Железных дорог российской федерации
Цель работы:ознакомиться со структурой Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) Российской Федерации и основными положениями ПТЭ в части технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
Краткие сведения из теории
Правила технической эксплуатации Российской Федерации – базовый документ работы железнодорожного транспорта с богатой историей, основные положения которого видоизменялись с развитием железнодорожной отрасли. Этапы формирования современных ПТЭ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы формирования современных ПТЭ
Год введения | Название документа | Особенности ПТЭ |
Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования. | В правилах обозначены три службы: пути, подвижного состава и движения. Для каждой железной дороги издавались свои Правила технической эксплуатации. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования. | Введена новая служба связи и электрификации и раздел посвящённый содержанию устройств связи и пользование ими. Впервые приведены схемы габаритов. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. | Установлены размеры рельсовой колеи, которая должна быть 1524 мм; введено требование по толщине гребня (25-33 мм); указано что вагоны, обращающиеся на ветвях общего пользования должны иметь автосцепку. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. | Изменена ширина рельсовой колеи с 1524 до 1520 мм; введено новое требование к порядку формирования пассажирских поездов из цельнометаллических вагонов. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. | Установлены конкретные допустимые нормы износа колёсных пар в зависимости от скорости движения; ответственность за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление возложено на осмотрщиков вагонов. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. | Впервые введена категория поездов-пассажирские скоростные поезда. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. | Введена единая сигнализация, при которой разрешающее показание выходного светофора дополнилась лунно-белым огнем. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. | Введено требование об обязательной сертификации устройств, механизмов и оборудования, подвижного состава. | |
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. | Установление единых требования к железнодорожному транспорту общего и необщего пользования, и не только к инфраструктуре, но и к подвижному составу. |
Во все периоды всегда приоритетным для ПТЭ оставалось обеспечение бесперебойной работы и безопасности движения поездов. Структура действующих ПТЭ приведена на рисунке 1.
Рис. 1 – Структура Правил технической эксплуатации Российской Федерации
Поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав. Допускаемые скорости движения поездов по железнодорожным участкам общего пользования приведены на рисунке 2.
Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры.
Пассажирские вагоны – вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории.
Грузовые вагоны – вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, контейнеровозы.
Рис. 2 – Допускаемые скорости пропуска поездов
на железнодорожных участках общего пользования
Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
На инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально-опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.
Контроль соблюдения указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.
Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов. Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение с конструкционными скоростями перспективных локомотивов, мотор-вагонных поездов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов. Вагоны, не имеющие переходных площадок, должны иметь специальные подножки и поручни.
Внесение изменений в конструкцию эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, влияющих на его эксплуатационные характеристики, допускается при условии соблюдения норм и правил.
Железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита, установленного нормами и правилами. Контейнеры должны отвечать соответствующим требованиям норм и правил.
Допуск для эксплуатации вновь построенного, модернизированного, а также прошедшего плановые виды ремонта железнодорожного подвижного состава осуществляется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования только в случае соответствия железнодорожного подвижного состава требованиям норм и правил.
Каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
- технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации;
- наименование владельца железнодорожного подвижного состава;
- номер табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;
- дату и место производства установленных видов ремонта;
- массу тары (кроме локомотивов и специального самоходного подвижного состава);
- число мест на пассажирских вагонах;
- грузоподъёмность на грузовых, почтовых, багажных вагонах.
- идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях.
Колёсные пары.Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно быть 1440 мм. У вагонов, а также специального самоходного подвижного состава, обращающихся в поездах со скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч, отклонения допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1 мм, при скоростях до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм, у железнодорожного подвижного состава, не имеющего выхода на железнодорожные пути общего пользования, отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм.
Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колеса, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:
- прокат по кругу катания у пассажирских вагонов более 5 мм;
- толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм у железнодорожного подвижного
состава с высотой гребня 28 мм – при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
- выщербины на поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной
более 25 мм у пассажирских вагонов;
при скоростях движения до 120 км/ч:
- прокат по кругу катания у пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения –
более 7 мм, у мотор-вагонного железнодорожного и специального самоходного
подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного
сообщений – более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов, а
также у железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях
необщего пользования – более 9 мм;
- выщербины на поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной
более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов;
- толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у железнодорожного подвижного состава с
высотой гребня 28 мм – при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
- ползун на поверхности катания у вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками
более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от
поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой - не свыше 70
км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для
замены колесных пар.
Независимо от скорости движения поезда в эксплуатацию не допускается навар на поверхности катания колеса глубиной более 1 мм для грузовых вагонов и более 0,5 мм для пассажирских вагонов.
При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава, от 2 до 6 мм, моторного вагона мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава, допускается следование поезда до ближайшей железнодорожной станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна, соответственно, свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм - со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона, свыше 4 мм у моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив, специальный самоходный подвижной состав при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель осевой редуктор поврежденной колесной пары отключены.
Тормозное оборудование. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны, вагоны мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава, кроме того, оборудуются электропневматическими тормозами. Порядок и сроки оборудования автоматическими тормозами железнодорожного подвижного состава, не находящегося в обращении и не имеющего права подачи на железнодорожные пути общего пользования, устанавливаются их владельцем.
Автоматические и электропневматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны содержаться в соответствии с нормами и правилами и обладать управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а автоматические тормоза также остановку поезда при разъединении или разрыве тормозной магистрали и при открытии стоп-крана.
Автоматические и электропневматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать тормозное нажатие, гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении на расстоянии не более тормозного пути, определенного по расчетным данным, утвержденным нормами и правилами.
Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от загрузки вагонов, длины поезда и профиля железнодорожного пути. Стоп-краны в пассажирских вагонах и мотор-вагонном железнодорожном подвижном составе устанавливаются в тамбурах, и пломбируются.
Пассажирские вагоны, мотор-вагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав оборудуются ручными тормозами. Часть грузовых вагонов в случаях, установленных нормами и правилами, должна иметь переходную площадку со стоп-краном и ручным тормозом. Ручные тормоза железнодорожного подвижного состава должны содержаться в соответствии с нормами и правилами и обеспечивать расчетное тормозное нажатие.
Все части рычажной тормозной передачи, разъединение или излом которых может вызвать выход из габарита или падение на железнодорожный путь, должны иметь предохранительные устройства.
Автосцепное устройство. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автосцепкой.Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть:
- пассажирских и грузовых порожних вагонов – не более 1080 мм;
- пассажирских вагонов с людьми – не менее 980 мм;
- грузовых вагонов (груженых) – не менее 950 мм;
- специального подвижного состава:
в порожнем состоянии – не более 1080 мм;
в груженом – не менее 980 мм.
Для железнодорожного подвижного состава, выпускаемого из ремонта, высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна соответствовать, нормам и правилам и обеспечена в эксплуатации при наибольших износах и нагрузках. Автосцепка пассажирских вагонов должна иметь ограничители вертикальных перемещений.
Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более:
- в грузовом поезде – 100 мм;
- между локомотивом и первым груженым вагоном грузового поезда –110 мм;
- в пассажирском поезде, следующем со скоростью до 120 км/ч, – 70 мм;
- в пассажирском поезде, следующем со скоростью 121-140 км/ч, – 50 мм;
- между локомотивом и первым вагоном пассажирского поезда – 100 мм;
- между локомотивом и подвижными единицами специального подвижного состава – 100 мм.
Ответственным за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе поезда является осмотрщик вагонов, выполняющий техническое обслуживание состава поезда перед отправлением.
При прицепке вагонов к поезду на железнодорожных станциях, где нет осмотрщиков вагонов, а также при маневровой работе ответственным за правильное сцепление вагонов является работник, непосредственно руководящий действиями всех лиц, участвующих в маневрах, без указания, которого машинист локомотива, специального самоходного подвижного состава, производящий маневры, не имеет права приводить локомотив, специальный самоходный подвижной состав в движение.
Ходовая часть. При проверке ходовых частей, в том числе проверяется суммарный зазор между скользунами с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных грузовых вагонов, зазор должен быть не более 20 мм и не менее 4 мм, у цистерн, хоппер-дозаторов для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей и хоппер-дозаторов типа ЦНИИ-ДВЗ – не более 14 мм и не менее 4 мм, кроме хопперов для перевозки угля, агломерата, апатитов и хоппер-дозаторов ЦНИИ-2, ЦНИИ-3, думпкаров ВС-50, у которых зазор должен быть не более 12 мм и не менее 6 мм, а у думпкаров ВС-80, ВС-82, ВС-85 – не более 20 мм и не менее 12 мм у думпкаров модели 33-692, 33-693 – не более 6 и не менее 3 мм. Допускается отсутствие зазоров между скользунами одной стороны тележки.
Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается, кроме вагонов на беззазорных тележках. Не допускается отсутствие зазоров в двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны, по диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балок и диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться со структурой ПТЭ, изучить их основные положения в части технической эксплуатации подвижного состава.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Оформить отчёт о проделанной работе.
Содержание отчета
1. По результатам проведенной работы составляется отчет в письменной форме (допускается и в печатной). Отчёт должен содержать: цель и дату работы; таблицу 2 с выполненными заданиями.
2. Ответы на контрольные вопросы.
Таблица 2
Колёсные пары |
Эскиз колёсной пары l – номинальное расстояние между внутренними гранями колёс; l1 – расстояние между внутренними гранями колёс при скоростях движения до 120 км/ч; l2 – расстояние между внутренними гранями колёс при скоростях движения до 140 км/ч. Допускаемые износы и повреждения колёсных пар 1для колёсных пар пассажирских вагонов; 2для колёсных пар грузовых вагонов. a – при скоростях движения до 120 км/ч. b – при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч; |
Тормозное оборудование |
Особенности эксплуатации электропневматического тормоза. |
Продолжение таблицы 2
Автосцепное устройство |
Высота оси автосцепки пассажирского вагона от уровня верха головки автосцепки a – для пассажирских вагонов с людьми; b – для порожних пассажирских вагонов. Допускается ли сцеплять вагоны? |
Ходовая часть |
Суммарный зазор между скользунами для 4-х осного полувагона |
Контрольные вопросы
1. Дайте определение поезду.
2. Перечислите, какие типы вагонов относятся к пассажирским.
3. Чем отличается подвижной состав от поезда?
4. Какие отличительные знаки и надписи должен иметь вагон?
5. Каковы наибольшие предельные скорости движения пассажирских поездов?
6. Поясните, как изменяется расстояние между внутренними гранями колес у колёсной пары с возрастанием скоростей движения пассажирских поездов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2