Назначение, общее устройство и работа системы смазки

1 Назначение и общее устройство системы смазки.

Система смазки предназначена для:

подачи масла к трущимся поверхностям;

создания давления в системе;

уноса продуктов трения;

частичного охлаждения трущихся поверхностей.

Система смазки комбинированная. Часть деталей смазывается под давлением, часть разбрызгиванием и самотеком.

Основные детали смазки:

поддон картера

маслоприемник

масляный насос

фильтр центробежной очистки

масляный радиатор

масляный теплообменник

редукционные клапаны

предохранительный клапан

кран отключения радиатора

датчики и укзатели температуры

датчик и указатель давления

маслопроводы и каналы.

2 Назначение и устройство деталей и приборов.

Поддон картера: является резервуаром для масла. В днище имеет отверстие для слива масла.

Маслоприемник: расположен в поддоне картера. Принимает масло из поддона в следствии работы масляного насоса, состоит: корпус, сетка и трубка.

Масляный насос: служит для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя под давлением. Насос двухсекционный шестеренчатого типа. В работу приводится от шестерни распредвала. Верхняя секция насоса масло подает для смазки деталей двигателя. Нижняя - в фильтр центробежной очистки. С целью ограничения давления масла в системе смазки (не выше 5,5 кг/см2). Каждая из секций снабжена редукционным клапаном.

Детали насоса:

корпус;

приводной вал с шестерней привода;

две пары шестерен - по одной паре каждой секции. По одной шестерне ведущей, посаженных на ведущий вал, по одной ведомой, свободно вращающихся на осях.

редукционный клапан верхней секции помещен на блоке цилиндров (левой стороны двигателя), клапан нижней секции в корпусе самого насоса.

Фильтр центробежной очистки служит для очистки масла от механических примесей.

Состоит:

кожух,

колпак: ротор со стаканом ротора, жиклеры, упорный подшипник, центральный стержень ротора внутри полая с отверстиями, куда подается масло из нижней секции насоса.

Масляный радиатор - служит для охлаждения масла. Его следует включать при температуре воздуха +20° и выше, а также при работе машины в тяжелых условиях, состоит из двух бачков, сердцевины Бачки скреплены двумя планками каркаса. Сердцевина выполнена из цилиндрических медных трубок и латунных охлаждающих пластин. Масляные радиаторы установлены и закреплены на радиаторах системы охлаждения.

Кран управления масляным радиатором ввернут в корпус предохранительного клапана.

Масляный теплообменник выполнен вместе с водяным теплообменником. Предназначен для охлаждения масла двигателей, работающих при нахождении машины на плаву с закрытыми люками воздухопритоков и воздухоотводов.

Состоит:

корпус цилиндрической формы;

боковые крышки с патрубками входа и выхода забортной воды;

патрубки входа и выхода масла;

латунные трубки.

Охлаждение осуществляется забортной водой, из теплообменника масло сливается в поддон картера.

Редукционный клапан главной масляной магистрали служит для поддержания давления не более 5,5 кг/см2. Клапан плунжерного типа, расположен в конце главной масляной магистрали под бензиновым насосом. При срабатывании клапана, открывается сливное от­верстии и лишнее масло сливается в полость крышки распределительных шестерен.

Редукционный клапан магистрали фильтра центробежной очистки (нижняя секция) расположен в корпусе нижней секции насоса. Устройство и принцип работы тот же.

Предохранительный клапан предохраняет падение давления масла в главной масляной магистрали при включении радиатора ниже 1 кг/см2, т.е. если давление масла в главной магистрали будет ниже 1 кг/см2, то масло в радиатор поступать не будет.

Для контроля за температурой масла предусмотрены:

датчики температуры масла (расположены в поддоне картера);

указатель температуры масла (на щитке приборов водителя);

Эксплуатационная температура масла 80-90°

Для контроля давления масла имеются:

датчик давления масла;

указатель давления масла (на щитке приборов водителя)

Работа системы смазки.

Масло забирается из поддона картера через маслоприемник и каналы и поступает в верхнюю и нижнюю секции масляного насоса. Из верхней секции, через каналы в блоке цилиндров поступает в главную масляную магистраль, а от нее через сверления поступает к ко­ренным подшипникам коленвала и втулкам распредвала. От коренных шеек через сверления в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.

В головку блока для смазки осей коромысел и наконечников штанг масло подается о 2-го и 4-го подшипников распредвала. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Распределительные шестерни обычно смазываются маслом, сливаемым из фильтра центробежной очистки.

Кроме того, под давлением масло подается для смазки деталей, компрессоров.

Из нижней секции насоса масло подается в трубку фильтра центробежной очистки. Очищенное от примесей масло сливается в поддон картера.

Емкость системы смазки : 12,5x2=25 литров.

Уход за системой смазки.

При КО: - проверить заправку системы и при необходимости дозаправить;

- убедиться в отсутствии тяги;

При ЕТО: - дозаправить систему;

При ТО-1: - убедиться в отсутствии течи;

- при работе машины в пыльных условиях промыть воздухоочистители.

При ТО-2: - выполнить работы ТО-1;

- заменить масло в двигателях;

- очистить фильтр центробежной очистки масла.

Назначение, общее устройство и работа систем питания и охлаждения.

Общее устройство и работа системы питания. Уход за системой.

Назначение: системы питания предназначены для подачи бензина к карбюраторам, подготовки горючей смеси, подачи ее в цилиндры и выпуска отработанных газов.

Составные части:

бензобаки;

фильтр-отстойник;

карбюраторы;

воздухоочистители;

привод управления заслонками карбюраторов;

бензопроводы;

глушители;

датчики и указатели уровня топлива в баках.

Работа системы питания:

При вращении распредвала, бензонасос подает бензин, через фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки в поплавковую камеру карбюратора. Карбюратор готовит горючую смесь необходимого состава. При открытии впускных клапанов рабочая смесь поступает в ци­линдры, сгорает, производя при этом механическую работу. Отработанные газы через открытые выпускные отверстия клапанов и глушители выбрасываются в атмосферу.

Устройство и работа деталей системы питания

Бензобаки. Емкость = 2 * 145 = 290 литров. Расположены в кормовой части в отдельных отсеках. В баках установлены бензодатчики. Переключение бензобаков - кранами на трубопроводах около фильтра-отстойника. Заливные горловины закрываются пробками с клапанами: впускными (45-350 мм вод. столба).

Фильтр отстойник - служит для очистки бензина от механических примесей. Состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента, состоящего из набора кольцевых алюминиевых пластин, расположенных с зазорами 0,05 мм. Работа фильтра: бензин через впускные отверстия в крышке поступает в корпус, проходит через зазоры фильтрующего элемента (0,05 мм) и очищенный через выпускные отверстия в крышке, подается к фильтру тонкой очистки.

Фильтр тонкой очистки : служит для более полной очистки топлива по устройству и принципу работы аналогичен фильтру-отстойнику.

Бензиновый насос служит для подачи бензина из бензобаков в поплавковые камеры карбюраторов. Насос диафрагменного типа с рычажным приводом эксцентрика распредвала. Основные детали: корпус, головка с крышкой, диафрагма, нагнетательный клапан, два всасывающих клапана, рычаг, рычаг ручной подкачки, пружина диафрагмы.

Работа бензонасоса: при набегании эксцентрика на рычаг, второе его плечо тянет диафрагму вниз. Она пригибается и над ней создается разряжение. Открываются впускные клапаны и бензин заполняет наддиафрагменное пространство. При сбегании эксцентрика с рычага, пружина прогибает диафрагму вверх и выталкивает бензин через нагнетательный клапан в поплавковую камеру карбюратора.

Карбюратор: служит для приготовления горючей смеси различных составов поступающей в цилиндры в зависимости от режимов работы двигателя.

На каждом из двигателей установлен двухкамерный с падающим потоком смеси карбюратор К-126 Б.

Прежде, чем перейти к объяснению устройства карбюратора К-126 Б, рассмотрим принцип работы простейшего карбюратора, (см. сх.)

Процесс приготовления горючей смеси называется карбюрацией, а прибор, в котором осуществляется этот процесс - карбюратором.

Действие карбюратора основано на принципе пульверизации. Воздух, проходящий с большой скоростью у вершины трубки, погруженной в жидкость, создает разрежение, в результате которого жидкость по трубке поднимается, под действием струи воздуха распыляется и испаряется.

Карбюратор К-126 Б установленный на двигателях БТР-70 состоит из трех основных частей

  1. корпус воздушной горловины, в которой размещены:

воздушная заслонка;

сетчатый фильтр с пробкой; в игольчатый клапан подачи топлива;

форсунка ускорительного насоса;

2. корпус поплавковой камеры, в которой находятся:

поплавок;

ускорительный насос;

экспомейзеры;

главные жиклеры;

жиклеры полной мощности;

воздушные жиклеры главной дозирующей системы;

жиклеры холостого хода.

  1. корпус смесительных камер, в котором размещены:

дроссельные заслонки

выходные отверстия;

отверстия холостого хода.

Карбюратор К-126 Б обеспечивает пять основных режимов работы двигателя:

режим холостого хода;

режим частичных нагрузок;

режим полных нагрузок;

режим ускорения;

режим запуска холодного двигателя.

Воздухоочиститель каждого из двигателей служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор.

Тип: инерционно-масляный с двухступенчатой очисткой.

Состоит:

крышка с фильтрующим элементом;

корпус;

отражатель.

В воздухоочиститель заливается масло, применяемое для двигателя в количестве 550г.

Впускной и выпускной коллекторы служат для подвода рабочей смеси от карбюратора к цилиндрам двигателя и отвода отработанных газов.

Привод управления карбюраторами служит для изменения количества и качества горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателей.

Состоит:

ручки тяги ручного привода дроссельными заслонками;

ручки тяги воздушной заслонки карбюратора правого и левого двигателей;

педаль;

тяги;

соединительный валик с кронштейнами.

Указатель уровня топлива служит для проверки уровня бензина в баках во время движения, расположен с левой стороны щитка приборов водителя. Датчики находятся в каждом из баков. Емкость топливных баков на 100 км равен 72 л, при движении по шоссе, 116 л по грунтовой дороге.

Уход за системой питания.

При КО проверить:

заправку БТР и при необходимости дозаправить;

нет ли течи в местах соединений системы питания.

При ЕТО:

работы КО;

промыть воздухоочистители и заменить в них масло (промыть только при эксплуатации машины в пыльных условиях).

При ТО №1:

выполнить работы ЕТО;

промыть и заменить масло в воздухоочистителях;

произвести подтяжку креплений глушителей, коллекторов, мест присоединения приемных труб к коллекторов.

При ТО № 2:

работы ТО № 1;

промыть фильтрующие элементы фильтра-отстойника и фильтров тонкой очистки топлива;

проверить крепления карбюраторов;

продуть сжатым воздухом воздушные и топливные жиклеры карбюраторов.

Наши рекомендации