Эвакуация постр. из зон ЧС техног хар-ра и ОПС.
Категории пострад.: - легко пострад; - постр. средней тяжести (в сознании, не пердв. самостоят., можно трансп-ть их в любом полож); - тяжело постр. (можно переносить лишь в опред. позе).
Спообы трансп-ки:
1.механиз (автом, возд, водная, ж/д) – эффект., но не всегда можно применить.
- ручная (на спецср-х, на подр. ср-ах, без прим ср-тв трансп-ки).
1.1.На авт. тр-те-почти без противоп, если техника «приспособленная» ( не только спец. мед. транспорт, но и удовл элем. треб-ям к перевозке постр). Легкопостр – на любом ТС; Средн тяж – нельзя мотоцикл, при трансп-ке необх крепл к ТС. Тяж.постр: ТС, позвол. перевозить в лежачем полож.
Для крепл постр могут быть использ УСП-Г – универс. санит. приспос-е.
Автоб. общ польз-я м/быть переоборуд для перевозки раненых и больных. С помощью типов.санит. оборуд. (ТСО) -комплект из трех одинак секций, устан. в автоб РФ в кол-ве от 1 до3 в зав-ти от длины автобуса.
Наиболее распространенными специальными автомобилями являются санитарные автомобили на базе УАЗ, ГАЗ, КамАЗ: УАЗ-452А; АС-66 (АС-66М1, АС-66М1); Автобус мед эвак. 42031 на шасси КамАЗ-4310-полноприв авт-ль (6x6) с многослойным гермет. кузовом-фургоном. В кузове-2 секции оборудования для размещения и плавной перевозки пострадавших (ОППП). В каждой секции по девять носилок, установленных в три ряда по ширине и в три яруса по высоте.
1.2. Ж/д тр-том:при массов пораж насел в спец. подг. вагонах, оснащенных табельным расходным сан-хоз мед имущ. в сопров персон. Для трансп-ки постр-х по ж/д с оказанием им в пути следов необх. мед помощи исп-ся военно-санитарные летучки (ВСЛ), военно-санитарные поезда (ВСП).
1.3. Водным путем:пасс. теплоходы туристско-экскурс назн, переоборуд для мед эвак. Критерии для прин. реш на трансп-ку по воде:без-сть и миним комфорт для пострад, возм-ть подг судна и достиж скорость передв.
2. Ручной способ: одиниз самых тяжелых, ноон исп-тся всегда (либо как основной на данном этапе, либо как промежут, до механиз средств). Часто-единств возм. При отс-вии спецсредств и в зав-сти от тяжести постр выбир разные способы и разл подручные ср-ва для орг-ции его трансп-ки. На малые расст переноска м/ быть осущ без привл вспом средств (на руках).
В зав-ти от тяжести травмы и сост-я пострадавшего выбираются подручные импровизированные ср-ва для транспортировки.
Осн.спос.ручной тр-ки: а) переноска на себе: на «закорках»; на плечах, парал земле; б)на руках вдвоем (руки сцепл квадратом, на кот. саж. постр); в) на туре веревки (в один или вдвоем); г) на рюкзаке (в рюкзаке); д) на плащах, куртках, мешках, одетых на палки; е) на волокушах (из лыж, веток, спальников и т.п.); ж)на мягких (верев) носилках; з) на полужестких носилках; и)на носилках с жестким каркасом; к) на ср-вах, имит. жесткие носилки (дверь, стальной лист и т.п.).
2.2. Транспортировка на спецср-вах.
Спецср-ва - конструкции типа носилок той или иной степени жесткости. Их отличительной особенностью является то, что они более удобны и предпочтительны для транспортировки пострадавших (поднимающийся ножной и/или головной концы, ролики, облегчающие погрузку в транспортное средство, малый вес и т.д.). Минус же состоит в том, что при всех плюсовых качествах очень накладным является включение таких носилок в снаряжение туристских групп. Т.о., трансп-ка на ручных спецср-вах исп-ся, как правило, уже непосредственно перед погрузкой пострадавшего в транспортное средство.
Правила по переноске пострадавшего на ручных ср-вах транспортировки:
-пораж и больных на ровной местн несут ногам вперед;
-по склонам, лестницам постр трансп-т вверх головой;
-при переноске идут «не в ногу»- не будет раскачки носилок;
-своевр смена и отдых уч-щих в переноске постр;
-постр при перен. д/быть надежно защищен от неблагопр погодных условий;
-постр обычно фиксир (привязыв) к носилкам;
-при переломе конечн следят, чтобы при переноске вес тела не давил на поврежд место.
Надо отметить, что при ручной транспортировке максимальной высотой препятствия, преодолеваемого без дополнительных средств, является высота вытянутых вверх рук. В этом случае делается следующее: впереди идущее ставят конец носилок на препятствие, поднимаются, помогают подать носилки вперед и установить их на препятствии, поднимаются идущие сзади.
При транспортировке на сложном рельефе используют альпинистскую технику и дополнительные ср-ва для организации подъема, спуска, траверса, страховки и самостраховки и других работ по эвакуации пострадавшего.
Эвакуация пострадавших при проведении АСДНР в условиях разрушения зданий (сооружений) из мест блокирования на пункт сбора пострадавших осуществляется, как правило, в два приема:
- с мест деблокирования до рабочей площадки - силами деблокировавших их спасателей;
- с рабочей площадки на пункт сбора пораженных - специально назначенными группами спасателей.
При эвакуации пострадавших из многоэтажных зданий, а также при большом количестве пострадавших, находящихся на разных уровнях, эвакуация может проводиться в три приема:
- с верхн этажей и подвалов - на нижн этажи со своб доступом к путям эвакуации;
- с нижних этажей -на рабочую площадку;
- с рабочей площадки - на пункт сбора пораженных.
Если по условиям обстановки эвакуация постр-х с верхних этажей вниз невозможна, они выносятся на крышу здания (верхний сохр-ся этаж) и эвакуируются с пом вертолета или канатной дороги.
Эвакуация постр-х из завалов при деблокирих путем оборудования лаза в завале, проходки галереи в грунте под завалом, а также в др.усл-х, когда путь эвак стеснен, может пров-ся в зав-ти от сост постр-го способами:
- отволачиванием, при сложен друг на друга или связ запястьях рук постр-го;
- отволачиванием, спасатель двигается на спине и тянет за собой эвакуируемого;
- отволачиванием с помощью куска ткани (одеяла, палатки) и т.п.
Осн спос и технол устр проходов (проездов) в завалах.
Проезды в завалах: магистр.и боковые (второст).
Магистр-для ввода форм-й в очаг пораж и орг-ции послед движ транспорта как в очаг пор-я, так и из него. Должны иметь непоср выход на внешн дороги. Магистр проезды устраив для двустор движ шириной 6-6,5 м.
Бок (второстеп) проезды-для подхода форм-й к объектам и участкам СР. Они проклад по район улицам, зеленым полосам и другим наим заваливаемым участкам город. тер-и. Бок проезды для одност движ могут устраиваться шир 3-3,5 м, но через каждые 200-250м необходимо предусм разъезды в виде площадок шириной 2,5-3 м и длиной 12-15 м.
Осн рабпо очистке проезда вкл след опер: - очистку проезда от завала головным бульд или БАТ; - резку арматуры и металлоконструкций;- очистку основания проезда для движ по нему колесной техники.
Порядок выполнения операции:
а)головн маш комплекса очищ от завала намеч трассу проезда на шир отвала. б) одновр с очисткой проезда расчет из 3-х чел вып-т операции по резке арматуры и др металлоконстр. В расчете: - 2 человека непоср раб-т на резке арматуры и металлоконстр; - 1 чел, при необх, извл армат и др предм, попавшие в гусеницы бульд; в)с дист 20-30 м от головн маш по образ ею проходу движется бульдозер, который очищ основ от оставш в нем мелких обломков стройконстр и строймусора.
Перед пропуском колесн техн по проезду звено спас-й провер осн-е на нал арматуры и др острых предм и при необх убир их.
Раб. сопров-я (спас-ли) распред: Звено из 3 чел вып-ет строповку крупногаб обломков, подноску оснастки, резку армат керосинорезом у головного и сопров-щих бульдозеров, уборку арматуры.
Д/обеспеч мер без-ти, работы по продел проездов в завалах начин при отс-и людей в завалах и при откл всех инж коммун на уч-ке и ведутся с соблюд треб-й общ мер без-ти при экспл трактор техн и обор-я.
Дегазация(ДГ) – дей-е, напр. на обезвреж (нейтрал, разлож, связыв) ОВ, их изоляцию (экранир) или удаление (испарение, смывание или экстракцию) с зараж. пов-ти объекта или внутр. объема. ДГ террит: хим или механ спос.
Хим: поливка Дг раств или рассып сухих Дг вещ с пом. поливомоечных, АРСов, ПМ-130 и др. Для обеззар.отд участков местн., тер-и хоз объектов и дорог назн. форм-я ДГ и ДА. Исп-ся авторазл. станции АРС-14 и машины ПМ-130. Обеззар местн и дорог- поливкой зараж. участков обеззар. р-рами по виду АХОВ; исп-ся насадки ДН-3. Орош. полоса: шир 5 м;дл 250 м. Расход 1 л/м2, скор. движ: 3-4 км/ч. Обработка – 2х кратная.
Мех.:-срез и удал верхн зараж слоя почвы (снега) с пом бульд, грейдер на глуб 7-8 см, рыхлого снега - до 20 см или изоляция зар. пов-ти с исп-ем настилов из соломы, камыша, веток, досок и т.д.
Обеззар. стен, перекрыт зд. и соор-поливка их из брандсп; отд. места могут протир. щетками. Примен.: БКСО; ДК-4 (если водн растворы); ИДК-1
Срезанный зар. грунт вывозится в места захор или обеззараж.
Обеззар уч-ки местн, террит и уч-ки дорог сдаются местной адм-и по акту.
Работы по обеззар местн, террит. хоз-х объектов и дорог, а также по пригот ДГ р-ров (в т.ч. и на незараж местн) провод в СИЗ.
При пров работ по локал и обеззараж облаков и проливов АХОВ пост ведется набл за хим обст силами и ср-ми форм-й рад и хим разв и набл постами форм-й до полного заверш работ.
По заверш работ все тех ср-ва, инстр, СИЗ, примен форм-ми (подр-ми), подлежат обеззар, а л/с проходит сан обр. После – проверка л/с и техники на полноту обеззар и сосред их в указ районе (месте).
Порядок списания запасных частей и агрегатов при проведении ТР, СР, КР. Оформление документации.
Виды ремонта машин: ТР,СР,КР, ремонт агрегатов: ТР и КР.
ТР- пров для восстан работосп изделия (устр возник отказов) и для обесп вып-я устан норм пробега до КР при миним простоях. ТР сост в замене или восстан отд частей изделия.
Потребность в пров ТР устан при КО во время провед всех видов ТО, а также по заявкам водителя (экипажа).
ТР: разбор-сбор, слесарные, сварочные и др. У неиспр агрег замен отд детали, достигшие пред износа, или поврежд детали, кроме базовых: замен поршн кольца, вкладыши подшипн коленвала, подшипники ступиц колес, вып-ют притирку клапанов, пайку радиатора, подкраску поврежд мест и др.
Нормативы коррект в зав-ти от усл-й экспл-и, климат зон, изм-я режим ТО.
СР-для восстан испр-и и част восст ресурса образца ВиТ с заменой или восст составных частей ограниченной номенклатуры, с контролем технического сост составных частей. При СР заменяют или КР не менее двух, но не более 1/2 осн агрегатов машины.
КР - для восст испр-ти и полного восст ресурса изделия с заменой или восст любых частей, включая базовые.
КР:машину полн разбир, все детали дефектуют и сортир на годные, подлеж восстан, и негодные для дальн исп-я. После замены или восст-я изнош деталей машину собирают и испытывают в соотв с тех треб-ми на ремонт.
Для опред непригодн осн средств, неэф-сти или невозм-ти пров-я их восстанов ремонта, а также для оформл необх док-ции на списан осн ср-тв в органах и подр-х по ЧС (орг-ях) приказом нач-ка (рук-ля) созд пост дей-щие комиссии (на базе ком-и по пров аморт политики) по списан осн ср-в (= комиссия). Персон состав комиссии утв приказом нач-ка органа или подр-я по ЧС (рук-ля орг-ции).
Состав ком-и в органах и подр-х по ЧС (орг-ях) вкл-ся:
нач органа или подр-я по ЧС (рук-ль орг-и) или его зам (предс ком);
нач или зам нач фин сл органа или подр-я по ЧС(орг-ии). В подр-х по ЧС, обсл-мых централ бухг-ми, в состав пост дей-щей ком вкл рук-ли групп учета или др раб-ки централ бухгалтерии;
лица, отв за сохр-ть осн средств;
др должн лица (по усм нач-ка органа или подр-я по ЧС, обсл осн ср-ва.
Нач-к органа и подр-я по ЧС (рук-ль орг-и) им право привл квал спец-в сторонних орг-й для опред тех сост осн ср-в, невозм или экон нецелес их восст, а также для изъятия деталей и узлов, сод-х драг и цв мет.
Комиссия органа или подр-я по ЧС(орг-ции): *произв непоср осмотр и оценку объекта, подлеж списан, используя при этом необх приборы, устр-ва и тех док-цию, данные бухучета, устан непригодность его к дальн экспл, невозм или нецелесообр восстан;*уст-т конкр прич спис объекта (физ или мор износ, нар норм усл-й экспл, аварии, порчи); *выявл лиц, по вине кот произ преждевр выбыт осн ср-в из экспл, вносит предл-я о привл этих лиц к отв-ти, устан дей-щим зак-вом; *опр-т возм-ть исп-я отд узлов, деталей, мат-ов списываемого объекта и произв их оценку в соотв с НТД; *осущ контроль за изъятием из списываемых осн ср-в годных узлов, деталей, мат-в, в т.ч сод-х ц/м, драг/мет и камни, и контр сдачу их на соотв склад.
После ПР о списании отд объектов осн средств сост след виды актов:**акт о спис объекта осн средств (кроме АТ ср-в); *акт о спис АТ средств формы; **акт о спис групп объектов осн средств (кроме АТ средств) формы
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2