заключается договор на поставку электроэнергии и оформляются другие необходимые документы.
Электроэнергия от внешних муниципальных сетей через распределительное устройство (РУ) поступает на комплектную трансформаторную подстанцию (КТП). Для электроснабжения предприятий автомобильного транспорта рекомендуется применять комплектные распределительные устройства и комплектные ячейки на 6 - 10 кВ. Размещать РУ и КТП необходимо в сухом, взрыво- и пожаробезопасном помещении, обеспечивающем возможность демонтажа трансформатора для его ремонта. Следовательно, одна из сторон помещения РУ и КТП должна примыкать к проезду или площадке, с которой имеется свободный доступ к трансформатору.
На предприятиях автомобильного транспорта могут быть установлены комплектные транформаторные подстанции номинальной мощностью 400, 630 или 1000 кВт. Площадь, занимаемая КТП с учетом проходов для его обслуживания, составляет: КТП-400 - 6,0 * 4,5 м.; КТП-630 и 1000 - 9,0 * 4,5м. Высота помещения для КТП должна быть не менее 3,2 м.
В зависимости от требований, предъявляемых к надежности питания электроприемников, они подразделяются на три категории (I, II и III). Для первой и второй категорий надежности необходимо иметь резервные источники питания. На предприятиях автомобильного транспорта к первой категории могут быть отнесены электродвигатели насосных установок аварийного пожаротушения, для привода которых предусматривается второй автономный ввод электропитания или установка резервного насоса, приводимого в действие от двигателя внутреннего сгорания. Остальные источники питания этих предприятий можно отнести к третьей категории надежности, которая допускает электроснабжение от одного источника питания. При этом перерыв электроснабжения на ремонт поврежденных элементов системы не должен превышать одних суток.
При проектировании и эксплуатации систем электроснабжения предприятий необходимо иметь информацию о параметрах работы потребителей электроэнергии, основными из которых являются мощность и электрический ток. Эти параметры принято называть электрическими нагрузками.
Мощность потребителей электроэнергии распределяется на активную (Р), реактивную (Q) и полную (S). При выполнении расчетов системы электроснабжения определяются следующие значения электрических нагрузок:
- средние нагрузки (Рср) - в наиболее загруженную смену;
- расчетные нагрузки (Рр) - возможный максимум за 30 минутный интервал;
- пиковые нагрузки (Iпик, Sпик) - кратковременные, длительностью 1-2 сек.
Потребная мощность трансформаторов по предприятию определяется на основании данных, характеризующих общую установленную мощность (Рном) силовых установок и осветительных приборов. На предприятии потребители электроэнергии включаются неодновременно, имеют различные режимы работы и различные коэффициенты использования. Для поставщиков электроэнергии и предприятий особое значение имеет общая пиковая нагрузка электросиловых установок и осветительных приборов, которые могут быть включены одновременно. По величине этой нагрузки рассчитывается необходимое сечение кабеля, характеристики автоматических выключателей, возможные перегрузки сетей и т.д. Коэффициент загрузки трансформаторов для предприятий автомобильною транспорта принимается равным 0,9 - 0,95.
К силовому электрооборудованию предприятий автомобильного транспорта относятся электродвигатели станков, технологического оборудования, системы вентиляции, компрессоров, насосов, подъемно-транспортных механизмов, а также сварочные трансформаторы и выпрямители
Установленная мощность силовых токоприемников определяется на основании их паспортных данных, указываемых в спецификации к соответствующим частям проекта. Установленная мощность осветительных приборов (Рн.о.) в киловаттах определяется по формуле:
;
где: а1, а2 - соответственно плотности осветительных нагрузок для производственно-складских (а1=18-25 Вт/м2) и административно-бытовых помещений (а2=15-20 Вт/м2);
F1, F2 - соответственно площади производственно-складских и административно-бытовых помещений, м2.
После определения установленной (номинальной) мощности определяется расчетная нагрузка. При этом отдельно определяются активная (Рр), реактивная (QР) составляющие и полная нагрузка (SР) по предприятию.
;
;
;
где: Ки - коэффициент использования;
Кмах - коэффициент максимума (отношение расчетного максимума активной мощности к ее среднему значению за наиболее загруженную смену),
Рном - установленная (номинальная) мощность, кВт;
Ксм - коэффициент совмещения максимумов (0,8-1,0).
Значения коэффициентов использования и коэффициентов мощности Км, определяющих соотношение активной и реактивной мощностей (Км = соs j) для различных групп токоприемников приведены в табл. 2.
Таблица 2
Токоприемники | Ки | Км = cos φ |
Металлорежущие станки Переносный электроинструмент (гайковерты и т.д.) Краны, электротельферы Сварочные трансформаторы для ручной сварки Насосы, компрессоры, двигатели-генераторы Вентиляционное оборудование Конвейеры мощностью до 10 кВт Конвейеры мощностью более 10 кВт Разборочно-сборочные и испытательные стенды Термические печи Сушильные камеры Лампы накаливания Лампы люминисцентные | 0,12 0,06 0,05 0,3 0,7 0,65 0,4-0,5 0,55-0,75 0,15-0,2 0,75-0,8 0,8-0,9 - - | 0,4 0,5 0,5 0,35 0,8 0,8 0,6 0,6-0,8 0,5-0,6 0,95 0,9 1,0 0,9 |
Расчет электроосвещения заключается в определении числа и мощности светильников, необходимых для обеспечения нормативного уровня освещенности. При расчете электроосвещения для производственных и складских помещений учитывают среднюю потребную мощность осветительных приборов в ваттах, необходимых для нормального освещения 1 м2 площади, которые составляют для различных работ следующие значения: для малярных, обойных и столярных работ - 20; для механических, электротехнических, агрегатных, медницких и кузовных работ - 18; для жестяницких, кузнечно-рессорных, сварочных, аккумуляторных и вулканизационных работ - 15; хранения запчастей, шин, масел - 5 ватт/м2.
Электроосвещение может осуществляться системой общего освещения или комбинированной системой. При общем освещении светильники располагают под потолком или на стенах таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая освещенность всей площади помещения. Комбинированное освещение предусматривает наличие наряду со светильниками общего назначения светильников местного освещения, расположенных непосредственно на рабочих местах Комбинированная система освещения позволяет при меньших расходах на электроэнергию обеспечить лучшее освещение рабочих мест.
Для питания системы общего освещения используется напряжение 220 В, для местного - 36 В, а в опасных и особо опасных местах - 24 или 12 В.
Параметры искусственного освещения помещений закладываются в процессе проектирования предприятия путем определения числа (N) и мощности светильников, необходимых для обеспечения заданного значения освещенности.
;
где: Е - нормируемая освещенность, лк (см.табл. 3);
К - коэффициент запаса мощности, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации (1,3 - 1,7);
S - площадь помещения, м2,
F - световой поток ламп одного светильника, лм (от 200 до 35000 в зависимости от типа ламп);
h - коэффициент использования светового потока (0,2 - 0,5).
Годовой расход электроэнергии по предприятию (Wг) определяется как сумма годовых расходов электроэнергии на силовое электрооборудование и освещение.
;
где: Рнс - номинальная (установленная) мощность силовых токоприемников, кВт;
Ки - коэффициент использования (ср. величина по данным табл. 2);
Тг.с. - годовое использование силовых нагрузок, ч. (для односменной работы - 1600 ч., двухсменной - 3200 ч., трехсменной - 4700 ч.);
Рн.о. - номинальная (установленная) мощность осветительных приборов, кВт;
Тг.о. - годовое использование осветительных нагрузок, ч. (при наличии естественного света для односменной работы - 800 ч., двухсменной - 2250 ч., трехсменной - 4150 ч.).
Таблица 3
Нормативы освещенности помещений предприятий автомобильного транспорта при общем освещении
Наименование рабочих мест и помещений | Освещенность, лк, не менее |
Посты ТО и ТР автомобилей Осмотровые канавы Посты мойки и уборки автомобилей Моторный, агрегатный, механический, эл-технический, топливный цеха Кузнечный, сварочно-жестяницкий, медницкий и аккумуляторный цеха Шиноремонтный, обойный и столярный цеха Складские помещения для запчастей, материалов, инструмента Помещения для хранения автомобилей, рампы, проезды внутри здания Дежурное освещение зон ТО и ТР и хранения в помещениях Открытые площадки для хранения автомобилей Проезды на территории предприятия Помещения для инженерных сетей | 0,5 |
Особое внимание в процессе проектирования, строительства и эксплуатации системы электроснабжения должно быть уделено прокладке силового кабеля и обеспечению требований техники безопасности при работе с электроустановками и приборами.
Глубина заложения кабельных линий от уровня земли должна быть: при напряжении линии до 20 кВ - не менее 0,7 м; до 35 кВ - не менее 1 м. При прокладке кабельных линий непосредственно в земле кабели должны иметь снизу подсыпку, а сверху засыпку слоем земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака. Допускается подсыпка и засыпка песком. Толщина слоя земли (песка) для подсыпки и засыпки кабеля напряжением до 35 кВ должна быть не менее 100 мм.
Кабели напряжением 35 кВ и выше, уложенные в траншеи должны быть защищены от механических повреждений железобетонными плитами толщиной не менее 50 мм, укладываемыми по всей длине траншеи. Кабели напряжением до 35 кВ защищаются плитами или керамическим кирпичом, укладываемым поперек траншеи в один слой. Кабели 20 кВ и ниже, уложенные на глубине 1-1,2 м защиты не требуют. Внутренний диаметр труб для защиты кабелей, прокладываемых в грунте, должен быть не менее полуторакратного наружного диаметра кабеля, а для кабеля с однопроволочными жилами - не менее двукратного диаметра. Для кабелей 35 кВ диаметр трубы во всех случаях должен быть не менее 100 мм.
Кабели должны быть уложены с запасом по длине, достаточным для компенсации возможных смещений почвы и температурных деформаций, как самих кабелей, так и конструкций, по которым они проложены. Укладывать запас кабеля в виде витков (колец) не допускается.
Кабели, проложенные по конструкциям, должны быть жестко закреплены в концевых точках и в других местах так, чтобы исключалась деформация и механическое повреждение оболочек. Должна быть предусмотрена защита кабеля от нагрева и прорыва горячих веществ.
Корпуса электрических двигателей, установок и пусковых приспособлений, а также все металлические части вблизи них, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены. Все доступные для прикосновения токоведущие части электродвигателей и их пусковых приспособлений должны быть ограждены или закрыты. Шины и провода защитного заземления должны быть доступны для осмотра и испытания, которые проводятся не реже одного раза в год.
При проектировании системы электроснабжения следует учитывать, что недостаточная электрооснащенность предприятия может привести к снижению производительности, ухудшению условий труда, низкому уровню механизации производственных процессов и даже потере перспективы технического развития предприятия. В то же время, завышение мощностей и избыток силовых и осветительных установок приводит к неоправданным затратам при строительстве и эксплуатации предприятия. Грамотно выполненный расчет системы электроснабжения с учетом перспективы развития предприятия позволяет создать необходимые условия для его функционирования и избежать излишних затрат на электроэнергию.
Электробезопасность персонала должна обеспечиваться конструкцией электроустановок, техническими способами и средствами защиты, организационными и техническими мероприятиями. К ним относятся:
· защитное заземление;
· электрическое разделение сетей;
· малое напряжение;
· изоляция токоведущих частей;
· предупредительная сигнализация;
· блокировки;
· ограждения и знаки безопасности;
· индивидуальные средства защиты;
· предохранительные приспособления и т.д.
Использование перечисленных способов защиты от поражения электрическим током позволяет снизить вероятность несчастных случаев и травматизма при эксплуатации систем электроснабжения.
Система теплоснабжения.
В производственных, складских и административно-бытовых помещениях предприятия, независимо от внешних климатических условий должны обеспечиваться нормальные условия для работы персонала и оборудования. Для этого помещения предприятия оборудуются системами теплоснабжения, обеспечивающими поддержание температуры в соответствии с установленными нормативами.
Системы теплоснабжения рассчитываются на обогрев помещений и возмещение расхода тепла: на нагревание воздуха, поступающего через неплотности в ограждающих конструкциях, а также открываемые ворота и двери; на нагрев и подачу в производственные и бытовые помещения горячей воды; на нагревание поступающих извне материалов, оборудования и транспортных средств; на нагревание воздуха, поступающего извне по системе вентиляции и т. д. Системы должны обеспечивать: равномерное нагревание воздуха помещений; взрыво- и пожаробезопасность, наименьшее загрязнение воздуха помещений вредными выделениями и неприятными запахами; бесшумность, надежность и удобство в эксплуатации.
Для отопления и горячего водоснабжения на предприятиях автомобильного транспорта чаще всего используются централизованные системы отопления от внешних муниципальных тепловых сетей. При отсутствии возможности подключения к централизованным системам отопления, предприятия самостоятельно или совместно с другими предприятиями строят свои котельные. В качестве носителей тепла могут использоваться: горячая вода; пар; перегретая до 150° вода. Наряду с традиционными системами теплоснабжения известны случаи использования для отопления предприятия нетрадиционных источников тепла, например, источника горячих термальных вод.
В производственных помещениях для ремонта и обслуживания автомобилей, работа в которых связана с выделением вредных веществ, закрытой стоянки и т.д. рекомендуется применять отопление совмещенное с вентиляцией с помощью предварительно прогретого наружного воздуха. В производственные помещения и осмотровые канавы воздух должен подаваться в холодное время года с температурой не выше 25° и не ниже 16° С.
Для предотвращения поступления в помещение холодного воздуха при частом открывании наружных ворот они оборудуются воздушно- тепловыми завесами. Воздушно-тепловые завесы рекомендуется предусматривать, если общая продолжительность открывания ворот в течение смены превышает 40 минут или если они открываются более 5 раз в смену. В целях экономии целесообразно блокировать системы управления открыванием ворот и пуска вентиляторов завесы, чтобы тепловая завеса включалась с началом открывания ворот и выключалась с их закрытием. Температурные режимы, рекомендуемые поддерживать в производственных и административно-бытовых помещениях предприятий автомобильного транспорта приведены в табл. 4.
Таблица 4
Нормы температур в рабочей зоне производственных помещений и административно-бытовых помещениях
Наименование помещений, участков | Допустимая температура в холодный период года, оС | Расчетная температура, оС |
Слесарно-механический, ремонта электрооборудования, приборов питания, инструментальный Агрегатный, кузовной, медницкий, шиномонтажный, деревообрабатывающий, окрасочный, уборочно-моечный, ТО и ТР автомобилей Кузнечно-рессорный, сварочный, складские помещения Закрытая стоянка автомобилей, склад шин Конструкторское бюро, библиотека Помещения отделов управления, общественных организаций, гардеробы рабочей одежды Гардеробы уличной одежды, умывальники, залы заседаний, вестибюли Душевые Туалеты | 17-21 16-20 14-18 |
Примечание. Относительная влажность при температуре 24°С и ниже должна быть не более 75 %, при 25°С - не более 70%, при 26°С - не более 65 %, при 27°С - не более 60 %, при 28°С - не более 55%.
Система вентиляции.
Система вентиляции должна обеспечивать в производственных и административно-бытовых помещениях предприятия параметры воздушной среды, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям.
При проектировании систем вентиляции должны выполняться требования СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», а также противопожарные требования СНиП 2.04.05-91.
По способу побуждения движения воздуха вентиляционные системы подразделяются на системы с механическим побуждением при помощи вентиляторов или других механических устройств, обеспечивающих направленное перемещение воздуха и системы с естественным побуждением воздуха, обеспечивающим аэрацию за счет разности плотностей воздуха внутри и снаружи производственных помещений.
По назначению системы вентиляции подразделяются на приточные и вытяжные. Приточная вентиляция осуществляется путем подачи чистого воздуха в помещение, а вытяжная вентиляция - путем удаления загрязненного воздуха из помещения за его пределы. При наличии в помещении рассредоточенного источника вредных выделений применяется общеобменная вентиляция, обеспечивающая разбавление и удаление вредных газов. Для удаления вредных выделений непосредственно от места их образования устанавливается местная вытяжная вентиляция (местный отсос). Для сосредоточенной подачи воздуха к определенным рабочим местам или части помещения используется местная приточная вентиляция.
Местная вентиляция является более эффективной, так как позволяет за более короткие сроки и с меньшими затратами очистить воздух непосредственно в местах образования вредных выделений. При расчете общеобменной вентиляции количество приточного воздуха должно быть достаточным для компенсации воздуха, удаляемого местными отсосами.
Воздух, удаляемый местными отсосами и содержащий вредные или неприятно пахнущие вещества должен очищаться перед выбросом в атмосферу. Забор приточного воздуха должен производиться в местах удаленных и защищенных от выброса загрязненного воздуха.
При компановке вентиляционного оборудования необходимо учитывать, что в производственных помещениях не рекомендуется размещать вентиляторы кроме оконных. Вентиляционное оборудование систем проточной вентиляции, как правило, размещаются в специальных изолированных помещениях - вентиляционных камерах. Вентиляционное оборудование систем вытяжной вентиляции могут быть установлены в вентиляционных камерах, на кровле или стенах здания, вмонтированы в оборудование или установлены на специальных площадках или антресолях.
Правила по охране труда на автомобильном транспорте запрещают работать в производственных помещениях, где выделяются вредные вещества или неисправна либо не включена вентиляция. В случае превышения в производственном помещении установленной концентрации вредных веществ (табл. 5) работа должна быть прекращена и работающие удалены из помещения.
Таблица 5.
Предельно допустимые концентрации вредных и горючих веществ в воздухе производственных помещений
Наименование вредных веществ | Величина ПДК, мг/м3 | Наименование горючих веществ | Пределы концентр. по объему, % |
Окислы азота Акролеин Свинец и его соединения Тетраэтилсвинец Едкие щелочи Серная кислота, серный ангидрид Соляная кислота Пыль талька | 5,0 0,2 0,01 0,005 0,5 1,0 5,0 4,0 | Бензин Керосин Ацетилен Водород Пропан Бутан | 0,7 1,4 2,2 3,3 2,2 1,5 |
Для общеобменной вентиляции объем приточного воздуха (V) при удалении вредных выделений, пыли или газа можно определить по формуле:
;
где: G - количество вредных выделений в помещении, мг/м3;
К1 - допустимая концентрация выделений, мг/м3,
К2 - концентрация выделений в приточном воздухе, мг/м3.
Системы вентиляции для различных производственных зон, участков и цехов предприятий автомобильного транспорта имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при их проектировании и эксплуатации. Ниже приведены некоторые особенности и требования к системам вентиляции для различных производственных помещений автотранспортных предприятий.
Зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть оборудованы общеобменной и местной вентиляцией. Общеобменная вентиляция предусматривается по следующей схеме: вытяжка воздуха из верхней зоны над тупиковыми постами и торцами поточных линий; приток воздуха в рабочую зону и осмотровые канавы.
В помещениях и постах, предназначенных для проверки и регулирования работы автомобиля, при работающем двигателе должны быть установлены местные отсосы для удаления отработавших газов.
Рабочие места в зоне технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей должны оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией и местной вентиляцией с нижним отсосом, исключающим возможность образования взрывоопасной концентрации газа. Электродвигатели и вентиляторы должны быть во взрывоопасном исполнении.
Помещение дня ремонта топливных систем оборудуется общеобменной и местной вытяжной вентиляцией. Промывка карбюраторов растворителем производится в вытяжном шкафу с верхним и нижним отсосами. На рабочих местах по разборке и проверке карбюраторов, приготовлению контрольных смесей и определению октановых чисел бензина должны устанавливаться вытяжные зонты или укрытия.
Помещение аккумуляторного цеха должно быть оборудовано автономной, не связанной с вытяжными системами других помещений приточно-вытяжной и местной вентиляцией. Местные отсосы должны быть предусмотрены от мест плавки свинца, приготовления и слива электролита, ванн для выщелачивания и окисления сепараторов, верстаков для разборки и сборки аккумуляторных батарей, печей для разогрева мастики. Зарядка аккумуляторных батарей производятся в специальном помещении - зарядной на ступенчатых стеллажах с местными щелевыми отсосами, где предусматривается также естественная вытяжка из верхней зоны шахты площадью 0,12 - 0,15 м2. Приточная вентиляция в помещении зарядной рекомендуется предусматривать с подачей воздуха в нижнюю зону. Зарядка аккумуляторных батарей в общем помещении допускается только в исключительных случаях при отсутствии зарядного помещения. При этом необходимо предусмотреть стеллажи закрытого типа, заключенные в вытяжные шкафы.
Шиноремонтный цех оборудуется общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией и местными отсосами. Местные отсосы должны предусматриваться от шероховальных станков, верстаков для намазки клеем изделий, шкафов для сушки материалов, промазанных клеем. Вытяжные вентиляторы должны быть во взрывобезопасном исполнении. Приточная вентиляция должна обеспечивать подачу воздуха в верхнюю зону помещения в объеме, компенсирующем вытяжку.
Сварочные посты должны быть оборудованы местными отсосами. В случае размещения сварочных постов в общем помещении и при сварке деталей размером до 1 м столы для сварки следует помещать в кабины.
Кузнечно-рессорный цех оборудуется общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией. Местные отсосы предусматриваются от печей для закалки, отжига и цементации деталей и рессор, нагревательных печей, кузнечных горнов. Общеобменную вентиляцию следует рассчитывать на удаление теплоизбытков. Вытяжка должна осуществляться через верхнюю зону помещения в размере трехкратного объема помещения в час.
Медницкое отделение. Очистка радиаторов от накипи и лужение должны производиться в вытяжном шкафу. От верстаков для ремонта радиаторов должны быть предусмотрены местные отсосы.
Малярное отделение. При производстве малярных работ с применением пульверизаторов необходимо иметь обособленные системы вытяжной вентиляции с вентиляторами во взрывобезопасном исполнении с очисткой воздуха перед выбросом в атмосферу в гидрофильтрах. У рабочего места маляра и стола для приготовления красок должны быть установлены местные отсосы. Приток воздуха в малярное отделение следует предусматривать в верхнюю зону.
Системы водоснабжения.
Предприятия автомобильного транспорта должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым, производственным и противопожарным водопроводами. Оптимальным вариантом с точки зрения экономической целесообразности, противопожарной безопасности, охраны здоровья персонала, охраны окружающей среды и т.д. следует признать вариант, когда все указанные водопроводы имеются и функционируют в раздельности. Это возможно только в том случае, если раздельные водопроводы имеются на уровне района или города, что, к сожалению, не часто встречается в наших городах.
Хозяйственно-питьевой водопровод должен обеспечивать предприятие водой, отвечающей требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая". Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды включает: расход на питьевые и бытовые нужды, которые принимаются в АТП из расчета 15л. на одного водителя и 25 л. на одного работающего в смену с коэффициентами часовой неравномерности водопотребления соответственно 2,0 и 3,0; расход воды на душ составляет 40-60 л. на одну процедуру, расход воды на поливку из шлангов покрытий тротуаров, площадок, проездов принимается из расчета 0,4 - 0,5 л/сут на 1 м2; расход воды на мойку полов составляет 1,0 - 1,5 л/сут на 1 м2; на поливку зеленых насаждений 3 - 6 л/сут на 1 м; на умывальник в раздевалке или туалете 100 л. за один час; на туалеты - 600 л/сут на 1 унитаз; на приготовление пищи в столовой или кафе 12 л/сут на одно блюдо при коэффициенте неравномерности 1,5. Расчетный секундный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды для определения параметров водопровода (диаметров труб и т.д.) определяется по количеству устанавливаемых приборов и точек расходования по приведенным нормам расходования. При определении расчетного секундного расхода воды для объединенной сети водопровода расход воды на мойку автомобилей и мытье полов производственных помещений не учитывается.
Для снабжения питьевой водой на предприятиях предусматриваются автоматы, фонтанчики и другие устройства, которые размещаются в производственных помещениях, вестибюлях, комнатах отдыха, площадках и других местах территории. Расстояние от рабочего места до ближайшего устройства для питья не должно превышать 75 м. Температура воды должна быть не ниже 8°С и не выше 20°С.
Производственный водопровод обеспечивает поставку на предприятие воды для технических нужд. Расход воды на технические нужды определяется в зависимости от производственных процессов и применяемого технологического оборудования. В АТП расход технической воды, в основном, приходится на мойку автомобилей.
Расход воды на мойку автомобиля зависит от способа мойки (ручная, механизированная), применяемого моечного оборудования, типа автомобиля, условий эксплуатации и т.д. Средний расход воды на ручную мойку одного автомобиля составляет: для легковых автомобилей - 500-700 л.; для грузовых - 700-1000 л.; для автобусов - 1500-2000 л. Расход воды при механизированной мойке составляет, для легковых автомобилей - 1000-1500 л.; для грузовых автомобилей и автобусов - 1500-2000 л.
Противопожарный водопровод (внутренний) на предприятиях автомобильного транспорта в обязательном порядке должен устанавливаться:
· в производственных зданиях, за исключением производственных зданий, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар или распространение огня, а также производственных и вспомогательных зданий, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено наружное тушение пожаров из водоемов;
· в административно-бытовых и вспомогательных зданиях высотой шесть этажей и более;
· в закрытых помещениях для хранения автомобилей.
Системами автоматического пожаротушения (спринклерными и дренчерными установками) оборудуются деревообрабатывающие цеха объемом 2000 м3 и более, окрасочные отделения (при применении горючих растворителей) объемом 500 м3 и более, здания без фонарей при ширине более 60 м., аккумуляторные и обойные цеха, склады топливно-смазочных и сгораемых материалов, помещения для обслуживания автомобилей и их хранения.
Противопожарная водопроводная сеть должна быть закольцована и запитываться от двух источников водоснабжения. При одном источнике водоснабжения необходимо устанавливать резервуары (два и более) противопожарного запаса воды и насосную станцию для подачи воды во время пожара из резервуаров в сеть.
Системы канализации.
Предприятия, имеющие системы водоснабжения и расходующие воду на производственные и хозяйственные нужды должны иметь и систему водоотведения (канализации). На предприятиях автомобильного транспорта применяются следующие системы внутренней канализации: бытовая - для отведения сточных вод от сантехнических приборов (унитазов, умывальников, душей и др.); ливневая - для очистки ливневых и других стоков, поступающих с территории предприятия в общегородские или районные канализационные сети; производственная - для отведения производственных сточных вод (мойки автомобилей, мойки деталей и т.д.).
В исключительных случаях при работе в полевых условиях и отсутствии внутреннего хозяйственно-питьевого водопровода предприятию с, численностью работающих не более 25 человек в наиболее загруженную смену разрешается функционировать без внутреннего водопровода и фекальной канализации. При этом обеспечение питьевой и хозяйственной водой и удаление сточных вод от душевых и умывальников осуществляется с учетом местных условий, а туалеты устраиваются наружно с выгребами.
При отсутствии в районе предприятия канализационной сети очистка сточных вод предприятия, а также выбор места их спуска должны производиться с соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения их сточными водами.
Бытовая канализация предприятия вливается в прилегающую сеть муниципальной бытовой канализации. Требования к устройству и эксплуатации бытовой канализации определяются соответствующими муниципальными службами на основании нормативных документов.
Ливневая канализация. Территории предприятий автомобильного транспорта (зоны обслуживания и ремонта, проезды, места стоянки) в процессе производственной деятельности загрязняются взвешенными веществами, нефтепродуктами, химикатами и другими вредными веществами. При работе подвижного состава на этилированном бензине и во время их хранения на территорию и в сточные воды попадают высокотоксичные вещества, как тетраэтилсвинец. В соответствии с действующими нормативами не допускается сливать с территории предприятий в муниципальные канализационные сети ливневые и другие стоки, требующие очистки. Запрещается сбрасывать в канализацию жидкости, содержащие тетраэтилсвинец.
Для очистки ливневых сточных вод на предприятиях используют несложные в изготовлении и простые в обслуживании очистные сооружения.
Производственная канализация. В процессе осуществления перевозок подвижной состав автомобильного транспорта загрязняется вследствие налипания дорожной грязи, состоящей из частиц асфальта, глины и песка, оседания частиц сажи и других химических соединений, входящих в состав выхлопных газов, попадания масла, бензина и других эксплуатационных материалов при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации автомобилей.
Степень загрязнения подвижного состава зависит от условий эксплуатации, погодных условий, типа подвижного состава, вида перевозок и т.д. Масса загрязнений автомобиля за день работы на линии может составить от 2 до 20 кг. Нетрудно подсчитать, что, масса грязи, очищаемая за год в процессе выполнения уборочно-моечных работ в автотранспортном предприятии, эксплуатирующем 250 автомобилей-самосвалов КамАЗ, МАЗ, КрАЗ на дорогах с щебеночным и гравийным покрытием может колебаться в пределах 400-800 тн. Чтобы смыть такое количество грязи приходится израсходовать от 100 тыс. до 150 тыс. куб.м. воды. Естественно, попадание такого количества неочищенных стоков со значительным содержанием вредных веществ от предприятий в городскую канализацию может привести к экологической катастрофе.
В целях рационального использования водных ресурсов, охраны окружающей среды и сокращения материальных затрат на предприятиях автомобильного транспорта при мойке автомобилей используется оборотное водоснабжение (исключением являются автомобили ассенизационные и перевозящие ядовитые и инфицирующие вещества, для которых запрещено предусматривать оборотное водоснабжение). При оборотном водоснабжении вода после мойки автомобилей очищается и отстаивается в очистных сооружениях предприятия, откуда насосами повторно подается на мойку. Оборотное водоснабжение позволяет сократить расход водопроводной воды на 80 - 90 %