Проблемы современных СТО, основные направления совершенствования технологического процесса ТО и ремонта
автомобилей и повышения качества предоставляемых услуг [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]
К основным проблемам, испытываемым СТО и спецавтоцентрами на со- временном этапе развития автообслуживающего комплекса страны относятся:
· неэффективное использование отведенных под застройку предприятия земельных участков (низкий коэффициент застройки, отсутствие озеле- нения территории, павильонная организация основных производствен- ных участков и т.д.);
· отсутствие на СТО полноценного комплекса клиентских и санитарно- бытовых помещений;
· расположение производственных мощностей СТО на арендованных площадках и помещениях, не отвечающих требованиям технологиче- ского процесса ТО и ТР;
· отсутствие резервных площадей для расширения существующих сер- висных предприятий (часто это является следствием ошибок, допущен- ных при проектировании);
· недостаточная оснащенность и техническая отсталость производствен- но-технической базы;
· неравномерное размещение СТО по территории района (города);
· практически полное отсутствие малых сервисных предприятий в сель- ских населённых пунктах при наличии устойчивого стабильного спроса на услуги;
· расположение СТО в промышленных зонах, на окраине городов или во- все за городской чертой, что автоматически переводит их в ранг ограни- ченно территориально доступных;
· ограниченный ассортимент предлагаемых СТО услуг;
· низкий уровень и качество выполняемых услуг по обслуживанию авто- мобилей;
· добровольность сертификации услуг по ТО и Р автомобилей, что нега- тивно сказывается на их качестве;
· отсутствие в открытом доступе статистической информации о состоя- нии рынка сервисных услуг в городе (районе) и степени удовлетворён- ности автовладельцев их качеством, что отрицательно влияет на досто- верность технологического расчёта при проектировании новых СТО;
· отсутствие единой методики расчёта производственной мощности вновь проектируемой СТО, устаревшие нормативные документы, не отве- чающие реалиям современного уровня развития техники и рынка услуг;
· низкий уровень конкуренции в сфере автосервиса в связи с опережаю- щим ростом парка страны по сравнению с увеличением количества СТО;
· низкий уровень квалификации производственного персонала (за исклю- чением авторизированных сервисных предприятий) - как следствие об- щей демографической ямы и малого количества специализированных учебных заведений на территории страны.
К основным приёмам повышения конкурентоспособности и маркетинговой привлекательности СТО для клиентов можно отнести:
· расположение СТО в центре города с обеспечением удобных подъездов как личным, так и маршрутным транспортом;
· наличие рядом с сервисным предприятием крупных торговых и развле- кательных центров, кинотеатров и других культурно-досуговых объек- тов;
· расширение спектра предлагаемых работ и услуг;
· современная производственно-техническая база СТО - наличие нового оборудования на сервисном предприятии в глазах клиента делает его более привлекательным;
· создание всех удобств для посетителей предприятия, наличие соответ- ствующего всем стандартам комплекса клиентских помещений;
· повышение качества выполняемых работ ТО и ТР;
· отсутствие очередей на СТО, выполнение работ в максимально корот- кие сроки;
· продление часов работы в наиболее загруженные дни;
· изменение графика работы СТО в зависимости от величины потока кли- ентов в разное время дня;
· организация услуги «сервис раннего утра», когда клиент рано утром ос- тавляет автомобиль на специально отведённой стоянке при СТО, а клю- чи вместе с номером своего телефона и запиской с описанием неис- правности, кладёт в почтовый ящик, приёмщик сервиса оценивает тех- ническое состояние транспортного средства и созванивается с владель- цем для уточнения необходимого перечня работ и услуг;
· организация кратковременного ремонта («быстрого сервиса») автомо- билей без предварительной записи;
· проведение драйв-тестов автомобилей по заявкам покупателей;
· наличие полного перечня запасных частей и аксессуаров по обслужи- ваемым маркам автомобилей, кратчайшие сроки доставки с региональ- ного дилерского склада;
· повышение уровня квалификации производственного и обслуживающе- го персонала, путём организации семинаров, стажировок, учебных кур- сов.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные виды работ и услуг, оказываемых крупны- ми СТО своим клиентам.
2. Перечислите основные отличия городских и дорожных станций технического обслуживания автомобилей по видам выполняемы работ.
3. Каковы основные функции современных СТО?
4. Перечислите отличия независимых и фирменных сервисных пред- приятий?
5. Что понимается под сетевым автосервисом, какие сервисные сети, действующие на территории Российской Федерации, вы знаете?
6. Перечислите признаки, по которым принято классифицировать СТО.
7. Что обозначается термином «рабочий пост» на автообслуживающих предприятиях?
8. Как подразделяются станции технического обслуживания автомо- билей по степени специализации?
9. Какие наиболее значимые структурные подразделения СТО (произ- водственные и административные) вы знаете?
10. Перечислите основные проблемы, актуальные для СТО и спецавто- центров в настоящий момент.
11. Назовите приёмы повышения конкурентоспособности СТО в усло- виях рыночной экономики.
12. Каковы, по вашему мнению, дальнейшие перспективы развития станций технического обслуживания автомобилей в Российской Федерации?