Грузоподъёмность подвижного состава
Номинальная грузоподъёмность автомобиля q устанавливается заводом-изготовителем и является важнейшим показателем автомобиля.
АТП имеет разные автомобили, поэтому в эксплуатационных расчётах применяют среднюю величину грузоподъёмности по АТП, которую рассчитывают
q−=∑ Aiqi ,
∑ Ai
где ΣAi – численность автопарка,
qi -номинальная грузоподъёмность каждогоi-го автомобиля.Использование грузоподъёмности подвижного состава оценивается
коэффициентом использования грузоподъёмности.Различают статический и динамический коэффициенты. Коэффициент статического использования грузоподъёмности γc-
равен отношению массы фактически перевезённого за одну ездку груза Qф к грузоподъёмности транспортного средства q.
Для одного автомобиля
γс = Qqф .
Для всего парка за любое время
Ze | |||
γс = | ∑Qфi | ||
. | |||
Ze | |||
∑qi | |||
Коэффициент динамического использования грузоподъёмности γд - это
отношение числа фактически выполненных тонно-километров к числу тонно-километров, которые могли быть выполнены при полном использовании грузоподъёмности автомобиля:
γ =∑(Qф ⋅ lге )i .
д ∑(q ⋅ lге )i
Коэффициент γд по сравнению с γс дополнительно учитывает расстояния, на которых использовалась грузоподъёмность автомобиля. Пользоваться только одним показателем γс, не определяя γд, можно в трёх случаях: когда автомобиль сделал только одну ездку, когда расстояния перевозок на каждую ездку равны и когда равны количества перевозимых грузов за каждую ездку. В таких случаях перевозок имеет место равенство коэффициентов.
При автобусных перевозках степень использования автобусов оценивается двумя коэффициентами: коэффициентом наполнения γн и коэффициентом сменности ηсм.
Коэффициент наполнения автобуса равен
Γн = N п ,
na
где Nn - количество пассажиров, единовременно находящихся в автобусе; nа -номинальное число посадочных мест в автобусе.
При городских перевозках в него включают как места для сидения, так и для поездки стоя. При загородных перевозках в nа включают только места для сидения пассажиров.
Коэффициент сменности ηсмпоказывает,какое количество пассажировперевозится на одном пассажирском месте (по номинальной вместимости) за один рейс, т. е. за пробег автобуса от начального до конечного пункта его маршрута движения. Определяют этот коэффициент по формуле:
ηсм = Lм ,
Lеп
где Lм- длина маршрута, км;
Len-среднее расстояние поездки одного пассажира,равноесреднеарифметическому значению всех расстояний поездок пассажиров за рейс, км.
Len=∑ Lпi ,
Qп
где ∑ Lпi - общее расстояние поездок всех пассажиров;
Qn -количество перевезённых пассажиров.
Количество перевезённых пассажиров определяется по проданным билетам. При перевозках легковыми и грузовыми автомобилями- такси степень их использования оценивается коэффициентом платного пробега βe
βe = LLп ,
где L – общий пробег автомобиля-такси, км;
Ln -оплаченный пробег,определяемый по таксометру,км.