В.е. епишкин, а.п. караченцев, в.г. остапец

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Учебное пособие по дисциплине

«Проектирование предприятий автомобильного транспорта» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 
  в.е. епишкин, а.п. караченцев, в.г. остапец - student2.ru

Тольятти 2008

УДК 629.113 (075.8)

ББК 39.39.33я73

Р е ц е н з е н т ы :

доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» Тольяттинского государственного университета, к.т.н. В.А. Ивлиев

Начальник управления планирования и анализа финансово-хозяйственной дея- тельности дочерних и зависимых обществ ОАО «Лада-Сервис» А.В. Павлова

Епишкин В.Е.

Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: Учеб- ное пособие по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»: для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобиль- ное хозяйство» / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец - Тольятти: ТГУ, 2008. - 284 с.

Рассмотрены современное состояние производственно-технической базы автосервисных предприятий и организационные формы их деятельности, опи- саны порядок и технология выполнения расчётов годовой программы, трудо- ёмкостей основных видов работ, площадей производственных и администра- тивно-бытовых подразделений, численности основных производственных и вспомогательных рабочих; представлены примеры планировочных решений участков и отделений. В учебном пособии даны рекомендации по выбору тема- тики курсового проектирования, приведена структура курсовой работы по раз- делам, изложены правила оформления пояснительной записки и графической части курсовой работы.

Учебное пособие разработано на основе действующей нормативной доку- ментации в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также Положения о курсовых проектах и работах, принятого Уче- ным советом ТГУ (Решение № 302 от 18.03.2004 г.)

Для студентов спец. 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Редактор к.т.н., доцент Малкин В.С.

Утверждено научно-методическим советом ТГУ

© Тольяттинский государственный университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 7

1.1.     1.2     1.3 Классификация сервисных предприятий, виды выполняемых ра- бот и услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Структура современной СТО, основные производственные и ад- министративные подразделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемы современных СТО, основные направления совершен- ствования технологического процесса ТО и ремонта автомобилей и повышения качества предоставляемых услуг . . . . . . . . . . . . . . . . .        
  Раздел 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
2.1 Выбор и обоснование исходных данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Расчёт годовой производственной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Расчёт годового объёма по видам работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Распределение годового объёма работ по ТО и ТР автомобилей по конкретным видам работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
2.5. Расчёт числа производственных постов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.6. Группировка работ по основным производственным участкам . . . .
2.7. Расчёт числа автомобиле-мест ожидания и хранения . . . . . . . . . . . .
2.8. Формы организации ТО и ТР на СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.8.1. Организация предпродажного обслуживания и реализации автомобилей в автосалонах СТО . . . . . . . . . . . . . .    


Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.8.2. Организация технологического процесса технического обслуживания 54

2.8.3. Организация технологического процесса текущего

ремонта....................................................................................... 55

2.9. Расчёт численности производственных и вспомогательных

рабочих................................................................................................ 60

2.9.1. Расчет численности производственных рабочих..................... 60

2.9.2. Распределение исполнителей по специальностям и

квалификации............................................................................ 61

2.9.3. Определение численности вспомогательных рабочих............. 62

2.10. Определение площадей производственных помещений................... 64

2.11. Расчет площадей складских и вспомогательных помещений........... 67

2.11.1. Расчет площадей складских помещений................................. 67

2.11.2. Определение площадей вспомогательных помещений.......... 70

2.12. Рекомендации по проектированию подразделений основного производства (постовых работ)................................................................................. 71

2.12.1. Участок уборочно-моечных работ......................................... 72

2.12.2. Участок приёмки-выдачи автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

2.12.3. Участок диагностики................................................................ 78

2.12.4. Участок технического обслуживания и ремонта

автомобилей............................................................................. 81

2.12.5. Участок замены масла............................................................. 83

2.12.6. Кузовной участок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85

2.12.7. Окрасочный участок............................................................... 87

2.13. Производственные подразделения цеховых работ ТО и ТР............ 90

2.13.1. Агрегатное отделение.............................................................. 92

2.13.2. Отделение ремонта приборов системы питания, электротехнических и аккумуляторных работ.......................................................... 94

2.13.3. Шинное отделение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96

2.13.4. Обойное отделение................................................................... 97

2.13.5. Сварочное, жестяницкое и медницкое отделение................... 98

2.13.6. Слесарно-механическое отделение.......................................... 98

2.14. Дополнительные производственные подразделения......................... 99

2.14.1. Автосалон................................................................................. 99

2.14.2. Участок самообслуживания.................................................... 104

2.14.3. Салон проката автомобилей.................................................. 105

2.14.4. Пункт государственного технического осмотра

автомобилей при СТО............................................................ 107

2.14.5. Участок эвакуации автомобилей и технической помощи

  на дорогах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.14.6. Участок быстрого сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.14.7. Участок антикоррозионной обработки . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.14.8. Участок тюнинга (спецкомплектации) . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.14.9. Участок установки газового оборудования . . . . . . . . . . . . . .
2.14.10. Отделение по ремонту систем кондиционирования . . . . . .
2.14.11. Участок предпродажной подготовки автомобилей . . . . . . .
2.15. Отдел главного механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.16. Расчёт и оценка удельных показателей СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Раздел 3. ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.1. Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Требования к производственным помещениям СТО . . . . . . . . . . . . .
3.3. Требования к административно-бытовым помещениям СТО . . . . .
3.4. Требования к складским помещениям СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5.     3.6. Основные правила выполнения чертежей планировочных решений курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Порядок выполнения объемно-планировочного решения произ- водственного корпуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      
  Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА. . . . . .  
4.1. Особенности проектирования дилерских (авторизированных) СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.2. Особенности проектирования дорожных СТО . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Особенности проектирования СТО грузовых автомобилей или автобусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

Раздел 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ............................................................................................................ 165

5.1. Цели и задачи курсового проектирования....................................... 165

5.2. Выбор темы курсовой работы.......................................................... 166

5.3. Требования к структуре и содержанию курсовой работы.............. 169

5.4. Основные требования по оформлению курсовой работы............... 173

5.4.1. Оформление пояснительной записки....................................... 173

5.4.2. Оформление графической части.............................................. 175

5.5. Выполнение графической части работы на ЭВМ............................. 178

5.6. Организация выполнения и защиты курсовой работы.................... 179

5.6.1. Организация выполнения курсовой работы........................... 179

5.6.2. Защита курсовой работы......................................................... 180

Список используемой литературы.................................................... 184

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 186

ВВЕДЕНИЕ

Российский рынок легковых автомобилей в последние годы демонстрирует устойчивый рост и является одним из наиболее динамично развивающихся сек- торов экономики. Повышение покупательной способности населения страны, развитие системы автокредитования и обострение конкурентной борьбы между отечественными производителями автомобилей и иностранными компаниями при сохранении тенденции выравнивания цен на иномарки и автомобили рос- сийского производства, привело к значительному росту автомобильного парка страны и существенным изменениям в его возрастной и марочной структуре.

По данным ГИБДД за последние 10 лет автомобильный парк России уве- личился в 2,5 раза и к началу 2008 года составил более 27 миллионов автомо- билей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества лег- ковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 миллионов. Еже- годно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрому росту числа автомобилей проявляется в крупных горо- дах, где за последние годы автопарк увеличился по разным данным от 5 до 10 раз.

Структура автомобильного парка РФ в зависимости от типа автомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомо- билей приходится не менее 80% от общей численности автомобильного парка (в абсолютных единицах эта величина составляет порядка 21,6 млн. автомоби- лей). Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13% или 3,51 млн. еди- ниц. Автобусов в России значительно меньше - около 2% от общей численно- сти автомобильного парка или порядка 0,54 млн. единиц.

Постепенное увеличение спроса на новые отечественные автомобили и иномарки в провинции заставляет столичных продавцов легковых автомобилей задумываться о выходе за пределы московского региона. К созданию широких региональных сетей автосалонов подошли уже несколько крупных столичных дилеров. Как следствие этого факта – активное развитие сетевого и дилерского

автосервиса по аналогии с западноевропейскими странами, где дилерские сер- висные предприятия занимают более 50% рынка услуг по техническому обслу- живанию и ремонту транспортных средств.

В отличие от многих развитых стран мира, в России автомобильный парк достаточно стар. Если средний возраст легковых автомобилей в Европе состав- ляет примерно 8 лет, то в нашей стране этот показатель превышает 12-летний рубеж. Так, по расчетам аналитического агентства "АВТОСТАТ", на конец 2007 - начало 2008 года средний возраст автомобилей «LADA» в парке России равняется 12,3 годам. Автомобили других российских марок еще более старые

– средневзвешенное значение их возраста составляет 16,2 года. Значительно более свежим выглядит парк иномарок – 8,7 года, что близко к европейским показателям.

Основные тенденции в автообслуживающей отрасли нашей страны заклю- чаются в следующем [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]:

· формирование официальных дилерских и сервисных сетей большинством предприятий производящих автомобили, осуществляющих сборку авто- мобилей из готовых комплектов автокомпонентов или реализующих ав- томобили на территории страны в достаточно больших объёмах (ино- странные компании, не имеющие собственных производственных мощ- ностей на территории РФ);

· формирование официальных дилерских сетей из независимых автосер- висных предприятий с участием крупных зарубежных компаний;

· возрастающий с каждым годом спрос на услуги по обслуживанию авто- мобилей иностранного производства;

· преобладание профилактических воздействий над ремонтными на пред- приятиях, ориентированных на автомобили иностранного производства и обратная тенденция на СТО специализирующихся по обслуживанию и ремонту автомобилей российского производства;

· развитие локальных сетей сервисных предприятий;

· рост спроса на сервисные услуги со стороны частных и корпоративных клиентов;

· увеличение доли кузовных и малярных работ вследствие повышения аварийности на автомобильных дорогах страны из-за повышения плотно- сти движения автомобилей и снижения «культуры вождения» со стороны автовладельцев;

· сокращение доли работ по обслуживанию автомобилей вследствие уве- личения периодичности технического обслуживания и появления необ- служиваемых агрегатов, узлов и деталей;

· сокращение объёма работ по восстановлению деталей и агрегатов машин на сервисных центрах вследствие снижения цен на новые изделия, и дос- тижения примерного равенства между их ценами и ценами на восстанов- ление детали по существующей в России технологии;

· увеличение объёма работ по дополнительному оборудованию автомоби- лей, обеспечивающему повышенный комфорт водителю и пассажирам, придающему автомобилю оригинальный внешний вид и улучшающему технико-эксплуатационные свойства;

· рост спроса на услуги малых автомастерских, специализированных по определённым видам работ;

· устойчивый спрос на новые или бывшие в употреблении, но незначи- тельно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей ино- странного производства, доля которых в общей структуре автопарка страны увеличивается ежегодно;

· оснащение сервисных предприятий современным технологическим обо- рудованием и как следствие всеобщий рост механизации и автоматизации работ по ТО и ТР автомобилей;

· рост спроса на техническую информацию и новые средства её системати- зации и использования (мультимедийные пособия с элементами интерак- тивного режима для обучения производственного персонала, интерактив-

ные каталоги деталей и запасных частей, электронные руководства по

эксплуатации автомобилей, построенные по принципу гиперссылок, ис- пользование специальных программ для оформления заказов и т.п.)

· острый дефицит высококвалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей (особенно иномарок), в связи с чем возника- ет необходимость организации собственных учебных центров на крупных СТО и Спецавтоцентрах.

Целесообразность реконструкции, расширения и технического перевоору- жения существующих автосервисных предприятий и строительства новых СТО и технических центров в нашей стране обусловлена прежде всего устойчивым ростом спроса на услуги по ТО и ТР транспортных средств, вызванным сле- дующими причинами [1, 4, 5]:

· устойчивый рост автомобильного парка страны, прогнозируемый ещё как минимум в течение 10 - 12 лет;

· большинство возникающих транспортных предприятий, приобретающих автомобильную технику, не обзаводятся собственной дорогостоящей производственно-технической базой, рассчитывая обслуживать подвиж- ный состав на специализированных предприятиях;

· существенная часть действующих предприятий автомобильного транс- порта для снижения себестоимости работ предпочитают производить на своей базе только малотрудоёмкие работы по обслуживанию автомо- бильного парка, требующие минимальных затрат на основное техноло- гическое оборудование и производственный персонал, а трудоёмкие рег- ламентные и ремонтные работы проводятся на специализированных сер- висных предприятиях;

· снижение доли автовладельцев, обладающих достаточными технически- ми знаниями и практическими навыками для самостоятельного ухода за своим средством передвижения;

· оснащение современных транспортных средств сложными электронными системами и устройствами, для ремонта которых требуется специальное

оборудование и обученный персонал, которые могут предоставить только СТО;

· повышения благосостояния и уровня жизни населения страны в целом, когда большая часть автовладельцев не желает производить обслужива- ние собственного автомобиля и имеет финансовую возможность для вы- полнения такового на спецпредприятии;

· развитие системы обязательного автострахования, которой предусматри- вается ремонт автомобилей на специальных предприятиях за счёт средств страховой компании;

· наёмные водители всё чаще возражают против выполнения работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобиля или не имеют соответ- ствующей квалификации, что отрицательно сказывается на качестве ра- бот и ведёт к снижению общего ресурса транспортных средств.

Рост автомобильного парка страны требует интенсивного развития произ- водственно технической базы для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей. В последнее время всё меньше автовладельцев производят обслужи- вание автомобилей собственными силами: большинство предпочитает дове- риться услугам специализированных сервисных предприятий, таких как СТО, спецавтоцентры и т.д.

При написании учебного пособия авторы руководствовались действую- щими нормативными документами, требованиями корпоративных стандартов к дилерским автосервисным предприятиям.

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и призвано способствовать приобретению ими знаний и практических навыков по проектированию автооб- служивающих предприятий, что входит в список квалификационных требова- ний к специалисту (инженеру, бакалавру, магистру) по технической эксплуата- ции автомобилей. Учебное пособие содержит обширный справочный материал, который может быть использован при выполнении курсовой работы по дисци- плине и дипломного проекта по указанной специальности.


Наши рекомендации