Назначение, устройство и работа системы смазки двигателя.
Смазочная система двигателя необходима для непрерывной подачи масла к трущимся поверхностям деталей и отвода от них теплоты.
Система смазки двигателя включает поддон картера двигателя с маслозаборником, масляный насос, масляный фильтр, масляный радиатор, которые соединены между собой магистралями и каналами.
Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня масла.
Масляный насос шестеренного типа предназначен для закачивания масла в систему.
Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой масла.
Для охлаждения моторного масла в летнее время используется масляный радиатор, который включается краном.
Давление масла в системе контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к сигнальной лампе на приборной панели.
Существует три способа смазки:
1. Под давлением.
2.Разбрызгиванием.
3.Самотёком.
В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.
При работе двигателя масляный насос закачивает масло в систему. Под давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца.
Остальные части двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается движущимися частями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их. Под действием сил тяжести масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.
2.Неисправности приборов освещения и способы их устранения.
Характерными неисправностями приборов освещения являются: отсутствие света в фарах, подфарниках, задних фонарях и плафонах, причиной чего может быть перегорание нитей лампочек. Причинами отказа могут быть: обрыв в цепи, окисление или плохой контакт в соединениях цепи, короткое замыкание проводов на массу. При поиске неисправности надо руководствоваться схемой, начиная с проверки соответствующего предохранителя. Неисправный участок цепи может быть обнаружен с помощью контрольной лампы. Сгоревшие лампы заменяются на новые. Нарушение контакта восстанавливают зачисткой и подтяжкой клемм, оборванный провод сращивают или заменяют на новый. Частое перегорание нитей ламп обычно вызывается повышенным напряжением генератора. Поэтому следует проверить или заменить регулятор напряжения. Отказ в работе всех приборов может быть вызван срабатыванием предохранителей из-за короткого замыкания в цепях. Следует проверить состояние предохранителей и устранить короткое замыкание. Для световой сигнализации характерны те же неисправности, что и для приборов освещения. Кроме того, может быть неисправен переключатель или прерыватель указателей поворота, а также включатель сигнала торможения. Эти приборы подлежат ремонту или замене на новые. Свет в фарах и подфарниках может отсутствовать также вследствие неисправностей переключателей. При неисправном центральном переключателе может отсутствовать свет также в заднем фонаре.
3.Работы, проводимые на автомобиле при подготовке к преодолению водной преграды.
Непосредственно перед переездом брода необходимо установить давление в шинах в пределах 1,5 ... 0,5 кгс/см2 соответственно плотности прибрежного грунта. Закрыть кран на трубке вентиляции картера двигателя. Отключить вентилятор, для чего ослабить натяжение приводного ремня перемещением генератора на кронштейне. Вывернуть коническую пробку со шплинтом из нижней крышки картера сцепления и завернуть герметичную пробку. В аккумуляторную батарею следует установить герметизирующие пробки. Перед входом в воду двигатель должен поработать 3...5 мин со средней частотой вращения коленчатого вала. При этом автомобиль не должен двигаться; за это время при закрытом кране вентиляции в картере двигателя создается некоторое избыточное давление.
Перед преодолением брода необходимо тщательно проверить состояние дна, убедиться в отсутствии глубоких ям, крупных камней, топких мест, а также тщательно выбрать и проверить места входа автомобиля в воду и выхода его из воды. При входе в воду автомобиля водитель должен открыть дверь кабины для того, чтобы вода быстро затопила кабину, не позволяя ей всплывать и разгружать передний мост. При выходе из брода двери кабины должны быть открыты, чтобы вода быстрее вылилась из нее. Входить в брод следует осторожно, не создавая большой волны перед автомобилем; двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на пониженной передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования.
При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода сразу же начнет вымывать грунт из-под колес, и они будут погружаться. Двигаться надо по возможности по прямой, избегая крутых поворотов.
После каждого преодоления брода необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая на них спускные пробки. Если в каком-либо агрегате в масле будет обнаружена вода - сменить масло в агрегате. Наличие воды в масле можно определить по изменению цвета.
Каждый раз после выхода из брода следует просушить тормозные механизмы несколько раз притормозив при движении для нагрева тормозных барабанов и для удаления воды из тормозных камер.
Билет 9
1. Назначение, устройство и работа фильтра центробежной очистки масла в системе смазки двигателя.Центробежный полнопоточный фильтр очистки масла предназначен для очистки масла от механических примесей. Фильтр состоит из корпуса с колпаком, ротора, колпака ротора, перепускного клапана, деталей и крепления и уплотнения. Масло от насоса поступает в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Ротор центробежного фильтра двигателей вращается реактивной силой, которая создается струей масла, вытекающей под давлением через два жиклера. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и оседают наего поверхности, а очищенное масло через отверстие поступает в поддон двигателя. Установлена центрифуга на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Механические примеси, находящиеся в масле, постепенно накапливаются в колпаке ротора центробежного фильтра, образуя плотный осадок. Несвоевременное обслуживание фильтра приводит к прекращению очистки масла последним. При чрезмерном загрязнении полнопоточного фильтра открывается перепускной клапан и неочищенное масло из поддона двигателя, минуя фильтр, поступает к трущимся парам. Все это приводит к выходу из строя трущихся пар, и прежде всего к износу и задирам антифрикционных слоев шатунных и коренных вкладышей, повреждению шеек коленчатого вала, повороту шатунных вкладышей и обрыву шатунных болтов.