Технические характеристики пневмодозаторов
МПД-1 МПД-1М МПД-2 МПД-2М
Наибольшая производительность,
кг/мин ........... 250 150 500 600
Объем дозы, л 0,8 2,6 12 13,6
Рабочий ход поршня, мм 50—260 115 300 194
Частота переключений 55 75 55 55
Давление сжатого воздуха, МПа 0,4—0,8
Расход сжатого воздуха, м3/мин . . 4—7
Наибольшая длина транспортирова
ния, м........................... 500
в том числе по вертикали, м . . . 50
Диаметр транспортного шланга, мм 25—50
Основные размеры, мм 1000Х
Масса дозатора, кг
Рис. 91. Многопоршневой пневмодозатор МПД-1
Многопоршневой пневмодозатор МПД-1состоит из литого корпуса 15 с фланцем 13, к которому крепится приемный бункер 10 с габаритной сеткой 9. Многопоршневой орган состоит из поршней 14,втулок 19, прижимных дисков 17, уплотнительных дисков 18 с резиновыми кольцами 16, вала 24, стяжных гаек 23. С торцов корпус 15 закрыт крышками 21 с прокладками 22. В корпусе имеются отверстия для подвода сжатого воздуха и выдачи смеси в зарядную магистраль 26. Пульт управления дозатора состоит из коллектора 5, кранов 4,8 и шлангов 2,11,20, подводящих сжатый воздух к цилиндру и фильтру 6.
Для контроля давления сжатого воздуха установлен манометр 7. Дозатор оборудован клапанами предельного давления 1, отрегулированным на давление 6 Па. Зажим 25 предназначен для подключения заземления. Контроль температуры трущихся частей дозатора осуществляют по манометрическому термометру 3
.Дозатор работает следующим образом. ВВ из бункера 10 через загрузочное окно 12 корпуса 15 поступает в секции рабочего органа. Из коллектора 5 через кран 4 сжатый воздух подается в левую полость цилиндра. Многопоршневой рабочий орган движется вправо, перемещая ВВк тройнику 27. Одновременно краном 8 сжатый воздух подается к цилиндру и выдает ВВ из секций поршней в зарядную магистраль 26.
Затем сжатый воздух краном 4 подается в правую полость цилиндра, и процесс повторяется. Отработанный воздух поочередно из левой и правой полостей цилиндра по шлангам 2 и 20 , через кран 4 и фильтр 6 выходит в атмосферу.
Многопоршневой дозатор МПД-2 (рис. 92) представляет собой литой корпус 22 с загрузочным окном 16, к которому укреплен приемный бункер 14 с габаритной сеткой 13. Многопоршневой рабочий орган состоит из поршней 19, прижимных дисков 20, втулок 17, вала 18, стяжных гаек 21, крышек 24, пульта управления с коллектором 9, кранами 7, 10, устройством для автоматического управления 8, дросселем 11, соединительными шлангами 15, 29, 23. Гидронасос 3 имеет поршень / и шток 4, соединенный с валом 18 дозатора. Клапанная коробка 33 имеет распределительные клапаны 31, 32.
Давление сжатого воздуха контролируется манометром 12. Для подключения заземления к дозатору служит зажим 26. Дозатор оборудован предохранительными клапанами 5, 25, отрегулированными на давление 6 Па. Для контроля температуры трущихся частей дозатора установлен манометрический термометр 6.
Из полостей цилиндра отработанный воздух через дроссель 11 по шлангу 29 поступает в зарядную магистраль 28. При заряжании гранулированных ВВ дозаторы МПД-2 и МПД-1 работают одинаково.
Рис. 92. Многопоршневой дозатор МПД-2
При работе с водонаполненными ВВ и игданитом их сухие компоненты поступают из бункера 14 и заполняют секции рабочего органа. Сжатый воздух из контейнера 9 через краны 7, 10 при ручном управлении или устройство для автоматического регулирования 8 поступает по шлангам 15 в цилиндр и выдает сухие компоненты ВВ из секций рабочего органа в зарядную магистраль 28. Жидкость (вода или дизельное топливо) из специальной емкости по шлангу 2 поступает в клапанную коробку 33 и гидронасосом подается по шлангу 30 в камеру смешения 27. После смачивания водонаполненные ВВ или игданит поступают в скважину.
12.4. ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
Для уменьшения трудоемкости операции по перегрузке ВВ, доставки ВВ с поверхности шахты и заряжания ВВ на шахтах Крив-басса создано и широко применяется транспортно-зарядное устройство ТЗУ-П (рис. 93). В него входит бункер вместимостью 4 м3, смонтированный на базе шасси шахтной вагонетки. Бункер внутри имеет пневмодиафрагму из токопроводящей ткани для снятия статического электричества. Пневматические диафрагмы предназначены для выгрузки ВВ из бункера. В верхней части бункера имеются два люка с крышками, оборудованные предохранительной сеткой с ячейками размером 10 X 10 мм. Для подачи ВВ используются питатели барабанного типа.
Рис. Транспортно-зарядное устройство типа ТЗУ- 5
Для загрузки транспортно-зарядного устройства ТЗУ-П на поверхности шахты оборудуется специальная эстакада. Под груженую ВВ зарядную машину на эстакаде подается устройство ТЗУ-П для загрузки. После спуска нескольких загруженных ВВ установок в шахту из них формируют состав, который подается электровозом к месту ведения взрывных работ. На период спуска ТЗУ-П по стволу и транспортирования по выработкам питатель снимается, а гнездо для его монтажа перекрывается заслонкой. Зарядные трубы из полупроводящих шлангов монтируются одновременно с питателем.
Механизированная доставка гранулированных ВВ с поверхности в проходческие забои выполняется по описанной выше схеме. Для заряжания шпуров в гнездо транспортно-зарядного устройства устанавливается питатель с зарядным трубопроводом уменьшенного диаметра (25—32 мм) и длиной, достаточной для размещения зарядного оборудования в забое без дополнительного маневрирования буровых и погрузочных машин.
При выполнении массовых взрывов число транспортно-заряд-ных устройств в составе определяется объемом ВВ, подлежащим заряжанию. В ряде случаев в составе имеется платформа с расположенными на ней пневмозарядчиками и бобиной с зарядными шлангами.
Бункеры транспортно-зарядных устройств выгружаются по двум вариантам. Первый вариант — заряжание скважин происходит непосредственно с помощью питателя, смонтированного под бункером транспортно-зарядного устройства. Второй вариант — после подготовки рабочих мест на месте заряжания и прокладки пневмотранспортной магистрали включаются питатели (как правило, два), которые перегружают ВВ из транспортно-зарядных устройств в бункер пневмозарядчика.
Для обеспечения синхронности работы питателей транспортно-зарядных устройств, выполняющих роль перегружателей и пнев-мозарядчиков, управление ими выполняется с общего пульта.
Для предотвращения пыления ВВ при его перегрузке в бункер зарядной машины последний герметизируется крышкой с устройством для ввода перегрузочных шлангов. Для изменения характера истечения потока и локализации скоростного напора сжатого воздуха на конце перегрузочного шланга устанавливается специальная диффузорная насадка. Перед включением питателей и зарядных машин в работу все металлические конструкции системы заземляются.
Опыт эксплуатации транспортно-зарядных устройств в Крив-бассе показал, что бригада из четырех взрывников обеспечивает за смену доставку ВВ с поверхности и заряжание 850—900 м скважин диаметром 85 мм, расходуя при этом 5000—5500 кг ВВ. Бригада из пяти человек за смену обеспечивает доставку ВВ и заряжание 1000 м глубоких скважин диаметром 85—105 мм.
Применение транспортно-зарядного устройства одновременно с улучшением основных параметров заряжания полностью исключает вспомогательные операции по уборке тары (мешков) из забоя и позволяет снизить расходы на бурение и взрывание при проходке 1 м3 выработки до 43 % и повысить производительность труда рабочих на доставке ВВ и заряжании шпуров в 3,5—4 раза.
12.5. СОСТАВЫ ДЛЯ ДОСТАВКИ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ
Электровозными составами ВМ доставляют на горные участки для последующей перегрузки в участковые камеры. Растаренные ВВ перевозят в вагонах закрытого типа, а распакованные из ящиков средства взрывания (СВ) — в вагонах закрытого типа с секциями, обитыми изнутри войлоком, резиной или пенопластом. С откаточного горизонта на подэтажные выработки ВВ доставляют с помощью средств пневмодоставки или с использованием подъемных лебедок.
Составы формируются в соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах». В составе за контактным электровозом находится вагон для тары, затем вагон с упакованным ВВ (рис. 94, а). Если в составе нет вагона для тары, то между электровозом и вагонами с ВВ размещается специальная вставка длиною 3 м (рис. 94,6). При доставке СВ их размещают в специальные вагоны, обитые войлоком. Вагон со средствами взрывания должен находиться в конце состава.
Рис. 95. Вагонетка ВДВ-1
Вагонетка (рис. 95) конструкции КазПТИ предназначена для транспортирования гранулированных ВВ по горным выработкам и механизированной выгрузки их из вагона в емкость зарядного устройства. Вагон ВДВ-1 работает совместно с зарядчиками, оборудованными эжекторными устройствами. При включении эжектора, создающего разряжение в камере зарядчика, ВВ из вагона 1 через открытый шибер 2 поступает в вакуумно-эжекторный питатель 3, а из него по всасывающему шлангу — в полость зарядчика. ВВ к разгрузочному отверстию подается при открытом шибере с помощью диафрагмы 4 с закрепленными к ней разгрузочными плитами 5. Для этого через клапан 6 в полость, заключенную между стенками кузова и диафрагмой, подается сжатый воздух.
Рис. 96. Вагонетки конструкции ВНИИБТГ
Техническая характеристика вагонетки
Производительность перегрузки ВВ, кг/мин . . 100
Вместимость кузова, м3 . . , 1,8
Шасси ;........................... ..... ВГ-2,2
Ширина колеи, мм......... 750
Давление воздуха под диафрагмой, МПа . . . 0,01—0,02
Основные размеры, мм. 2320X1200X1500
Стоимость вагона, тыс. руб 1,023
Вагон разработан КазПТИ и Лениногорским полиметаллическим комбинатом. На этом же комбинате он изготовлен и допущен к эксплуатационным испытаниям.
Во ВНИИБТГ МЧМ СССР разработаны шахтные вагонетки типа ВДВ, применяемые на рудниках МЧМ УССР.
Вагонетки ВДВ-1 и ВДВ-4 (рис. 96, а) предназначены для доставки на проходческие и добычные участки ВВ и СВ. Металлический кузов / вагонетки имеет отсеки 2 и 3 для ящиков с патронированными и мешков с гранулированными ВВ. Крышка вагонеток металлическая, двухскатная, футерована негорючим (асботкань) или диэлектрическим (резина) материалом. Отсек 2 для ящиков со средствами взрывания внутри футерован войлоком. Вагонетки снабжены роликами 4 и приспособлениями 5 для крепления огнетушителей.
Вагонетки шахтные ВДВ-2 и ВДВ-5 (рис. 96, б) предназначены для доставки средств и принадлежностей взрывания и обо рудованы металлической крышкой 1, покрытой асботканью или конвейерной лентой. В вагоне имеется отсек 2 для ящиков с СВ и кабиной 6 для сопровождающего лица. На вагонетке имеется крепление 5 для огнетушителя.
Вагонетки ВДВ и ВДВ-3 открытые с откидными на всю высоту бортами позволяют механизировать погрузочно-разгрузочные работы при доставке ВМ с поверхности в расходные склады и при подготовке массовых взрывов. Борта вагонетки открываются с обеих сторон. Для предупреждения попадания искр и расплавленного металла вагонетка сверху покрывается защитным несгораемым материалом.