Третьей группой нормативных актов, регламентирующих деятельность органов и подразделений МВД России составляют Указы Президента.
Указы Президента РФ издаются по важнейшим вопросам организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, и, как правило, тогда, когда имеется брешь в законодательстве, а время, обстановка не терпят промедления.
К таким Указам можно отнести:
“О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” от 25 мая 1992 г.;
“О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и других проявлений организованной преступности” от 14 июня 1994 г.;
“О мерах по усилению борьбы с терроризмом” от 7 марта 1996 г.;
“О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ” от 23 марта 1995 г.
Среди важнейших Указов Президента Российской Федерации последних лет необходимо назвать:
Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146, утвердивший Военную доктрину Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № ___«О дополнительных мерахпо обеспечению правопорядка» (после событий в г. Москва, Санкт-Петербург);
Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции»;
Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года « Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ».
Четвертой группой законодательных и других нормативных актов, регламентирующих организацию и функционирование государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях являются Постановления и Распоряжения Правительства РФ.
Среди Постановлений Правительства Российской Федерации последних лет необходимо назвать следующие:
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 411-рс «Об утверждении перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлениях на территории Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 442-р (утвержден План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 1215-р (утвержден План действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, которым определены понятия кризисной ситуации, ее классификации, государственной системы предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций и т.д.).
Пятой группой нормативных актов, образующих систему законодательных и подзаконных актов, регламентирующих организацию и функционирование государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях являются межведомственные и ведомственные нормативные акты, среди которых необходимо выделить:
Приказ МВД России от 6 февраля 2012 г. № 88 «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при чрезвычайных обстоятельствах»;
Приказ МВД России от 28 февраля 1997 г. «Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел»;
Приказ МВД России № 94 от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении сборника сокращенных обозначений и условных знаков»
Приказ МВД России № 80 от 29 января 2008 года «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» (утвердивший Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности);
Приказ МВД России № 81от 29 января 2008 года «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах»;
Приказ МВД России № 174 от 26 февраля 2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел российской Федерации»
Приказ МВД России от 6 октября 2008 г. № 861 « Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России»;
Приказ ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСО России, ФСИН России от 16 февраля 2008 года № 045/09/4с/012/034/05 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения контртеррористических операций»
Это наиболее многочисленная группа нормативных актов, в которых непосредственно регламентируется вся деятельность органов и подразделений МВД России, их должностных лиц, при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при введении режима чрезвычайного положения, при объявлении военного положения, ведении гражданской и территориальной обороны в военное время.
Шестую группу законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов власти и управления субъектов Российской Федерации, в том числе органов внутренних дел, в особых условиях составляют законы и подзаконные акты местных органов власти и управления (постановления, решения, приказы, инструкции и т.д.).
В 2000-2002 годах проведена огромная работа по приведению регионального и местного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Федеральным законодательством.
Седьмой группой нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, должностных лиц в особых условиях являются решения специализированных органов по ГО и ЧС и, в частности, решения комиссий по чрезвычайным ситуациям района, города, области, края, республики, а также ведомственных и межведомственных специальных органов оперативного управления группировками сил и средств в особых условиях (оперативных штабов, объединенных штабов, совместных штабов, региональных управлений, комендатур и т.д.)