Производительность подвижного состава
Под производительностью подвижного состава автомобильного транспорта понимается количество транспортной продукции, выработанной за один час единицей или парком подвижного состава. Производительность всего парка грузовых автомобилей определяют по группам однотипных (равной грузоподъёмности или пассажировместимости) автомобилей.
Под производительностью рабочего парка грузовых автомобилей понимают количество выполненных тонно-километров за один автомобилечас пребывания автомобилей на линии
Wu = ∑Ui ,
АТ н
где ∑U i - количество выполненных тонно-километров;
АТн -автомобилечасы пребывания в наряде для данной группы автомобилейза рассматриваемый период времени.
Время Тн может быть выражено через календарные дни и соответствующие коэффициенты
АТн = 24АДиαиρ.
Транспортная работа может быть выражена как произведение номинальной грузоподъёмности автомобиля и пробега с грузом с учётом коэффициента динамического использования грузоподъёмности
∑U i = qAL г γ д .
Известно, что
ALe= ALβ,
следовательно,
∑U i = ALβqγ д .
Общий пробег AL может быть выражен как произведение времени движения в автомобилечасах и технической скорости
AL = Аtдvт.
Автомобилечасы движения также могут быть выражены через календарные дни и соответствующие коэффициенты
At д = 24АДиαиρδ,
тогда
AL = 24АДиαиρδvт.
Окончательное выражение транспортной работы будет
∑Ui= 24АДиαиρδvт βqγд.
Подставляя выражение времени пребывания в наряде и работы в формулу производительности, после сокращения получим
Wu= δβvm qγд.
Подсчитать или проанализировать всесторонне производительность по последней формуле не представляется возможным, поскольку в ней нет важных элементов: расстояния перевозок и времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой. Они скрыты в коэффициенте δ. Ранее при рассмотрении этого коэффициента было выяснено, что
δ = | tд | = | tд | = | . | |||||
tп | ||||||||||
Т н | tд + tп | + | ||||||||
tд |
Из предыдущего также известно, что
tn= tn-p+ tтн + ton.
При правильной организации работы автомобильного транспорта простои по техническим неисправностям и по организационным причинам не должны быть. Примем, что эти простои отсутствуют, тогда
tn = tn-p.
Величина tn-p учитывает время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой за всё время пребывания в наряде. Однако по ней нельзя судить, хорошо или плохо были организованы погрузо-разгрузочные работы или в какой степени конструкция автомобиля приспособлена к проведению этих операций, так как не известно число ездок. Выразив tn-p через время простоя t1n-p за одну ездку и число ездок, получим
tn= t1n-p Ze.
Время движения tд можно представить как отношение пробега к скорости движения
tд= L = Lт .
vт βvт
Выразив общий пробег с грузом через среднее расстояние ездки с грузом и число ездок, получим
Le= LeeZe,
тогда
tд= | Lге Ze | . | |
βvт |
Подставляя значения tn и tд в выражение для δ, получим
δ = | . | ||||||
t1 | Z | ||||||
1 + | п− р | e | |||||
Lге Ze | |||||||
βvт
Подставляя значение δ в выражение производительности и, поделив числитель и знаменатель на произведение βvm, получим окончательную формулу производительности рабочего парка автомобилей (Wи, т·км/авт.·ч)
Wu= | qγ д | . | ||||
tп1 | ||||||
+ | − р | |||||
βvт | Lге | |||||
Производительность инвентарного или списочного парка автомобилей (Wu1,т·км/авт.·ч) представляет собой количество тонно-километров,
выработанных за инвентарный час или за час интересующего календарного периода времени. Эту производительность определяют из того же основного выражения, путём замены в знаменателе часов пребывания в наряде (24АДuαuρ) инвентарными часами (24АДu).
Wu1= αuρδvmqγдβ.
Заменяя δ аналогично тому, как это было сделано выше, окончательно получим
Wu | 1= | αи ρqγ 0 | . | |||||
+ | tп1− р | |||||||
βν m | Lге | |||||||
В ряде особых условий работы учитывать пробег автомобилей с грузом затруднительно, а поэтому и нецелесообразно, например, при внутризаводских
перевозках с большим количеством ездок за смену на коротких расстояниях. В этих условиях часовую производительность определяют в тоннах.
Производительность рабочего парка автомобилей (WQ, т/авт.·ч) в этом случае определяют по формуле
WQ= | qγ c | . | |||||
L | ге | + tп1 | |||||
− р | |||||||
βν т |
Надёжность и долговечность автомобиля, его приспособленность к техническому обслуживанию находит своё отражение в формуле через α u и ρ, приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам – через tn-p, приспособленность кузова к размещению в нём грузов (грузоёмкость) – через γд
и частично через β, тяговая и тормозная динамичность – через vm. Производительность при автобусных перевозках. При автобусных
перевозках законченным циклом транспортного процесса является рейс, под которым понимается весь комплекс транспортных операций, совершающихся за пробег автобуса от начального до конечного пунктов маршрута Lм.
Время рейса tpc складывается из времени движения tд и времени остановок toc для посадки и высадки пассажиров
tpc = tд+ toc = Lм + tос .
vт
Производительность автобуса Wa определяется количеством выполненных пассажиро-километров или перевезённых пассажиров за час работы на линии.
Транспортная работа автобуса в пассажиро-километрах за один рейс Uap может быть выражена уравнением
Uap= QnpLen,
где Qnp- количество пассажиров, перевезённых за один рейс.
Количество перевезённых пассажиров определяют по формуле
Qnp= naγнηсм.
Тогда Uap= naγнηсмLen.
Подставляя вместо ηсм его выражение, получим окончательно:
Uap= naγнLм.
Тогда Wа, пасс·км/ч равно
Wа= | U ар | n | γ | н | L | м | , | ||||||||||||
= | a | ||||||||||||||||||
t рс | Lм | + tос | |||||||||||||||||
или | ν m | ||||||||||||||||||
naγ н | |||||||||||||||||||
Wа= | . | ||||||||||||||||||
+ | t | ос | |||||||||||||||||
ν m | Lм | ||||||||||||||||||
Из формулы видно, что, чем больше техническая скорость vm и меньше время на посадку и высадку пассажиров toc, тем выше производительность автобуса. Это означает, что производительность автобуса зависит от тех конструктивных факторов, которые влияют на v m и toc (динамики разгона и торможения, удобства входа пассажиров в автобус и выхода из него и др.).
Себестоимость перевозок
Себестоимость перевозок наряду с производительностью является основным показателем работы автомобильного транспорта. Единицами измерения себестоимости являются: при грузовых перевозках – себестоимость 1 т·км, при автобусных перевозках – себестоимость 1 пасс·км и при таксомоторных перевозках – себестоимость одного платного километра пробега или одного автомобилечаса (при почасовой оплате за автомобиль – такси).
Себестоимость может быть определена по окончании перевозок по фактически выработанной транспортной продукции и затратам на данные перевозки или расчётным путём. Расчёты применяют при проектировании автотранспортных предприятий или планировании перевозок.
По фактическим данным себестоимость 1 т·км Срткм (руб/т·км) при грузовых перевозках определяют по формуле
Срткм= ∑ Pi ,
∑U i
где ∑Ui - объём выполненной работы, т·км;
∑Pi -сумма всех расходов автотранспортного предприятия,руб.
Методика определения ΣUi была изложена выше при выводе уравнения производительности. Общая сумма всех расходов может быть представлена в следующем виде:
∑Рi = Рпер+ Рпос + Рп-р+ Рд,
где Рпер- переменные расходы, руб.
Рпос-постоянные расходы,руб.
Рп-р-расходы,связанные с погрузочно-разгрузочными работами,руб.
Рд-дорожные расходы,руб.
Переменными называются расходы,зависящие от количествавыработанной продукции, т. е. от величины пробега и количества перевезённых грузов. К ним относятся затраты на топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава. Сюда же относятся амортизационные отчисления.
Постоянными называются расходы,которые не зависят от величиныпробега и от того, совершаются перевозки или нет. Постоянные расходы не связаны непосредственно с работой подвижного состава и разделяются на
следующие три группы: административно-управленческие, общепроизводственные и расходы на содержание вышестоящих организаций. Заработная плата водителей также условно относится к постоянным расходам.
Расходы на погрузку и разгрузку включают оплату труда грузчиков имашинистов погрузочно-разгрузочных машин, расходы на эксплуатационные материалы, ремонт и техническое обслуживание погрузо-разгрузочных машин.
Дорожными расходами являются расходы,связанные со строительством,содержанием и ремонтом дорог (дорожная составляющая).
Расходы на погрузочно-разгрузочные работы учитывают только в том случае, если эти работы выполняются силами автотранспортного предприятия.
Из последнего выражения себестоимости видно, что она тем ниже, чем больше транспортная работа ∑Ui. Чтобы выяснить влияние конструкции автомобиля на себестоимость перевозок, подставим ранее полученное выражение транспортной работы в выражение себестоимости
Срткм= | ∑ Pi | . | |
24АДиαи ρδν m βqγ д |
Очевидно, конструкция автомобиля оказывает влияние на себестоимость через vт и все входящие в уравнение коэффициенты использования подвижного состава, которые зависят от конструкции автомобиля.