Обслуживание сооружений и устройств
(ПТЭ гл.V пп. 40-41)
Для выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути, искусственных сооружений, контактной сети, устройств сигнализации, централизации и блокировки, технологической электросвязи должны предоставляться предусматриваемые в графике движения поездов технологические окна продолжительностью 1,5 - 2 часа, а при производстве этих работ комплексами машин, специализированными бригадами и механизированными колоннами - продолжительностью 3 - 4 часа.
Для технического обслуживания и ремонта устройств механизации и автоматизации сортировочных горок, связи, железнодорожных путей и других сооружений и устройств на горках по решению, соответственно, владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования должны предоставляться технологические окна продолжительностью 0,7 - 1,5 часа.
Контрольные вопросы по теме «Сооружения и устройства инфраструктуры»:
1. Что относится к основным сооружениям и устройствам ЖДТ?
2. Что должны обеспечивать сооружения и устройства ЖДТ?
3. Какие условия должны выполняться для движения поездов со скоростями 141 – 250км/ч?
4. Для чего предназначены габариты и их виды?
5. Какие минимальные расстояния должны быть между осями путей на перегоне и станции?
6. Для чего предназначен предельный столбик. Где устанавливается?
7. Какой груз считается негабаритным?
8. Что такое зона, степень и индекс негабаритности?
9. Какие меры безопасности принимаются при перевозке негабаритных грузов?
Тема 5.Основные элементы ж.д. пути (ПТЭ прил. № 1 п.1)
Все элементы ж.д. пути по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Требования ПТЭ к плану станционных путей.( ПТЭ Приложение 1 п.6)
План железнодорожной линии– это проекция оси пути на горизонтальную плоскость или вид сверху на ось пути. Основными элементами плана ж.д. пути являются прямые участки и круговые кривые, которые сопрягаются между собой переходными кривыми.
Станции, разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках.
В трудных условиях допускается размещение их на кривых радиусом не менее 1500м.
В особо трудных условиях допускается уменьшение радиуса кривой до 600 м.
В горных условиях - до 500 м.
Требование ПТЭ к продольному профилю станционных путей.
(ПТЭ Приложение 1 п.4, 5)
Продольный профиль ж.д. линии– это проекция оси пути на вертикальную плоскость или вид сбоку на разрез по оси пути. Основными элементами продольного профиля являются горизонтальные площадки и уклоны (подъемы или спуски).
Крутизна уклона – это отношение величины возвышения одной точки относительно другой к длине этого участка. Крутизна уклона измеряется в тысячных долях и записывается в виде десятичной дроби: 0,001; 0,0015.
Например, если h=5 м, а L=1000 м, то уклон составит:
Обозначается 5 ‰, это значит что на каждые 1000 м пути подъем или спуск происходит на 5 м.
Железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты должны располагаться на горизонтальной площадке.
В отдельных случаях допускаетсярасположение их на уклонах не круче 0,0015,
а в трудных топографических условиях проектирования– не круче 0,0025.
В особо трудных условияхна станциях где, не предусматриваются маневры и отцепки локомотива или вагонов от железнодорожного состава и разъединение соединенных поездов, допускаются уклоны круче 0,0025 в пределах станционной площадки. Допускаются также в особо трудных условиях уклоны круче 0,0025 при удлинении приемо - отправочных путей на существующих станциях, при условии принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива), но не круче 0,010 в обоих случаях.
Земляное полотно (нижнее строение пути) – выемки, насыпи, водоотводные сооружения.
Верхнее строение пути - балласт, рельсы, шпалы, стыковые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, переезды и т.д.
Искусственные сооружения:
а) мосты и трубы - для преодоления водных преград,
б) тоннели - в горах, чтобы не строить глубокую выемку,
в) виадуки и эстакады - вместо высоких насыпей в оврагах и суходолах,
г) путепроводы - в местах пересечения с другими транспортными линиями на разных уровнях,
д) подпорные стенки - в местах возможных оползней для предотвращения сползания грунта на путь,
е) селеспуски - лотки над путями в горах для пропуска грязевых и селевых потоков.