Ответственность за правонарушения на ВТ.

Источники ВП

Источники права — внешние формы выражения юридических норм. К источникам ВП относятся: Конституция РФ, ВК, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, в том числе федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в указанных областях. Регулирование отношений, составляющих предмет воздушного права, осуществляется также в соответствии с требованиями гражданского, земельного, водного, административного и уголовного законодательства.

Норма ВП и её структура.

"Норма" (лат.) означает правило, образец, точное предписание. Являясь первичной (исходной) ячейкой вообще и воздушного права в частности, правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения в тех или иных однотипных ситуациях. Государство устанавливает определенные критерии, меру поведения людей и в необходимых случаях дает оценку этому поведению в соответствии с определенными в нормах правилами поведения.

Обладая, в отличие от других социальных норм, государственно-обязательным характером, правовая норма определяет рамки возможного и должного поведения, условия, при которых она применяется, и последствия несоблюдения изложенного в норме правила.

Указанные обстоятельства определяют в конечном итоге структуру любой нормы воздушного права, каждая из составляющих частей которой (гипотеза, диспозиция, санкция) дает ответ на поставленные выше вопросы.

Структура:

1. Гипотеза содержит конкретные условия, при возникновении которых может применяться норма ВП.

2. Диспозиция. В ней изложено само правило поведения, определены права и обязанности участников этого правоотношения.

3. Санкция представляет собой указание на неблагоприятные для нарушителя последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписания правовой нормы.

4. Реализация норм ВП.

Норма воздушного права по своему содержанию носит общий характер. Она не предполагает конкретных исполнителей, рассчитана на многократное применение.

В процессе реализации норм воздушного права происходит сообразование поведения субъектов правоотношений с правилами, изложенными в правовой норме. Так, норма воздушного права реализуется при правомерном поведении авиационного персонала, проводящего обеспечение, подготовку и выполнение полетов гражданских воздушных судов, т.е. такого поведения, которое сообразуется с нормами воздушного законодательства.

Можно выделить четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

1. Соблюдение норм воздушного права означает воздержание от действий, отнесенных воздушным законодательством к разряду запрещенных.

2. Исполнение норм воздушного права предусматривает обязательное совершение определенных, предписанных этими нормами действий или выполнение конкретных обязанностей.

3. Использование норм воздушного права предлагает реализацию конкретными лицами своих прав.

Самостоятельным видом реализации норм воздушного права является 4 применение. Эта форма реализации норм воздушного права имеет место в процессе властной деятельности должностных лиц, которая состоит в применении общего правила к конкретному случаю и издании актов применения.

Правонарушения на ВТ.

Бурное развитие гражданской авиации в прошлом веке кроме положительного вклада в дело развития инфраструктуры гражданской авиации с неизбежностью привело к возникновению различного рода негативных последствий (экологических, уничтожению и повреждению ВС в результате катастроф, использования авиационной техники для совершения правонарушений и т.д.). В связи с этим возникла реальная необходимость более четкой правовой регламентации процедурвыявления правонарушений на воздушном транспорте, разграничения этих правонарушений по определенным критериям, в том числе по степени общественной опасности, формирования адекватного института юридической ответственности.

Учитывая, что эксплуатация гражданских воздушных судов связана с определенным риском, именно различия в степени общественной опасности нарушений дают основание для привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Само понятие юридической ответственности связывается законодателем с обязанностью лица претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.

1. Дисциплинарная ответственность на воздушном транспорте наступает за совершение дисциплинарных проступков, т.е. за нарушение трудовой или служебной дисциплины, связанной в большинстве случаев с неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

2. Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и административного принуждения. Основным источником права, предусматривающим административную ответственность, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (глава 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта") статья 263 конкретно определяет основания привлечения к уголовной ответственности. По сравнению с прежней трактовкой исчезло понятие "реальной угрозы безопасности", четко прописаны условия применения статьи 263. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если лицу или лицам причинен тяжкий вред здоровью, наступила смерть одного человека, смерть двух или более лиц. К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано было соблюдать специальные правила как по непосредственному управлению воздушным судном, так и по подготовке и обеспечению полетов. 3. Уголовная ответственность может наступить за правонарушения на воздушном транспорте также на основании статьи 211 Уголовного кодекса (угон воздушного судна), статьи 266 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) и статьи 271 - нарушение правил международных полетов.

Виды авиации.

Воздушный кодекс РФ. Так вот в нем определено, что авиация имеет три вида: гражданская, государственная и экспериментальная. К гражданской относится собственно гражданская, гражданская коммерческая и авиация общего назначения. С первыми двумя, я думаю, понятно, а «общее назначение» — это всевозможные полезные работы, как-то: сельхозработы, медицинская помощь, помощь полиции, частные и корпоративные перелеты, обучение, и т.д. Экспериментальная авиация применяется для проведения различных экспериментальных работ и испытаний техники (в т.ч. и авиационной). А государственная – это военная авиация и государственная авиация специального назначения, такая, как например авиация МЧС или есть еще авиация МВД для выполнения различных спецзаданий. Интересно, что как государственная, так и экспериментальная авиация тоже могут быть использованы в коммерческих целях. Это определено в вышеупомянутом кодексе.

Подготовка специалистов авиационного персонала ГА.

1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

Принципы международного ВП.

Принцип суверенитета над воздушным пространством. Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией. Эта данность отражена в воздушных кодексах многих государств и подтверждена в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.

Принцип разрешительного порядка международных полетов и перевозок в воздушном пространстве государства является производным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты и авиаперевозки иностранных предприятий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государства. Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства в отношении правового регулирования международных полетов в пределах его территории.

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации понимается суверенное право государства принимать меры технического, эксплуатационного, организационно-аэронавигационного и информационного характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов без угрозы для жизни и здоровья людей. Это право корреспондирует с обязанностью государства поддерживать высокий уровень безопасности в отношении любых полетов. Данная обязанность имеет международный и внутренний аспекты.

Принцип взаимности имеет исключительную важность для коммерческой деятельности авиакомпаний, занятых международными авиаперевозками. На его основе достигается возможность сделать такие перевозки коммерчески прибыльными и эффективными. В этих целях государства взаимно предоставляют друг другу коммерческие права или преимущества, которыми пользуются назначенные ими авиакомпании, выполняющие между ними перевозки. Двусторонние соглашения о воздушном сообщении предусматривают обычно равное количество воздушных линий, устанавливаемых между государствами, и равное количество коммерческих прав. Принцип взаимности не требует абсолютной идентичности прав и преимуществ, предоставляемых друг другу сторонами двусторонних соглашений. Взаимность предполагает учет взаимных интересов и возможностей, реальные обстоятельства, связанные с организацией регулярных полетов. Однако даже если использованы все ресурсы принципа взаимности, получение коммерческих выгод и преимуществ не всегда автоматически гарантируется их перевозчику. Большое влияние на прибыльность, доходность международного рейса авиакомпании оказывает конъюнктура рынка международных авиаперевозок. Именно поэтому принцип взаимности выполняет роль экономического регулятора международных авиаперевозок.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в воздушном пространстве, расположенном над исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным, или открытым. В соответствии с принципом свободы полетов любые воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под юрисдикции какого-либо государства. Свобода полетов сосуществует с комплексом прав, которые может осуществлять каждое государство в отношении международного воздушного пространства. Все государства имеют право осуществлять юрисдикцию над своими воздушными судами, обеспечивать безопасность полетов за пределами суверенного воздушного пространства, использовать воздушные суда для преследования иностранных морских судов в открытом море за нарушение закона и правил прибрежного государства, борьбы с пиратством и работорговлей. Кроме того, при пользовании свободой полетов государства обязаны соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО, предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не допускать полеты с их воздушных судов без опознавательных знаков.

Международные конвенции.

1. Варшавская конвенция 1929г. - Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12.10.29, вступила в силу 17.09.33, изменена в Гааге в 1955 г., изменена и дополнена в Гватемале 08.03.71).

2. Чикагская конвенция 1944г. - Конвенция о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 07.12.44).

3. Женевская конвенция 1948г. - Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (подписана в Женеве 19.06.48, ступила в силу 17.09.53).

4. Римская конвенция 1952г. - Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (подписана в Риме 07.10.52, вступила в силу 04.02.58, изменена в Монреале 23.09.78).

5. Гвадалахарская конвенция 1961г. - Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемым лицом, не являющимся перевозчиком по договору (подписана в Гвадалахаре 18.09.61 г., вступила в силу 01.05.64).

6. Токийская конвенция 1963г. - Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (подписана в Токио 14.09.63, вступила в силу 04.12.69).

7. Гаагская конвенция 1970г. - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (подписана в Гааге 16.12.70, вступила в силу 14.10.71).

8. Монреальская конвенция 1971г. - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (подписана в Монреале 23.09.71, вступила в силу 26.01.73).

9. Монреальские протоколы 1975г. - Дополнительные протоколы № 1, 2, 3 и 4 об изменении Варшавской конвенции 1929г. (подписаны в Монреале 25.09.75, вступят в силу после ратификации 30 государствами),

10. Монреальский дополнительный протокол 1988г. - Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 (подписан в Монреале 24.02.88, вступил в силу 06.08.89).

11. Монреальская конвенция 1991г. - Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (подписана в Монреале 01.03.91, вступит в силу после ратификации 35 государствами с учетом определенных условий).

Цели и задачи ИКАО.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок.

Цели и задачи ИКАО:

1) обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире;

2) поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов;

3) создание и развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации;

4) удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;

5) предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;

6) содействие безопасности полетов.

Структура ИКАО.

Ответственность за правонарушения на ВТ. - student2.ru

Международная ассоциация воздушного транспорта. (IATA)

Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА (англ. International Air Transport Association, сокр. IATA) международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада). Европейский центр — в Женеве (Швейцария). ИАТА имеет 101 представительство по всему миру.

ИАТА была организована 19 апреля 1945 года в Гаване (Куба). ИАТА - основной механизм для сотрудничества между авиакомпаниями в продвижении безопасных, надежных и экономичных воздушных перевозок - в интересах потребителей в мире. Международная авиатранспортная промышленность более чем в 100 раз больше, чем в 1945 году. Немногие отрасли промышленности могут сравниться с динамикой этого роста, который был бы гораздо менее впечатляющим без стандартов, методов и процедур, разработанных ИАТА.

Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов совместно с ИКАО и т. д.

Цели и задачи ИАТА.

Основные цели и задачи Ассоциации сформулированы в ее Уставе (ст.III):

1. Содействие разработке безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение коммерческой деятельности авиапредприятий.

2. Поддержка мероприятий, направленных на улучшение экономических результатов деятельности авиапредприятий и изучение, связанных с этим проблем.

3. Разработка мер для развития сотрудничества между авиапредприятиями, прямо или косвенно участвующими в международных воздушных сообщениях.

4. Развитие сотрудничества с ИКАО и другими международными организациями.

Цели и задачи МАК.

в 50

Источники ВП

Источники права — внешние формы выражения юридических норм. К источникам ВП относятся: Конституция РФ, ВК, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, в том числе федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в указанных областях. Регулирование отношений, составляющих предмет воздушного права, осуществляется также в соответствии с требованиями гражданского, земельного, водного, административного и уголовного законодательства.

Норма ВП и её структура.

"Норма" (лат.) означает правило, образец, точное предписание. Являясь первичной (исходной) ячейкой вообще и воздушного права в частности, правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения в тех или иных однотипных ситуациях. Государство устанавливает определенные критерии, меру поведения людей и в необходимых случаях дает оценку этому поведению в соответствии с определенными в нормах правилами поведения.

Обладая, в отличие от других социальных норм, государственно-обязательным характером, правовая норма определяет рамки возможного и должного поведения, условия, при которых она применяется, и последствия несоблюдения изложенного в норме правила.

Указанные обстоятельства определяют в конечном итоге структуру любой нормы воздушного права, каждая из составляющих частей которой (гипотеза, диспозиция, санкция) дает ответ на поставленные выше вопросы.

Структура:

1. Гипотеза содержит конкретные условия, при возникновении которых может применяться норма ВП.

2. Диспозиция. В ней изложено само правило поведения, определены права и обязанности участников этого правоотношения.

3. Санкция представляет собой указание на неблагоприятные для нарушителя последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписания правовой нормы.

4. Реализация норм ВП.

Норма воздушного права по своему содержанию носит общий характер. Она не предполагает конкретных исполнителей, рассчитана на многократное применение.

В процессе реализации норм воздушного права происходит сообразование поведения субъектов правоотношений с правилами, изложенными в правовой норме. Так, норма воздушного права реализуется при правомерном поведении авиационного персонала, проводящего обеспечение, подготовку и выполнение полетов гражданских воздушных судов, т.е. такого поведения, которое сообразуется с нормами воздушного законодательства.

Можно выделить четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

1. Соблюдение норм воздушного права означает воздержание от действий, отнесенных воздушным законодательством к разряду запрещенных.

2. Исполнение норм воздушного права предусматривает обязательное совершение определенных, предписанных этими нормами действий или выполнение конкретных обязанностей.

3. Использование норм воздушного права предлагает реализацию конкретными лицами своих прав.

Самостоятельным видом реализации норм воздушного права является 4 применение. Эта форма реализации норм воздушного права имеет место в процессе властной деятельности должностных лиц, которая состоит в применении общего правила к конкретному случаю и издании актов применения.

Правонарушения на ВТ.

Бурное развитие гражданской авиации в прошлом веке кроме положительного вклада в дело развития инфраструктуры гражданской авиации с неизбежностью привело к возникновению различного рода негативных последствий (экологических, уничтожению и повреждению ВС в результате катастроф, использования авиационной техники для совершения правонарушений и т.д.). В связи с этим возникла реальная необходимость более четкой правовой регламентации процедурвыявления правонарушений на воздушном транспорте, разграничения этих правонарушений по определенным критериям, в том числе по степени общественной опасности, формирования адекватного института юридической ответственности.

Учитывая, что эксплуатация гражданских воздушных судов связана с определенным риском, именно различия в степени общественной опасности нарушений дают основание для привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Само понятие юридической ответственности связывается законодателем с обязанностью лица претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.

1. Дисциплинарная ответственность на воздушном транспорте наступает за совершение дисциплинарных проступков, т.е. за нарушение трудовой или служебной дисциплины, связанной в большинстве случаев с неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

2. Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и административного принуждения. Основным источником права, предусматривающим административную ответственность, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (глава 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта") статья 263 конкретно определяет основания привлечения к уголовной ответственности. По сравнению с прежней трактовкой исчезло понятие "реальной угрозы безопасности", четко прописаны условия применения статьи 263. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если лицу или лицам причинен тяжкий вред здоровью, наступила смерть одного человека, смерть двух или более лиц. К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано было соблюдать специальные правила как по непосредственному управлению воздушным судном, так и по подготовке и обеспечению полетов. 3. Уголовная ответственность может наступить за правонарушения на воздушном транспорте также на основании статьи 211 Уголовного кодекса (угон воздушного судна), статьи 266 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) и статьи 271 - нарушение правил международных полетов.

Ответственность за правонарушения на ВТ.

В 5 расписанно.

7. Воздушное законодательство.

Ответственность за правонарушения на ВТ. - student2.ru

Государственная система правовых отношений несмотря на различные формы собственности авиапредприятий устанавливает общие правила деятельности авиапредприятий и общие принципы ответственности, которые и должны обеспечить безопасность на воздушном транспорте, а также регулярность авиаперевозок при их качественном обслуживании.

Наши рекомендации