Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Классификация сервисных предприятий, виды выполняемых работ и услуг [1, 2, 7, 9, 10]
Станции технического обслуживания (СТО) представляют собой мно- гофункциональные автообслуживающие предприятия, предназначенные для выполнения широкого спектра работ и услуг по обслуживанию и ре- монту автомобилей.
В перечень услуг, выполняемых на СТО в зависимости от мощности и рас- положения, могут входить следующие работы:
· уборочно-моечные (сушильные, полировальные, обтирочные и т.д.);
· предпродажная подготовка товарных автомобилей;
· предпродажная подготовка и ремонт подержанных автомобилей;
· гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;
· послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;
· подготовка автомобилей к техническому осмотру;
· общее и углубленное диагностирование технического состояния авто- мобилей, агрегатов, систем и узлов;
· противокоррозионная (антикоррозионная) обработка кузовов автомоби- лей;
· текущий ремонт автомобилей;
· капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов (на крупных СТО);
· продажа автомобилей, запасных частей, материалов, аксессуаров и спе- циализированного инструмента;
· спецкомплектация (тюнинг) автомобилей;
· временное хранение автомобилей;
· техническая помощь на дорогах, эвакуация автомобилей, требующих серьёзного ремонта на базовую СТО;
· предоставление рабочих постов, инструмента и консультационных ус- луг при выполнении работ на постах самообслуживания;
· сервисное обслуживание водителей и пассажиров (страховка автомоби- лей, обеспечение питанием и прохладительными напитками в клиент- ской зоне и т.д.);
· прокат автомобилей;
· автотехническая экспертиза технического состояния автомобилей по- страдавших в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП)
- при наличии государственной аккредитации и лицензии на выполне- ние соответствующего вида работ;
· оценка остаточной стоимости транспортных средств;
· оценка стоимости восстановления транспортных средств пострадавших в результате ДТП;
· экспертиза узлов агрегатов и деталей на наличие производственных де- фектов при предъявлении гарантийных претензий;
· статистический учет неисправностей и отказов транспортных средств;
· оказания консультационных услуг по вопросам технической эксплуата- ции и ремонта автомобилей;
· заключение договоров на абонементное техническое обслуживание с юридическими и физическими лицами и выполнение на их основе работ по ТО и ТР парков предприятий или автомобилей индивидуальных вла- дельцев;
· все виды обслуживания собственного парка автомобилей и спецтехни- ки;
· ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных оборотных агрегатов и запасных частей.
В зависимости от расположения и назначения СТО подразделяются на го- родские и дорожные.
Городские СТОпредназначены для обслуживания парка автомобилей фи-
зических и юридических лиц, расположенных в черте города (района города)
или на определённой территории. СТО могут быть как универсальными и ком- плексными, так и специализированными по видам выполняемых работ и моде- лям автомобилей (как правило, - это малые СТО).
Дорожные СТОпредназначены для оказания технической помощи авто- мобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути. Практически все дорожные СТО являются универсальными и обычно имеют от 2-х до 5-ти рабочих постов. На дорожных СТО устраняют наиболее часто воз- никающие в пути неисправности и выполняют операции по техническому об- служиванию и ремонту автомобилей малой и средней трудоёмкости. Как пра- вило, дорожные СТО совмещаются с мотелями, кемпингами, автозаправочны- ми станциями (АЗС).
О различии в перечне выполняемых работ различными СТО и крупными спецавтоцентрами можно судить по данным табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Виды работ, выполняемых на СТО различной мощности.
Наименование работ | Городские СТО | Дорожные СТО | Спецавто- центры | ||
Малые | Средние | Большие и круп- ные | |||
Диагностирование Д-1 | + | + | + | + | + |
Диагностирование Д-2 | – | + (±) | + | – | + |
Уборочно-моечные | + | + | + | + | + |
ТО в полном объёме | + | + | + | + | + |
Смазочные | + | + | + | + | + |
Регулировочные | + | + | + | + | + |
Крепёжные | + | + | + | + | + |
Шиномонтажные | + | + | + | + | + |
Вулканизационные | + | + | + | + | + |
Электрокарбюраторные | + | + | + | + | + |
Заряд аккумуляторных батарей | + | + | + | + | + |
Ремонт аккумуляторных батарей | – | + | + | – | + |
ТР агрегатов | +(±) | + | + | +(±) | + |
Замена агрегатов | +(–) | +(–) | + | +(–) | + |
КР агрегатов | – | – | + | – | + |
Медницкие | +(±) | + | + | + | + |
Сварочные | +(±) | + | + | + | + |
Жестяницкие | +(±) | + | + | + | + |
Кузовные | +(±) | + | + | – | + |
Обойные | +(±) | + | + | – | + |
Подкраска | +(±) | + | + | – | + |
Полная окраска | – | + | + | – | + |
Противокоррозийное покрытие | – | + | + | – | + |
Продажа запчастей и материалов | + | + | + | + | + |
Продажа автомобилей, в т.ч. комиссионная | – | +(±) | + | – | + |
Предпродажная подго- товка автомобилей | – | +(±) | + | – | + |
Техническая помощь по вызову | – | +(±) | + | + | + |
Заправка автомобилей горюче-смазочными ма- териалами | – | +(±) | + | + | + |
Слесарно-механические работы | – | (±) | + | – | + |
Изготовление мелких деталей инструмента и оснастки | – | (±) | + | – | + |
Аренда производствен- ных площадей и обору- дования | – | – | (±) | + | (±) |
Тюнинг (спецкомплек- тация) автомобилей | (±) | (±) | + | – | + |
Установка, ремонт и об- служивание ГБО | (±) | (±) | (±) | – | (±) |
Эвакуация автомобилей на базовую СТО | – | – | + | + | + |
Прокат (аренда) авто- мобилей | – | – | (±) | (±) | (±) |
Предоставление допол- нительных сервисных услуг (страхование и т.п.) | – | (±) | + | – | + |
Подготовка и повыше- ние квалификации про- изводственного персо- нала | – | – | (±) | – | + |
Примечания:
1. Знак «+» –работы выполняются в обязательном порядке;
2. Знак «±» –возможно выполнение или невыполнение работ в зависимости от расположения СТО, её технической оснащенности и проводимой маркетинго- вой политики;
3. Знак «–» –работы не выполняются.
СТО грузовых автомобилей и автобусовпоявились в нашей стране отно- сительно недавно, большинство являются специализированными предприятия- ми по обслуживанию автомобилей определённой марки и входят в дилерские и сервисные сети заводов-изготовителей. Такие сервисные предприятия занима- ются в основном гарантийным ТО и Р автомобилей, реализованных в собствен- ных автосалонах.
Следует отличать понятия СТО грузовых автомобилей (автобусов) и базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТО). Последние, в отличие от СТО, занимаются обслуживанием подвижного со- става ближайших АТП на долговременной договорной основе и выполняют определённый перечень операций (обычно наиболее трудоёмких), при этом часть работ по ТО и ТР производится силами самих клиентов.
По размерам и производственной мощности СТО подразделяются на ма- лые (до 15 рабочих постов), средние (16 – 30 постов), большие (31 – 50 постов), крупные (более 50 постов). Для наглядности классификация существующих СТО представлена в виде схемы (рис. 1.1.).
Специализированные | ||
По маркам автомобилей | ||
По видам работ | ||
Заводов-изготовителей
(спецавтоцентры)
Работающие по догово- ру с заводом- изготови- телем
Малые
|
Большие
Крупные
Совмещённые с АЗС
При мотелях и кемпин- гах
Обслуживающие меж- дународные и междуго- родние трассы
При определении производственной мощности СТО следует чётко пони- мать отличия между понятиями «рабочий пост», «вспомогательный пост» и
«автомобиле-место».
Рабочие посты –это автомобиле-места, оснащённые соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздей- ствия на автомобиль с целью поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Различают посты ТО и ТР, диагности- ки, восстановлении геометрии кузова, окраски автомобиля и т.д.
Вспомогательные посты –это автомобиле-места, оснащённые или не ос- нащённые технологическим оборудованием, на которых выполняются вспомо- гательные операции (посты приёмки-выдачи автомобилей, контроля после про- ведения ТО и ТР, посты сушки на участке уборочно-моечных работ, подготов- ки и сушки на окрасочном участке)
Автомобиле-места ожидания –это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки на рабочие или вспомогательные посты или ремонта снятых с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.
Автомобиле-места хранения –это места, предназначенные для хранения готовых к выдаче или продаже автомобилей или автомобилей ожидающих ре- монта и технического обслуживания.
На сегодняшний день в России обслуживанием иномарок занимается около 28 % автосервисных предприятий, 21 % - специализируется только по автомо- билям отечественного производства и 51 % - универсальные предприятия.
Комплексные СТОвыполняют весь перечень услуг по ремонту и обслу- живанию автомобилей.
Универсальные СТОпредназначены для обслуживания автомобилей раз- личных типов, марок и классов.
Специализированныепо маркам автомобилей СТО (как правило, автори- зированные дилеры) обслуживают одну или несколько определённых марок ав- томобилей.
Специализированныепо видам выполняемых работ СТО могут обслужи- вать одну или несколько определённых марок автомобилей.
По наличию или отсутствию на сервисных предприятиях автосалонов и магазинов для продажи оригинальных запасных частей и аксессуаров различа- ют:
· СТО с полным циклом продаж (автомобилей, запасных частей и аксес- суаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей);
· СТО с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг ав- тосервиса);
· СТО, оказывающие только услуги по ремонту и обслуживанию автомо- билей;
По принадлежности автосервисные предприятия относятся к следующим категориям:
· свободное (независимое) предприятие;
· авторизированный (фирменный) сервис различных автопроизводителей; Фирменные СТО (авторизированные сервисные предприятия)созда- ются заводами-изготовителями автомобилей для реализации и технического обслуживания своих автомобилей в данном городе или районе. Обязательным условием является наличие дилерского, дистрибьюторского или партнёрского договора между предприятием и заводом-автопроизводителем (генеральным представителем или уполномоченным лицом на определённой территории ры-
ночной ответственности).
К свободным (независимым) сервисным предприятиямотносятся СТО различной мощности, которые не имеют договоров ни с одни автопроизводите- лем, проводят независимую рыночную и маркетинговую политику, обслужи- вают одну или несколько марок автомобилей, при ремонте используют и про- дают по своему усмотрению оригинальные запчасти и т.д.
Под сетевым автосервисом понимается сети СТО, объёдинённые корпора- тивными структурами, продающими запасные части, материалы или оборудо- вание, объединённые под логотипом одного бренда, имеющие единые стандар-
ты обслуживания клиентов, общую техническую и рыночную политику, еди- ный фирменный стиль (канадская Speedy, американская Midas, британская Kwik-Fit и др.) На данный момент в Российской Федерации действует только одна сеть универсальных СТО - Bosh Сar Servis (Бош Авто Сервис), которая насчитывает более 190 СТО и пунктов технического обслуживания, занимаю- щихся обслуживанием и ремонтом агрегатов и устройств Bosh, более чем в 70 городах.
Специализированные автоцентры (САЦ, или автотехцентры АТЦ или ав- тоцентры АЦ) представляют собой многофункциональные автообслуживающие предприятия (как правило, большие и крупные), являющиеся региональными или зональными центрами, и имеющие в своём составе подчинённые или неза- висимые, но технологически или организационно связанные с центром перифе- рийные СТО или другие подразделения.
Дополнительно к обычным видам работ, выполняемым на СТО, специали- зированные автоцентры производят:
· капитальный ремонт полнокомплектных автомобилей на базе готовых комплектов узлов и агрегатов (если такой ремонт предусмотрен пред- приятием-изготовителем);
· капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов трансмиссии;
· подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов как для собственных нужд, так и для всей сервисной сети специализи- рованных СТО;
· оптовую продажу запасных частей и полнокомплектных агрегатов для малых и средних СТО;
· хранение больших объемов запасных частей и полнокомплектных агре- гатов;
· выполнение сложных видов кузовного ремонта;
· обеспечение автомобильных заводов достоверной информацией о каче- стве производимой продукции и статистическими данными о наиболее часто встречающихся отказах и неисправностях;
· проведение подконтрольных испытаний, апробацию и отладку техноло- гий, оборудования и оснастки.
Пункты технического осмотра (ПТО)автомобилей представляют собой узкоспециализированные предприятия, предназначенные для контроля и диаг- ностики систем и узлов автомобиля, отвечающих за безопасность движения, а также для выявления находящихся в угоне транспортных средств и общего снижения преступлений в сфере транспорта.
При прохождении автовладельцами государственного технического осмот- ра автомобилей на ПТО выполняют следующие виды операций:
· внешний осмотр автомобиля, проверка комплектности инструмента и принадлежностей;
· проверка технического состояния тормозных систем автотранспортных средств;
· проверка токсичности отработавших газов;
· проверка технического состояния систем освещения и световой сигна- лизации;
· проверка люфта рулевого колеса;
· проверка степени светопропускания стёкол транспортного средства; При выявлении в ПТО несоответствия параметров автомобиля требовани-
ям государственных стандартов и других нормативных документов обнаружен- ные недостатки устраняются на СТО. (В курсовой работы пункт технического осмотра совмещается с городской станцией технического обслуживания, при этом программа станции увеличивается соответственно среднему количеству автомобилей с отклонениями от требований государственных стандартов).