Тема «Варвара-краса, длинная коса»
Программное содержание.Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет все – девочкам заплетает косички, завязывает красивые бантики, мальчикам делает модельные стрижки, причесывает; мама трудолюбивая, аккуратная – следит за волосами детей, моет их, вытирает, расчесывает – она парикмахер в своем доме. Формировать уважение к маме.
Материал.Предметы для ухода за волосами; три сумочки: в первой – предметы для шитья (нитки, ножницы, игольница, пуговица), во второй – предметы для ремонта (молоток, клещи, гвозди), в третьей – предметы для ухода за волосами.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям: «Ребята, я приглашаю вас в гости к Варваре, она живет рядом. Рядом – это далеко? (Совсем близко.) Я пойду по узкой тропинке, а вас, ребята, много – вы пойдете… (По широкой дороге.) Я пойду по длинной тропинке. А вы по какой тропинке пойдете? (По короткой.) А вот и дом! Дом большой, а скамеечка… (маленькая).
Появляется Варвара-краса, длинная коса. Она поет:
Все в доме приберу, приберу,
И себя я причешу, причешу.
Косу я заплету, завяжу я бантик…
Варвара. Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите, присаживайтесь. Меня зовут Варвара-краса, длинная коса. Догадались, почему меня так прозвали? У меня действительно длинная коса. А у кого из вас есть косички? (Ответы детей.) Какие прически у остальных ребят? (Хвостики, стрижки.)
Воспитатель. Ребята, покажите всем свои красивые прически. Кто заботится о ваших прическах, волосах? (Я сама, мама, бабуля, воспитатель.) Как мамы и бабушки заботятся о ваших прическах, чтобы вы всегда выглядели красиво, опрятно? (Расчесывают и моют волосы, заплетают косички, закалывают заколки.)
Варвара. Ребята, когда я была маленькая, такая же как вы, мамочка ухаживала за моими волосами: мыла шампунем, вытирала полотенцем, сушила. А еще мама, когда расчесывала мою косу, приговаривала:
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
(Русская народная песенка)
Варвара просит детей помочь найти ее сумочку с принадлежностями для ухода за волосами.
Дети находят две одинаковые сумочки, исследуют их содержимое. В первой сумочке лежат нитки, ножницы, игольница, пуговица. Педагог просит детей назвать предметы и сказать, кому нужны эти вещи. (Портнихе.) Во второй сумочке лежат молоток, гвозди, клещи. Дети называют вещи (молоток, клещи, гвозди) и объясняют, для чего они предназначены.
Варвара находит третью сумочку (свою).
Воспитатель предлагает детям догадаться, что лежит в ее сумочке, и загадывает загадки:
Гладкое, очень душистое,
Моет чисто
(Мыло)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
(Расческа)
Не смотрел в окошко —
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там другой Антошка.
Что это за окошко?
(Зеркало)
В ящике у мамы кто это живет?
В уши пальцы вставишь – открывает рот.
(Ножницы)
Дети отгадывают загадки.
Варвара достает из сумочки отгадки – предметы для ухода за волосами – и дарит их ребятам, поясняя, что эти вещи нужны для того, чтобы их куклы всегда были опрятны, причесаны.
Декабрь
Занятие 10
Тема «Найди предметы рукотворного мира»
Программное содержание.Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
Материал.Две маленькие коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (кувшин, сковородка, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (белка, еж, заяц, кошка, собака).
Ход занятия
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный? Что это за коробка у тебя в руках?
Незнайка. Друзья попросили меня сегодня вымыть посуду, а я не умею это делать, боюсь, что не получится…
Воспитатель. Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? Показывай, что там у тебя в коробке.
Незнайка достает две картинки с изображением предметов посуды и устанавливает их на подставке, спрашивает: «Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто ее сделал? (Человек сделал своими руками.) Это предмет какого мира?» (Рукотворного.)
Незнайка достает картинку с изображением котенка, устанавливает ее на подставке.
Незнайка(не глядя на картинку). Как много посуды, и всю вымыть надо…
Воспитатель. Незнайка, разве это посуда?
Незнайка. Нет, это не посуда. Кто же это? (Котенок.) Человек его сделал или он сам появился в природе? К какому миру он относится? (Ответы детей.)
Аналогично рассматриваются остальные картинки и раскладываются на две группы: природный мир – животные, рукотворный мир – посуда.
В конце занятия дети раскладывают картинки в два коробки с условными символами «природный мир» и «рукотворный мир».
Незнайка. А как же надо мыть посуду? Кто расскажет?
Дети рассказывают, как нужно мыть посуду.
Далее можно организовать сюжетно-ролевую игру «Семья»: дети приглашают Незнайку в гости на обед, объясняют назначение каждого предмета посуды, учат мыть кукольную посуду.
Занятие 11