Погода: морозный вечер, переменная облачность, штиль
С маршрутом к тому моменту я так и не определился, но основная мысль была - попробовать проехать шоссе 98 вдоль северного берега. Для этого сейчас нужно было двигаться на север в сторону Лаксельва. Немного разобрав и переложив вещи после автобуса, я попробовал двигаться в северном направлении. Но после первых пяти километров у меня появились сомнения. На шоссе было очень много льда, и конечно он был такой же каменный, как в Рованиеми. Падать не хотелось, и езда получалась медленная и напряженная. Причем для меня было неожиданностью, что лед оказался достаточно неровный. В наших широтах бывает корявый и проблемный лед на грунтовых дорогах, но на асфальте он всегда ровный. Во всяком случае, мне встречался только такой. А по гладкому льду на шиповке можно ехать как по чистому асфальту. В общем я ожидал, что и на маршруте будет примерно также. Но оказалось, что в Арктике лед на асфальте лежит толстым слоем. К сожалению, я не попытался его замерить, и даже не догадался сфотографировать крупным планом. Насколько я помню, толщина льда в среднем была 2, а то и 3 см. В нужной степени ровным он при такой толщине в принципе быть не может. Даже на тех фото, где он кажется совсем гладким, на самом деле все равно есть неровности, чувствительные для колеса. А местами и вовсе промята заметная колея. Твердый лед шипы покрышек цепляют плохо, и постоянно сохраняется ощущение неуверенности. Спасает только то, что периодически все же встречаются участки открытого асфальта, на которых можно хотя бы ускориться.
Но какова будет ситуация севернее, было неясно. Вполне возможно, что там льда было бы еще больше. У меня, например, был снимок с веб-камеры из окрестностей Альты, на котором видно, что дорога полностью покрыта льдом.
Ситуация осложнялась тем, что шоссе 98 весьма рельефное, и мне было сложно представить такую черепашью езду на достаточно крутых многокилометровых спусках. Причем проходить пешком крутые участки тоже было неудобно, т.к. подошва ботинок скользила очень неплохо (думаю для подобных походов крайне полезно брать ледоходы – резиновые накладки с шипами на обувь). Одним словом проехав около 5 км, я решил пока не посещать шоссе 98 и проехать отрезок до Утсйоки вдоль реки Таны. Тем более что по этой дороге я вообще ни разу не ездил.
Вернулся в Карасйок и поехал по Е6 на восток в соответствии с новыми планами. Проехал еще около 5 км и стал искать место для лагеря. Хотелось встать засветло, все-таки это первый лагерь. Да еще палатка новая, которую я до этого ни разу не ставил. Вечером температура быстро падала, но холод не чувствовался. Наверно потому что стоял полный штиль.
Закат в окрестностях Карасйока |
Увидев уходящую в сторону расчищенную дорогу (она вела к жилым домам на берегу реки), я свернул на нее и метров через 500 решил остановиться на поле прямо у этой дороги. Я думал, что она малопосещаемая, но машины периодически ездили. Впрочем меня это не волновало, в северной Норвегии я не вижу причин прятаться от людей. Не говоря уже о том, что прятаться было бы и негде. Снега на поле было примерно до середины бедра и далеко отходить было бы сложно.
Поэтому палатку поставил метрах в десяти от дороги.
Под палатку выкопал небольшую яму. До земли не стал копать, убрал примерно половину снежного слоя. Правда в результате пол получился довольно неровный, но это не причиняло больших неудобств. Пока работал, даже пуховку не хотелось одевать, хватало одной флисовой кофты. В целом по итогам похода я даже удивился, насколько легко в этот раз переносился мороз. У меня ведь пока совсем не большой опыт действительно холодных походов. Был на Северном Урале при температурах до -36, но то был поход с печкой, а это совсем другое дело. Было несколько ночевок на морозе от -10 до -20°С втроем в палатке, но втроем значительно теплее. И иногда в этих случаях был костер, а он очень облегчает жизнь. А пару лет назад я уставал в сольном майском походе от постоянного холода, хотя тогда температуры были от 0 до -7°С. И я еще не забыл один из своих первых зимних опытов, когда я ночевал один на острове Ладожского озера при -15°С и намучался порядочно. Тогда я даже чай не смог вскипятить, это было так долго, что я не дождался и пил теплую воду. Постоянно мерзли руки, ночью я мерз в спальнике (тогда был другой спальник), почти не спал. Еле дождавшись пяти утра, кое-как затолкал снарягу в рюкзак и рванул домой. Поскольку все эти события еще живы в памяти, я возможно сдвинул бы старт похода на более позднее время, если бы знал, какие температуры будут у меня по ночам. Серьезно, я думаю, что первые опыты ночевок при новых для себя температурах лучше проводить ближе к дому. Но вот, вопреки данным архивов погоды и текущим прогнозам, мороз застал меня уже на маршруте. И вдруг оказалось, что он перестал быть большой проблемой. Все-таки во многом я это связываю со штилем, но и моя акклиматизация тоже явно шагнула вперед. В этот раз при -20°С я подолгу обходился вообще без каких-либо перчаток, хотя у меня с собой было две пары тонких, в которых удобно делать почти любые работы. Меня даже не напрягало регулярно отогревать руками примерзшие крышки термосов, хотя иногда я при этом чувствовал, что кожа немного примерзает к металлу – такое ощущение, что металл липкий (а в чай я никогда не кладу сладкого).
Все лагерные работы зимой занимают гораздо больше времени, чем в более теплое время, это нужно учитывать при планировании пробега. Уходит время на копание ямы, вода закипает дольше, да и просто каждый шаг получается сложнее, когда снега почти по пояс.
Поужинал как обычно хлопьями, разведенными кипятком, с добавлением сухого молока. Газ горел без проблем, хотя наверно уже шло к -20°С. Впрочем, когда горелка со шлангом, то главное ее зажечь, а дальше уже баллон греется от пламени. После ужина конечно еще сладкого поел, этого добра у меня было навалом - в зимних условиях калорий должно хватать. Когда лег спать, первые ощущения все же были непривычными. Я все ночи спал тепло одетый и в целом не мерз, но в первую ночь было ощущение, что мороз обжигает открытую часть лица. Надо сказать, что спальник у меня тоже был новый, неиспытанный Marmot Trestles 0, и у него оказалась не очень удобная система утяжки горловины. Я как-то даже не ожидал такого. Раньше пользовался разными спальниками разных производителей, но такой проблемы никогда не было, даже у бюджетного спальника от "Снаряжения". Сделать удобную утяжку совсем не сложно, просто не надо слишком мудрить. А конструкторы Marmot Trestles, кажется, именно перемудрили, стараясь изобрести что-то новое взамен испытанной классики. В итоге шнурки шли не по всей окружности вокруг лица, а как бы двумя отдельными частями. У меня не получалось утянуть их так, как хотелось, и снаружи оставалась слишком большая часть лица. Пришлось все ночи спать в балаклаве, иногда даже прицепляя съемную часть, которая защищает нос.
Первая ночь, думаю, была самая холодная. Вечером в палатке было -22°С, значит на улице -25°С или меньше. Но самое холодное время обычно от 4 до 6 утра, к тому времени температура должна была еще упасть. На следующий день в полдесятого утра на улице было -25°С, а к тому времени было уже совсем светло (вообще светало где-то в 6 или 7 утра). Последующие ночи наверно были немного теплее, да и я попривык к морозам, и в дальнейшем спалось более комфортно.
Марта
48 км, рельеф слабый (как и в целом за поход)