Механизмы управления базовых машин
В этом разделе рассмотрены: тип механизма управления; основные элементы, тип усилителя управления (если он имеется); краткую характеристику тормозных систем, применяемых на данной машине. В систему управления машины входят приборы и устройства, при помощи которых осуществляется пуск, поворот, останов, а также изменения скоростей двигателей и направления движения.
Для обеспечения необходимого при эксплуатации изменения направления движения в колесных или гусеничных бульдозерах предусмотрена система управления. С помощью такой системы можно заставить бульдозер двигаться по криволинейной траектории. Для изменения направления движения или осуществления поворота необходимо приложить к раме трактора силу, действующую под углом к направлению движения и могущую поворачивать их остов относительно возникающего при этом центра поворота. Гусеничные тракторы изменяют направление движения путем перемещения левой и правой гусениц с различными скоростями.
Механизмуправления находится в заднем мосту трактора между главной передачей и конечными редукторами. Механизм управления в одном случае представляет собой сочетание двух бортовых фрикционных муфт управления и тормозов, в другом − планетарных механизмов и тормозов.
В состав системы управления колесных машин входят: рулевой механизм, привод к управляемым колесам и усилители рулевых механизмов, которые обычно применяются на тяжелых машинах, рис. 1.33.
Поворотом рулевого колеса 14 через вал 13 приводят во вращения червяк 12. В зацепление с червяком входит ролик 11, который при этом поворачивает на определенный угол вал 10 и насаженную на него сошку 9. С сошкой одним концом шарнирно связана продольная рулевая тяга 8, другой конец которой связан с маятником 4, шарнирно закрепленным на мосту 15. Маятникпоперечными тягами 3 и 5 шарнирно связан с рычагами 2, которые поворачивают цапфу 7 вокруг вертикальных шкворней на определенный угол. На цапфы устанавливают колеса с шинами.
Управлять машиной могут машинист (оператор), включающий и выключающий приборы управления, или же автоматическое устройство по заложенной в систему заранее составленной и записанной на перфоленту программе.
Рис.1.33. Механическое рулевое управление колесного трактора:
подвеска передних колес; 2− рычаг; 3, 5 – поперечные тяги; 4 – маятник: 6 –шарнир рулевой тяги; 7 – цапфы; 8 – продольная рулевая тяга; 9 – сошка руля; 10 – вал; 11 – ролик;
12 – червяк; 13 – вал рулевого колеса; 14 − рулевое колесо
Все большее распространение получают компьютерные системы, управляющие вращающим моментом и скоростью движения машины путем воздействия на ее коробку передач. Поступающая от датчиков информация сравнивается в микрокомпьютере с номинальными значениями соответствующих параметров, заложенных в его память. При отклонении от нормы на дисплее появляется предупредительная информация. В критических ситуациях или при невнимательности оператора электронная система сама вмешивается в управление машиной и при необходимости отключает приводы механизмов.
Челябинским заводом дорожных машин начат выпуск автоматизированного скрепера с лазерной установкой. Этот скрепер используется для планировки земляных площадей, требующей особой точности выполнения работ (с погрешностью 3 см).