Методология проектирования предприятий автомобильного транспорта
Проектирование и последующее строительство или реконструкция предприятия представляет собой важный и ответственный этап в развитии, как самого предприятия, так и всей отрасли в регионе. Поэтому к процессу проектирования предприятия предъявляются очень высокие и жесткие требования. Основные требования заключаются в обеспечении высокой экономической эффективности и высокого технического уровня проекта, максимального использования новейших достижений науки и техники с тем, чтобы строящееся или реконструируемое предприятие ко времени его ввода в действие и многие годы в процессе эксплуатации было технически передовым и имело высокие показатели по производительности и условиям труда, уровню механизации, себестоимости и качеству продукции.
Повышение эффективности капитальных вложений, снижение себестоимости строительства и себестоимости перевозок, организация производства обслуживания и ремонта автомобилей на высоком техническом уровне является наиболее важной проблемой автомобильного транспорта, и решение этой проблемы обеспечивается в первую очередь качественным проектированием предприятия. Необходимыми условиями качественного проектирования являются:
-обоснование состава, мощности и местоположения предприятия;
-соответствие проекта прогрессивным формам организации производства и передовому опыту;
-применение научной организации труда и управления;
-эффективная технология обслуживания и ремонта подвижного состава;
-рациональное использование производственных помещений;
-использование современных строительных конструкций и материалов с учетом местных природно-климатических условий.
Порядок подготовки предпроектных материалов и проектирование предприятия отличаются в зависимости от форм финансирования капвложений. Предприятиям, осуществляющим реконструкцию или техперевооружение за счет собственных средств и не нуждающимся в бюджетных, кредитных и инвестиционных средствах нет необходимости проводить такие работы как составление заявки на финансирование, разрабатывать бизнес-план и оформлять договор на финансирование. Как правило, реконструкция за счет средств предприятия осуществляется на существующей территории с использованием действующих инженерных сетей. Подготовка материалов и разработка проекта при реконструкции или тех.перевооружении предприятия за счет собственных средств может осуществляться в следующей последовательности:
1. Составление технико-экономического обоснования реконструкции или перевооружения производства;
2. Составление задания на проектирование;
3. Разработка техно-рабочего проекта.
При осуществлении капитальных вложений за счет банковских кредитов, средств инвесторов, или бюджетного финансирования проектирование нового или реконструкция действующего предприятия осуществляется в следующей последовательности:
1. Проведение экономических изысканий;
2. Разработка технико-экономического обоснования предлагаемой формы развития предприятия;
3. Составление заявки и предварительное согласование финансирования капитальных вложений;
4. Разработка бизнес-плана развития предприятия;
5. Оформление договора на финансирование;
6. Оформление отвода участка и получение разрешения на подключение к инженерным сетям и строительство объекта;
7. Составление задания на проектирование;
8. Разработка технического проекта;
9. Разработка рабочих чертежей.
На основании проведенных экономических изысканий и технико-экономического обоснования готовится заявка на финансирование и проводится предварительное согласование вопроса о выделении средств на развитие предприятия. После получения принципиального согласия на финансирование составляется бизнес-план предприятия. На основании бизнес-плана и прилагаемых к нему документов принимается решение и оформляется договор на финансирование, где указывается объем и сроки финансирования, порядок и сроки возврата кредита и процентов по ним, порядок участия инвесторов в управлении предприятием и получении прибыли.
С момента подписания договора на финансирование начинается основная работа по проектированию предприятия: на выбранный и согласованный с администрацией района или города участок оформляются соответствующие документы на отвод земли; выполняются инженерные изыскания; получаются разрешения на подключение к инженерным сетям (электроэнергия, вода, канализация, газ, тепло, телефон, радио и т.д.); составляются строительный паспорт на участок и архитектурно-планировочное задание на его застройку; разрабатывается задание на проектирование предприятия.
Задание на проектирование - документ, на основании которого осуществляется проектирование предприятия. В задании на проектирование указывается необходимая для разработки проекта информация: реквизиты предприятия, район, пункт и площадка строительства; производственные мощности на первую очередь и полное развитие, намечаемая специализация предприятия; основные источники обеспечения на период строительства и в процессе эксплуатации предприятия водой, теплом, газом, электроэнергией; условия очистки и сброса сточных вод; основные технологические процессы и оборудование; намечаемые сроки строительства и порядок ввода мощностей по очередям; намечаемые размеры капвложений и основные технико-экономические показатели предприятия и т.д.
Задание на проектирование может содержать также указания о применении тех или иных строительных конструкций и строительных материалов, об использовании типового или ранее выполненного удачного индивидуального проекта и особые требования, такие как предусмотрение в проекте автоматизированной системы управления производством и др.
При составлении задания и проектировании необходимо учитывать, что использование типового или повторно - применяемого индивидуального проекта значительно сокращает стоимость и продолжительность разработки проекта. Задание на проектирование составляется заказчиком при непосредственном участии проектной организации.
По получению задания на проектирование, проектная организация приступает к разработке проекта. Проектирование предприятия может осуществляться в одну или две стадии. Технически сложные и крупные индивидуальные проекты разрабатываются в две стадии. На первой стадии разрабатывается технический проект, а на второй стадии - рабочие чертежи.
Объекты, строящиеся по типовому или повторно используемому проекту, а также технически несложные объекты проектируются в одну стадию. Для таких объектов разрабатывается единый техно-рабочий проект.
В техническом проекте разрабатываются основные проектные решения, обеспечивающие: высококачественное выполнение производственной программы предприятия, надлежащее осуществление технологических процессов; рациональное использование территории, зданий и сооружений; прогрессивные и экономичные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий; эффективность капитальных вложений и высокие технико-экономические показатели предприятия.
Технический проект состоит из нескольких частей: технологической, строительной, сантехнической, энергетической, сметной и экономической. Расчетно-пояснительные записки всех частей проекта объединяются обычно в одну часть - пояснительную записку проекта. Основной и наиболее крупной частью проекта является технологическая часть. Строительная, сантехническая и энергетическая части представляют собой архитектурно-строительное оформление инженерных и проектных решений, приведенных в технологической части.
В сметной части излагаются сводные и детализированные расчеты затрат на выполнение проектных, строительно-монтажных работ, приобретение оборудования и другие расходы, связанные со строительством и реконструкцией.
Экономическая часть проекта содержит: обоснование расположения и мощности предприятия; характеристику и анализ капвложений и основных фондов предприятия; расчеты фонда оплаты труда, накладных расходов и оборотных средств; калькуляцию себестоимости содержания и эксплуатации подвижного состава; технико-экономические показатели проекта.
Технологическая часть проекта состоит из расчетно-пояснительной записки, схемы генерального плана, компановочных планов отдельностоящих зданий, планов размещения производственных участков, цехов, складских и других помещений и планировки технологического оборудования.
Расчетно-пояснительная записка содержит: описание проектируемого предприятия, его назначение, состав и режим работы; характеристику подвижного состава и режим его эксплуатации; описание технологического процесса и его расчетные нормы; расчеты производственной программы, численности рабочих, площадей производственных и складских помещений; спецификацию технологического оборудования; задания по разработке строительной, сантехнической и энергетической частей проекта; показатели, характеризующие технологические решения.
Схема генерального плана определяет размещение предприятия, его помещений, зданий, сооружений на земельном участке и организацию движения на территории.
Рабочие чертежи выполняются исходя из технических решений принятых в технологической части. В них детально разрабатываются фундаменты, строительные и монтажные узлы. Рабочие чертежи по технологической части представляют собой монтажные чертежи, в состав которых входят: планы расстановки оборудования с указанием спецификации, привязочных размеров, точек потребления энергии, воды, пара и т.д.; планы и разрезы отдельных производственных участков с наиболее сложным оборудованием; детали приспособлений и устройств, необходимых для монтажа оборудования и его эксплуатации. По рабочим чертежам ведется строительство и монтаж оборудования.
Принимаемые в процессе проектирования технологические или проектные решения должны быть ориентированы на достижение высоких прогрессивных показателей работы предприятия и получение экономического эффекта от их внедрения. Экономический эффект от принятого решения может проявиться в виде повышения производительности работы парка автомобилей, снижения себестоимости перевозок, экономии топлива, запчастей и материалов, улучшения условий труда и качества работы.
Недостаточная обеспеченность предприятия производственной базой, производственными участками, постами, оборудованием приводит к тому, что автомобили своевременно и качественно не обслуживаются, а, следовательно, увеличиваются потери из-за простоев в технически неисправном состоянии и поломок на линии. Излишние производственные мощности также ведут к потерям предприятия из-за дополнительных затрат на строительство, содержание и обслуживание лишних мощностей и оплаты налогов на землю и имущество. Причем излишние производственные мощности не дают ощутимого прироста производительности работы автомобилей.
Поэтому при проектировании предприятия необходимо стремиться к созданию оптимальной производственной базы, способной обеспечить высокий уровень технической готовности подвижного состава при низких затратах на ее содержание. В проекте необходимо предусматривать максимальное использование производственных площадей за счет двухсменной и трехсменной работы зон, цехов, участков. Так, например, при закладке в проект поточных линий ТО-1 и ТО-2, можно создать одну универсальную линию, на которой можно выполнять работы по ТО-1 и ТО-2 и предусмотреть эксплуатацию этой линии в две смены. Т.е. в рабочее время выполнять более сложные и трудоемкие работы по ТО-2, а в межсменное время - работы по ТО-1.
При разработке проекта очень важно предусмотреть перспективу развития предприятия. На основании экономических изысканий определяется перспектива развития автотранспортных перевозок и, исходя из этого, в проект закладывается база с учетом возможного расширения или изменения структуры и состава парка автомобилей.
С целью достижения максимального эффекта в процессе строительства определяется очередность ввода в эксплуатацию строящихся или реконструируемых цехов и участков. В первую очередь предусматривается ввод производственных площадей способных существенно повысить эффективность работы предприятия, увеличить прибыль или снизить себестоимость перевозок. Первоочередной ввод отдельных наиболее эффективных объектов позволяет предприятию получать дополнительную экономическую выгоду пока завершается строительство или реконструкция других, предусмотренных проектом производственных площадей.
Экономическая эффективность капвложений оценивается общими экономическими показателями как рентабельность, срок окупаемости, минимизация затрат и т.д. Наряду с оценкой эффективности развития предприятия по общим экономическим показателям, для сопоставления и оценки различных проектных решений применяется целый ряд специфических технологических оценочных показателей. Наиболее распространенными из них являются:
- Число производственных рабочих на 1 млн.км. пробега в год;
- Число рабочих постов на 1 млн.км. пробега в год;
- Площадь стоянки на 1 место хранения;
- Площадь производственных и складских помещений на 1 автомобиль;
- Площадь земельного участка на 1 автомобиль;
- Стоимость строительства на 1 автомобиль.
Эффективность капитальных вложений и оценочные показатели проектных решений в первую очередь зависят от уровня инженерных решений и качества исполнения технологического проекта. Технологический проект разрабатывается специалистами автомобильного транспорта, а, следовательно, уровень их знаний, степень подготовки и опыт являются одними из решающих факторов в деле создания производственно-технической базы, способной наилучшим образом удовлетворить потребности конкретного автопредприятия.
Технологический проект включает в себя решение следующих вопросов:
- выбор и обоснование необходимых для расчетов проекта исходных данных;
- расчет производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- расчет численности производственного персонала с их распределением по сменам и постам;
- выбор организации производства и разработка технологии производственных процессов;
- подбор гаражного, диагностического, станочного и др. оборудования;
- расчет числа рабочих постов, поточных линий и площадей зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта автомобилей;
- расчет площадей производственных, бытовых, административных помещений и складов;
- оптимизация производственных мощностей предприятия с учетом случайности возникающих отказов и объемов работ по ТО и ТР;
- разработка объемно-планировочных решений и генплана предприятия;
- технико-экономическое обоснование предлагаемых технологических решений.
Технологическое проектирование включает большой круг вопросов организационно-технического, технологического и экономического порядка, которые проходится решать не только при проектировании нового строительства или реконструкции, но и в процессе текущей деятельности предприятия.
В качестве основных нормативных документов при технологическом проектировании используются: "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", "Нормы технологического проектирования автотранспортных предприятий", СНиПы и др.
Общие требования к разработке проектных решений
Планировка предприятия осуществляется на основании выполненных технологических расчетов с учетом оптимизации производственных мощностей. Исходя из потребности в производственных площадях, специфики предприятия, принятой технологии производства и т.д. выбирается земельный участок под строительство предприятия. Определяются ориентировочные объемы и этапы строительства, а также возможные для использования строительные конструкции и материалы. Прорабатываются компоновочные решения отдельно стоящих зданий, составляется генеральный план предприятия, а затем выполняются планировки цехов, участков и зон.
В процессе планировки решаются следующие вопросы: обеспечение эффективного использования и застройки земельного участка; рациональное взаимное расположение зданий, сооружений, помещений, цехов, участков и постов с учетом принятой технологии выполнения работ; обеспечение научной организации труда на рабочих местах, технологических связей и движения на территории и в зданиях предприятия; размеры, этажность и конструкции зданий и сооружений; соблюдение технологических и строительных норм и требований; минимизация затрат на проектные, строительно-монтажные и эксплуатационные затраты и т.д.
Особое значение для обеспечения эффективности строительства имеет выбор земельного участка под строительство предприятия. Место расположения земельного участка определяется исходя из прогнозов развития пассажирских и грузовых потоков в строгой увязке с генпланом развития города, населенного пункта, района.
При выборе земельного участка необходимо учитывать также рельеф местности. Особое внимание при выборе участка следует уделять наличию на прилегающих территориях инженерных сетей (тепло, электроэнергия, газ, вода, канализация) и возможности подключения к ним.
Выделение земельного участка оформляется решением администрации города или района, затем в соответствующих муниципальных службах уточняются точки подключения к инженерным сетям и определяются требования, предъявляемые к архитектурно-планировочному исполнению проекта.
Объемно - планировочное решение позволяет определить общий вид и объемы будущего строительства, типы и размеры строительных конструкций и материалов. Объемно-планировочное решение должно приниматься с учетом: назначения и особенностей эксплуатации предприятия; природно-климатических условий и рельефа местности; обеспечения требований унификации строительных конструкций и основных параметров проектируемых зданий и сооружений; особенностей организации технологического процесса; возможности реконструкции предприятия при изменении расчетных параметров.
Здания из железо-бетонных конструкций наиболее часто используются при проектировании и строительстве. В целях снижения стоимости проектных работ, изготовления строительных конструкций и выполнения строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений из железо-бетонных конструкций осуществляется унификация объемно-планировочных и конструктивных решений. Унификация достигается за счет производства типовых строительных конструкций и разработки типовых проектов предприятий.
Для изготовления строительных конструкций (колонн, плит перекрытия, стеновых панелей и т.д.) индивидуальных размеров и конструкций необходимо выполнить расчеты конструкций, изготовить соответствующие формы, разработать технологию, подготовить производство, специалистов и рабочих. Это связано с большими производственными затратами и приводят к значительному удорожанию проекта. Таких затрат можно избежать, если на заводах железо-бетонных изделий будут производиться несколько типоразмеров конструкций и эти типы конструкций будут использоваться при проектировании.
Разработка проекта представляет собой длительный и трудоемкий процесс. Использование типового проекта с его привязкой по местности или небольшими изменениями позволяет значительно сократить сроки проектирования и строительства предприятия. Типовые проекты разрабатываются по заказам министерств и ведомств в крупных отраслевых или специализированных проектных институтах.
На автомобильном транспорте основным разработчиком типовых проектов является «Гипроавтотранс» - Государственный институт проектирования предприятий автомобильного транспорта.
При проектировании предприятий, изготовлении строительных конструкций и строительстве используется унифицированный на территории всей страны типаж конструкций, сетка колонн и размеры пролетов. Унифицированные типоразмеры строительных конструкций и параметры зданий определены в нормативных документах «Строительные нормы и правила» (СНиП). При разработке индивидуальных проектов строительства или реконструкции также используются элементы типовых проектов и типовые строительные конструкции.
В соответствии с требованиями СНиПа, шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях (расстояния между разбивочными осями здания в продольном направлении) принимается равным 6 или 12 метров. Размеры пролетов (расстояния между разбивочными осями здания в поперечном направлении) могут быть 6; 12; 18; 24; 30 метров (кратно 6м.).
Высота одноэтажного производственного здания определяется исходя из типа здания, особенностей технологического процесса, пролета здания, наличия и типа технологического и подъемно-транспортного оборудования. Высота до низа несущих конструкций производственных зданий зависит от выбираемого типа колонн и могут быть: 3,6; 4,2, 4,8; 6; 7,2; 8,4 м. Высота многоэтажных производственных зданий принимается 3,6 или 4,8 м., для предприятий автомобильного транспорта, как правило – 3,6м.
Размеры пролетов многоэтажных производственных зданий принимаются кратными 3 м. (3; 6; 9; 12; 15; 18 м.), а шаг колонн – 6м. Этажность здания определяется с учетом технической и экономической целесообразности, технологии производства, архитектурных требований к строящемуся объекту, потребности в производственных площадях и дефицита земельного участка. Нагрузка на пол в многоэтажном производственном здании не должна превышать 2,5 тонн на один кв. метр. Среди предприятий автомобильного транспорта в многоэтажном исполнении наиболее часто встречаются гаражи и стоянки (в том числе таксомоторных или иных автопредприятий).
Здания автотранспортных предприятий в типовых проектах принимается прямоугольной конфигурации в плане с параллельно расположенными пролетами. Допускается использование пролетов различных размеров. В пролетах с меньшими размерами и высотой рекомендуется размещать производственные цеха и участки, а в больших по ширине и высоте – посты и линии обслуживания и ремонта автомобилей.
В каркасных железо-бетонных производственных зданиях предусматривается устройство навесных или самонесущих стеновых панелей. Навесные панели несут функции ограждений и крепятся к колоннам с внешней стороны. Самонесущие стены применяются при необходимости использования панелей большей толщины и веса, способных обеспечить тепло и шумоизоляцию. Такие стены возводятся на собственных фундаментах. Допускается также применение кирпичных самонесущих стен и стен из других местных материалов при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к строящемуся зданию.
Покрытие железобетонных зданий занимает особое место в процессе проектирования, строительства и эксплуатации предприятия. Затраты на покрытие составляет до 50% от всех затрат, приходящихся на строительство и эксплуатацию здания.
В зависимости от конфигурации и типа зданий покрытия подразделяются на односкатные, двухскатные, многоскатные, криволинейные и плоские. Односкатные покрытия применяются в однопролетных небольших зданиях. В типовых проектах автотранспортных предприятий обычно используются двухскатные или многоскатные покрытия.
На покрытиях многопролетных зданий большой ширины и длины для обеспечения помещения естественным светом и проветривания должны быть предусмотрены световые или светоаэрационные фонари.
Основными элементами покрытия являются несущие балки или фермы. На них устанавливаются железо-бетонные плиты покрытия, затем укладываются слой утеплителя, выравнивающий слой и кровля.
Унифицированные здания из легких металлических конструкций («модули») получили широкое применение в проектировании и строительстве предприятий автомобильного транспорта начиная с 80-х годов. Они представляют собой сборные металлические конструкции, изготовляемые на заводах металлоконструкций и поставляемые в комплекте. В зависимости от заказа модули могут поставляться с легкими утепленными стеновыми панелями, оконными переплетами, воротами и элементами покрытия и т.д.
Использование металлических модульных конструкций позволяет значительно сократить затраты и сроки строительства по сравнению с использованием железо-бетонных конструкций. При возведении модульных конструкций заливаются бетонные фундаменты под стойки опор и производится сборка конструкций. За считанные дни здание из модульных конструкций может быть введено в эксплуатацию.
Незаменимы модульные конструкции при чрезвычайных ситуациях, когда требуется в кратчайшие сроки построить и ввести в эксплуатацию здания производственного или иного назначения.
Ворота здания должны предусматриваться с учетом габаритов наиболее крупных транспортных средств с грузом, проезжающих через ворота. Размеры ворот должны превышать габаритные размеры этих транспортных средств по высоте на 0,2 м. и по ширине на 0,6 м. В типовых проектах могут быть предусмотрены распашные, раздвижные или подъемные ворота.
Покрытия полов в производственных цехах, участках и зонах выполняются с учетом видов и интенсивности механических и тепловых воздействий, воздействий агрессивных жидкостей и удобства очистки от загрязнений. В зонах по обслуживанию и ремонту автомобилей, механическом, моторном и агрегатном цехах рекомендуются следующие типы покрытия полов: бетонный шлифованный; бетонный мозаичный; мозаичные плиты. Для покрытия полов в кузнечно-рессорном цехе используется клинкерный кирпич или брусчатка, в аккумуляторном – керамическая кислотоупорная плитка, в деревообрабатывающем и обойном цехах – асфальтобетон, в электротехническом, топливном и медницком цехах – керамические плитки или мозаичные плиты.
Генеральный план предприятия является одним из основных частей проекта и представляет собой соединенное в единое целое технологическое и архитектурное решения проекта. Генеральным планом определяется порядок использования земельного участка предприятия, рациональное размещение зданий и сооружений, эффективная организация работы и взаимодействия основного, вспомогательного и обслуживающего производств, размещение зоны хранения автомобилей, пути прокладки инженерных сетей и т.д.
При разработке генерального плана необходимо учитывать: принятую схему производственного процесса и технологию выполнения работ; особенности местных природно-климатических условий; преобладающее направление ветров; стороны света; рельеф местности; площади производственных участков, цехов, зон обслуживания, ремонта и хранения автомобилей в соответствии с технологическими и оптимизационными расчетами.
Расчетные площади производственных и складских помещений необходимо корректировать в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями унификации строительных конструкций. Инженерные сети должны быть предусмотрены с учетом условий, определенных соответствующими муниципальными службами при согласовании проекта, технологии производства и экономической целесообразности.
Ворота для въезда и выезда из предприятия должны быть расположены с отступлением от красной линии застройки, отделяющей территорию предприятия от городской улицы или проезда не менее чем на длину наиболее длинного транспортного средства, проезжающего через эти ворота. Причем ворота въезда должны предшествовать по ходу уличного движения воротам выезда, чтобы исключить пересечение движения въезжающих и выезжающих автомобилей. Для АТП с подвижным составом более 100 автомобилей должны быть предусмотрены также запасные ворота шириной не менее 3,5 м.
Минимальное расстояние от проезда до наружных стен здания или ограждения при отсутствии въезда и их длине не более 20м. составляет 1,5 м., а при длине более 20 м. – 3 м. На территории предприятия со стороны въездных ворот и проходной рекомендуется устройство площадки для стоянки (хранения) легковых автомобилей работников и посетителей из расчета 25 кв.м. (удельная площадь на один легковой автомобиль) на 10 работающих.
Движение автомобилей внутри предприятия желательно организовать по кольцевому одностороннему маршруту избегая пересечения путей движения. Ширина проезжей части на территории предприятия вне производственных зданий должна быть не менее 3-х метров при одностороннем движении и не менее 6-ти метров при двухстороннем движении.
Здания на участке необходимо размещать с учетом технологии выполнения работ, рельефа местности, геологических условий и обеспечения выполнения минимального объема земляных работ при планировке площадки. Для уменьшения земляных и фундаментных работ длинную сторону здания рекомендуется располагать перпендикулярно к направлению уклона местности.
Здания и сооружения (помещения), производственные процессы, в которых связаны с выделением в атмосферу газа, пыли, дыма, а также склады с легковоспламеняющимися и горючими веществами следует располагать по отношению к другим зданиям (помещениям) с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями желательно устанавливать, чтобы оси фонарей располагались перпендикулярно к преобладающему направлению ветров. Размеры фонарей, оконных проемов и расположение зданий должны обеспечивать нормальное естественное освещение помещений.
Значительную часть территории комплексных АТП занимает зона хранения автомобилей. Потребная площадь зоны хранения зависит от списочного количества подвижного состава, их габаритных размеров, маневренных характеристик, способа хранения, схемы расстановки подвижного состава на стоянке и определяется технологическими расчетами.
Способ хранения (закрытый, под навесом, открытый с подогревом, открытый без подогрева) определяется исходя из экономической и производственной целесообразности с учетом вида и особенностей выполняемых перевозок, а также природно-климатических условий региона (табл. 1).
Таблица 1
Рекомендуемые способы хранения подвижного состава
Тип подвижного состава | Климатический район | Способы хранения |
Легковые автомобили и автобусы | Очень холодный, умеренно-холодный, умеренный | Закрытый |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | Открытый без подогрева | |
Жаркий сухой, очень жаркий | Под навесом | |
Грузовые автомобили | Очень холодный | Закрытый (для прицепов и полуприцепов – открытый) |
Холодный, умеренно-холодный | Открытый с подогревом и частично закрытый | |
Умеренный | Открытый с подогревом | |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | Открытый без подогрева | |
Автомобили оперативного значения (ск.помощь, пожарные, техпомощь и т.д.) | Все районы | Закрытый |
Компоновочный план выполняется для каждого отдельно стоящего производственного здания предприятия. На компоновочном плане указываются габаритные размеры здания, сетка колонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположение производственных и бытовых помещений, а также схематично - посты и линии технического обслуживания и ремонта, инженерные сооружения и подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты).
Компоновка производственного здания осуществляется в следующей последовательности:
1. В соответствии с генеральным планом предприятия, на основании принятой схемы организации технологического процесса определяется состав производственных цехов, участков и зон, запланированные для размещения в данном здании;
2. На основании технологического и оптимизационного расчетов определяется общая площадь предусмотренных в здании цехов, участков, зон, складских помещений и т.д.;
3. С учетом особенностей организации производства в здании и принятого объемно-планировочного решения определяется сетка колонн и габаритные размеры здания;
4. Исходя из требований организации технологического процесса, с учетом противопожарных и санитарных требований определяется рациональное взаиморасположение цехов, участков, зон и т.д.;
5. По выбранной сетке колонн, с учетом возможности и целесообразности расположения стен и перегородок корректируются площади производственных участков, цехов, зон и т.д.;
6. Разрабатываются варианты компоновочного плана здания;
7. Выбирается вариант, наилучшим образом соответствующий принятой схеме организации технологического процесса, противопожарным и санитарным нормам, а также требованиям ОНТП и СНиП.
Взаиморасположение зон, цехов и участков зависит от принятой схемы технологического процесса, особенностей производства, технологической однородности выполняемых работ, производственных связей, строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
При составлении компоновочного плана за основу следует принимать удобное расположение постов и линий технического обслуживания и ремонта автомобилей, а, ориентируясь на них размещать производственные цеха и участки. При этом следует учитывать, что зона TР по номенклатуре выполняемых работ должна иметь технологические связи почти со всеми цехами и участками вспомогательного производства.
Для небольших предприятий объем трудоемкостей по отдельным видам работ, а соответственно и площади производственных цехов и участков незначительны. В таких предприятиях выделение для каждого вида воздействий или работ обособленного помещения приводит к чрезмерному раздроблению здания на мелкие изолированные помещения и снижает возможности оперативного управления производственными процессами. Если площадь помещения для отдельного вида работ менее 10 кв.м., то эти работы целесообразно совмещать с другими технологически однородными работами. Технологически однородными считаются следующие виды работ:
- крепежные, регулировочные, диагностические, ремонтные, смазочные;
- слесарно-механические, агрегатные, электротехнические, топливные;
- сварочные, кузнечно-рессорные, жестяницкие, медницкие;
- столярно-кузовные, обойные, арматурные.
Моечные, окрасочные и аккумуляторные работы в силу своей специфики и особых требований выполняются только в отдельных изолированных помещениях.
Посты для мойки автомобилей изолируются от постов иного назначения, а по возможности и друг от друга. Поточную линию ЕО рекомендуется располагать в обособленном помещении (здании). При наличии двух и более поточных линий ЕО, они отделяются друг от друга водонепроницаемыми экранами высотой не менее 2,5 м.
Для окраски легковых автомобилей и автобусов в соответствии с технологией выполнения работ рекомендуется иметь три помещения; краскоз<