В.е. епишкин, а.п. караченцев, в.г. остапец
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Учебное пособие по дисциплине
«Проектирование предприятий автомобильного транспорта» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Тольятти 2008
УДК 629.113 (075.8)
ББК 39.39.33я73
Р е ц е н з е н т ы :
доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» Тольяттинского государственного университета, к.т.н. В.А. Ивлиев
Начальник управления планирования и анализа финансово-хозяйственной дея- тельности дочерних и зависимых обществ ОАО «Лада-Сервис» А.В. Павлова
Епишкин В.Е.
Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: Учеб- ное пособие по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»: для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобиль- ное хозяйство» / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец - Тольятти: ТГУ, 2008. - 284 с.
Рассмотрены современное состояние производственно-технической базы автосервисных предприятий и организационные формы их деятельности, опи- саны порядок и технология выполнения расчётов годовой программы, трудо- ёмкостей основных видов работ, площадей производственных и администра- тивно-бытовых подразделений, численности основных производственных и вспомогательных рабочих; представлены примеры планировочных решений участков и отделений. В учебном пособии даны рекомендации по выбору тема- тики курсового проектирования, приведена структура курсовой работы по раз- делам, изложены правила оформления пояснительной записки и графической части курсовой работы.
Учебное пособие разработано на основе действующей нормативной доку- ментации в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также Положения о курсовых проектах и работах, принятого Уче- ным советом ТГУ (Решение № 302 от 18.03.2004 г.)
Для студентов спец. 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Редактор к.т.н., доцент Малкин В.С.
Утверждено научно-методическим советом ТГУ
© Тольяттинский государственный университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................... 7
|
2.8.2. Организация технологического процесса технического обслуживания 54
2.8.3. Организация технологического процесса текущего
ремонта....................................................................................... 55
2.9. Расчёт численности производственных и вспомогательных
рабочих................................................................................................ 60
2.9.1. Расчет численности производственных рабочих..................... 60
2.9.2. Распределение исполнителей по специальностям и
квалификации............................................................................ 61
2.9.3. Определение численности вспомогательных рабочих............. 62
2.10. Определение площадей производственных помещений................... 64
2.11. Расчет площадей складских и вспомогательных помещений........... 67
2.11.1. Расчет площадей складских помещений................................. 67
2.11.2. Определение площадей вспомогательных помещений.......... 70
2.12. Рекомендации по проектированию подразделений основного производства (постовых работ)................................................................................. 71
2.12.1. Участок уборочно-моечных работ......................................... 72
2.12.2. Участок приёмки-выдачи автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2.12.3. Участок диагностики................................................................ 78
2.12.4. Участок технического обслуживания и ремонта
автомобилей............................................................................. 81
2.12.5. Участок замены масла............................................................. 83
2.12.6. Кузовной участок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
2.12.7. Окрасочный участок............................................................... 87
2.13. Производственные подразделения цеховых работ ТО и ТР............ 90
2.13.1. Агрегатное отделение.............................................................. 92
2.13.2. Отделение ремонта приборов системы питания, электротехнических и аккумуляторных работ.......................................................... 94
2.13.3. Шинное отделение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
2.13.4. Обойное отделение................................................................... 97
2.13.5. Сварочное, жестяницкое и медницкое отделение................... 98
2.13.6. Слесарно-механическое отделение.......................................... 98
2.14. Дополнительные производственные подразделения......................... 99
2.14.1. Автосалон................................................................................. 99
2.14.2. Участок самообслуживания.................................................... 104
2.14.3. Салон проката автомобилей.................................................. 105
2.14.4. Пункт государственного технического осмотра
автомобилей при СТО............................................................ 107
2.14.5. Участок эвакуации автомобилей и технической помощи
на дорогах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.6. Участок быстрого сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.7. Участок антикоррозионной обработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.8. Участок тюнинга (спецкомплектации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.9. Участок установки газового оборудования . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.10. Отделение по ремонту систем кондиционирования . . . . . . | ||
2.14.11. Участок предпродажной подготовки автомобилей . . . . . . . | ||
2.15. | Отдел главного механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.16. | Расчёт и оценка удельных показателей СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Раздел 3. ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.1. | Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2. | Требования к производственным помещениям СТО . . . . . . . . . . . . . | |
3.3. | Требования к административно-бытовым помещениям СТО . . . . . | |
3.4. | Требования к складским помещениям СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.5. 3.6. | Основные правила выполнения чертежей планировочных решений курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Порядок выполнения объемно-планировочного решения произ- водственного корпуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА. . . . . . | ||
4.1. | Особенности проектирования дилерских (авторизированных) СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.2. | Особенности проектирования дорожных СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.3. | Особенности проектирования СТО грузовых автомобилей или автобусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Раздел 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ............................................................................................................ 165
5.1. Цели и задачи курсового проектирования....................................... 165
5.2. Выбор темы курсовой работы.......................................................... 166
5.3. Требования к структуре и содержанию курсовой работы.............. 169
5.4. Основные требования по оформлению курсовой работы............... 173
5.4.1. Оформление пояснительной записки....................................... 173
5.4.2. Оформление графической части.............................................. 175
5.5. Выполнение графической части работы на ЭВМ............................. 178
5.6. Организация выполнения и защиты курсовой работы.................... 179
5.6.1. Организация выполнения курсовой работы........................... 179
5.6.2. Защита курсовой работы......................................................... 180
Список используемой литературы.................................................... 184
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 186
ВВЕДЕНИЕ
Российский рынок легковых автомобилей в последние годы демонстрирует устойчивый рост и является одним из наиболее динамично развивающихся сек- торов экономики. Повышение покупательной способности населения страны, развитие системы автокредитования и обострение конкурентной борьбы между отечественными производителями автомобилей и иностранными компаниями при сохранении тенденции выравнивания цен на иномарки и автомобили рос- сийского производства, привело к значительному росту автомобильного парка страны и существенным изменениям в его возрастной и марочной структуре.
По данным ГИБДД за последние 10 лет автомобильный парк России уве- личился в 2,5 раза и к началу 2008 года составил более 27 миллионов автомо- билей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества лег- ковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 миллионов. Еже- годно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрому росту числа автомобилей проявляется в крупных горо- дах, где за последние годы автопарк увеличился по разным данным от 5 до 10 раз.
Структура автомобильного парка РФ в зависимости от типа автомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомо- билей приходится не менее 80% от общей численности автомобильного парка (в абсолютных единицах эта величина составляет порядка 21,6 млн. автомоби- лей). Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13% или 3,51 млн. еди- ниц. Автобусов в России значительно меньше - около 2% от общей численно- сти автомобильного парка или порядка 0,54 млн. единиц.
Постепенное увеличение спроса на новые отечественные автомобили и иномарки в провинции заставляет столичных продавцов легковых автомобилей задумываться о выходе за пределы московского региона. К созданию широких региональных сетей автосалонов подошли уже несколько крупных столичных дилеров. Как следствие этого факта – активное развитие сетевого и дилерского
автосервиса по аналогии с западноевропейскими странами, где дилерские сер- висные предприятия занимают более 50% рынка услуг по техническому обслу- живанию и ремонту транспортных средств.
В отличие от многих развитых стран мира, в России автомобильный парк достаточно стар. Если средний возраст легковых автомобилей в Европе состав- ляет примерно 8 лет, то в нашей стране этот показатель превышает 12-летний рубеж. Так, по расчетам аналитического агентства "АВТОСТАТ", на конец 2007 - начало 2008 года средний возраст автомобилей «LADA» в парке России равняется 12,3 годам. Автомобили других российских марок еще более старые
– средневзвешенное значение их возраста составляет 16,2 года. Значительно более свежим выглядит парк иномарок – 8,7 года, что близко к европейским показателям.
Основные тенденции в автообслуживающей отрасли нашей страны заклю- чаются в следующем [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]:
· формирование официальных дилерских и сервисных сетей большинством предприятий производящих автомобили, осуществляющих сборку авто- мобилей из готовых комплектов автокомпонентов или реализующих ав- томобили на территории страны в достаточно больших объёмах (ино- странные компании, не имеющие собственных производственных мощ- ностей на территории РФ);
· формирование официальных дилерских сетей из независимых автосер- висных предприятий с участием крупных зарубежных компаний;
· возрастающий с каждым годом спрос на услуги по обслуживанию авто- мобилей иностранного производства;
· преобладание профилактических воздействий над ремонтными на пред- приятиях, ориентированных на автомобили иностранного производства и обратная тенденция на СТО специализирующихся по обслуживанию и ремонту автомобилей российского производства;
· развитие локальных сетей сервисных предприятий;
· рост спроса на сервисные услуги со стороны частных и корпоративных клиентов;
· увеличение доли кузовных и малярных работ вследствие повышения аварийности на автомобильных дорогах страны из-за повышения плотно- сти движения автомобилей и снижения «культуры вождения» со стороны автовладельцев;
· сокращение доли работ по обслуживанию автомобилей вследствие уве- личения периодичности технического обслуживания и появления необ- служиваемых агрегатов, узлов и деталей;
· сокращение объёма работ по восстановлению деталей и агрегатов машин на сервисных центрах вследствие снижения цен на новые изделия, и дос- тижения примерного равенства между их ценами и ценами на восстанов- ление детали по существующей в России технологии;
· увеличение объёма работ по дополнительному оборудованию автомоби- лей, обеспечивающему повышенный комфорт водителю и пассажирам, придающему автомобилю оригинальный внешний вид и улучшающему технико-эксплуатационные свойства;
· рост спроса на услуги малых автомастерских, специализированных по определённым видам работ;
· устойчивый спрос на новые или бывшие в употреблении, но незначи- тельно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей ино- странного производства, доля которых в общей структуре автопарка страны увеличивается ежегодно;
· оснащение сервисных предприятий современным технологическим обо- рудованием и как следствие всеобщий рост механизации и автоматизации работ по ТО и ТР автомобилей;
· рост спроса на техническую информацию и новые средства её системати- зации и использования (мультимедийные пособия с элементами интерак- тивного режима для обучения производственного персонала, интерактив-
ные каталоги деталей и запасных частей, электронные руководства по
эксплуатации автомобилей, построенные по принципу гиперссылок, ис- пользование специальных программ для оформления заказов и т.п.)
· острый дефицит высококвалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей (особенно иномарок), в связи с чем возника- ет необходимость организации собственных учебных центров на крупных СТО и Спецавтоцентрах.
Целесообразность реконструкции, расширения и технического перевоору- жения существующих автосервисных предприятий и строительства новых СТО и технических центров в нашей стране обусловлена прежде всего устойчивым ростом спроса на услуги по ТО и ТР транспортных средств, вызванным сле- дующими причинами [1, 4, 5]:
· устойчивый рост автомобильного парка страны, прогнозируемый ещё как минимум в течение 10 - 12 лет;
· большинство возникающих транспортных предприятий, приобретающих автомобильную технику, не обзаводятся собственной дорогостоящей производственно-технической базой, рассчитывая обслуживать подвиж- ный состав на специализированных предприятиях;
· существенная часть действующих предприятий автомобильного транс- порта для снижения себестоимости работ предпочитают производить на своей базе только малотрудоёмкие работы по обслуживанию автомо- бильного парка, требующие минимальных затрат на основное техноло- гическое оборудование и производственный персонал, а трудоёмкие рег- ламентные и ремонтные работы проводятся на специализированных сер- висных предприятиях;
· снижение доли автовладельцев, обладающих достаточными технически- ми знаниями и практическими навыками для самостоятельного ухода за своим средством передвижения;
· оснащение современных транспортных средств сложными электронными системами и устройствами, для ремонта которых требуется специальное
оборудование и обученный персонал, которые могут предоставить только СТО;
· повышения благосостояния и уровня жизни населения страны в целом, когда большая часть автовладельцев не желает производить обслужива- ние собственного автомобиля и имеет финансовую возможность для вы- полнения такового на спецпредприятии;
· развитие системы обязательного автострахования, которой предусматри- вается ремонт автомобилей на специальных предприятиях за счёт средств страховой компании;
· наёмные водители всё чаще возражают против выполнения работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобиля или не имеют соответ- ствующей квалификации, что отрицательно сказывается на качестве ра- бот и ведёт к снижению общего ресурса транспортных средств.
Рост автомобильного парка страны требует интенсивного развития произ- водственно технической базы для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей. В последнее время всё меньше автовладельцев производят обслужи- вание автомобилей собственными силами: большинство предпочитает дове- риться услугам специализированных сервисных предприятий, таких как СТО, спецавтоцентры и т.д.
При написании учебного пособия авторы руководствовались действую- щими нормативными документами, требованиями корпоративных стандартов к дилерским автосервисным предприятиям.
Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и призвано способствовать приобретению ими знаний и практических навыков по проектированию автооб- служивающих предприятий, что входит в список квалификационных требова- ний к специалисту (инженеру, бакалавру, магистру) по технической эксплуата- ции автомобилей. Учебное пособие содержит обширный справочный материал, который может быть использован при выполнении курсовой работы по дисци- плине и дипломного проекта по указанной специальности.