Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" определены правила пользования названными земельными участками. Ниже приведены выдержки из этого документа (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 N 1067, от 04.04.2011 N 239):
- пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения;
- пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611;
- размер арендной платы за земельный участок определяется на основании утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации ставок арендной платы.
Договор аренды земельного участкадолжен содержать положения, предусматривающие:
передачу земельного участка в аренду на 49 лет;
обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный переезд (переход) через железнодорожные пути в местах железнодорожных переездов (переходов) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;
обязательство арендатора обеспечивать беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации;
право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче;
обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка;
обязательство арендатора заключать договор субаренды незастроенного земельного участка (его части) в городах с численностью населения более 250 тыс. человек исключительно на торгах , кроме случая передачи земельного участка (его части) в субаренду для размещения линейных сооружений и объектов транспортной инфраструктуры.
От имени Российской федерации полномочия арендодателя исполняют соответствующие территориальные органы Федерального агенства по управлению государственным имуществом по месту принадлежности аредуемого земельного участка. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендаторы в полном объеме перечисляют арендную плату за землю на счета органов федерального казначейства. Далее эти платежи распределяются по нормативам в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Поручения:
1.Министерству транспорта Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего постановления.
2.Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить примерную форму договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации утвердить ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации, исходя из: среднего показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации.
Во исполнение поручения Правительства были изданы приказы:
1. Приказом Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранной зоны железных дорог. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
2. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.12. 2006 N 396 были утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО « РЖД», по субъектам Российской Федерации.
Наибольший размер ставки был установлен для Краснодарского края, а наименьший - для Республики Саха (Якутия) и Мурманской области, которые с учётом пятилетней инфляции за 2012г соответственно составили 199,04 и 1,80 руб./га. Суммарная арендная плата по всем субьектам России составила 110 млн руб. По мнению некоторых специалистов эти ставки существенно ниже рыночной арендной платы за аналогичные земли, находящиеся в собственности субьектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Подавляющее большинство земель, арендуемых ОАО «РЖД», прежде всего на полосах отвода, относится к федеральной собственности, для которых упомянутым приказом Минэкономразвития утверждены базовые ставки арендной платы. Однако всё больше объектов инфраструктуры размещается не на федеральных землях. Аренда этих участков подпадает под общий правовой режим публичных земель, в том числе под методики расчёта и уплаты арендной платы, установленные для соответствующих местностей. В итоге арендная плата за земельные участки за пределами сложившейся полосы отвода в сотни, а в некоторых случаях и в тысячи раз больше арендной платы, уплачиваемой компанией за федеральные участки на полосах отвода железных дорог. О фактическом размере платы можно получить представление иэ публикаций в прессе и регионального законодательства по этому вопросу.
Как рассказал «Гудку» начальник службы управления имуществом Северной дороги Александр Фёдоров, например, в Архангельской области Минэкономразвития утвердило ставку аренды 19,37 руб. за 1 га, а муниципалитеты за свои участки – 33494 руб. за 1 га.
«Из 63 тыс. га всей площади земель дороги в аренде (либо в процессе оформления арендных отношений) находится всего 73,23 га муниципальных участков, – пояснил Александр Фёдоров. При этом за аренду 59,4 тыс. га федеральной земли платим 1,7 млн руб., а за 73,23 га муниципальной земли – 2 млн руб. Региональные земли дорога не арендует».
Как заявил «Гудку» заместитель начальника департамента налоговой политики и методологии налогового учёта – начальник отдела по работе с налоговыми органами и применения законодательства РЖД Денис Полехин, компания платит земельный налог только за участки, находящиеся в её собственности. «Основная масса участков под объектами железнодорожного транспорта – это федеральные земли, которые мы арендуем», – пояснил он. Базовые ставки арендной платы за пользование федеральными землями установлены Минэкономразвития и не зависят от кадастровой стоимости земли. Дешевле всего федеральные земли обходятся компании в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Якутии и Мурманской области (базовая ставка – 1,11 руб. за 1 га земли в год), дороже всего – в Краснодарском крае (120,42 руб. за 1 га земли).
По данным департамента управления имуществом РЖД, лишь 3% используемых земель находится в собственности компании. Казалось бы, небольшая цифра. Но за эти 3% земли РЖД приходится платить немалые суммы земельного налога. По словам Дениса Полехина, в 2009 году компания направила в казну 1,8 млрд руб.
Другой пример - законом Московской области от 16 сентября 2014 года №113/2014-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2015 год» определён базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог в размере 2,92 рубля за квадратный метр (29 200 руб./га).
Для капиталоёмких инвестиционных проектов ОАО «РЖД» такая ситуация требует изменений, – отметил начальник отдела земельных отношений департамента управления имуществом ОАО «РЖД» Олег Тикк.
МЭРТ поддерживает эти просьбы и предлагает лишить региональные и муниципальные власти права устанавливать арендную плату за землю под инфраструктурными объектами, в том числе и железнодорожного транспорта. Оно разработало поправки в ст. 65 Земельного кодекса, позволяющие федеральному правительству устанавливать арендные ставки на региональные и муниципальные земельные участки под инфраструктурными объектами. По их мнению складывается ситуация, при которой арендная плата за пользование земельными участками, на которых располагаются объекты, представляющие собой фактически единый имущественный комплекс, различается в десятки и сотни раз. Отсутствие единообразного подхода влечёт необоснованные расходы землепользователей, не позволяет осуществлять долгосрочное финансовое планирование, приводит к существенным издержкам, связанным с администрированием арендных платежей».
Как следует из приведённого материала земельный вопрос является чрезвычайно важным для железнодорожного транспорта и находится на правительственном уровне в стадии комплексного изучения и поиска решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны.
Контрольные вопросы
1.Поясните понятия земля и земельный участок.
2.От каких факторов зависит правовой режим земель?
3.Поясните какие земли являются собственностью государства
4.Какие формы платы за использование земель приняты в Российской Федерации?
5.Поясните какие земли считаются землями железнодорожного транспорта
6.Для каких целей железнодорожному транспорту могут предоставляться земельные участки?
7.За счёт чего железнодорожные службы могут повысить эффективность использования земель полосы отвода?
8.Кто определяет порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог?