Общая характеристика землеройно-транспортной
Машины
В общую характеристику базовой машины должны быть включены следующие сведения: где и с какого года выпускается; индекс машины, марка двигателя, номинальное тяговое усилие; максимальная скорость, габаритные размеры; колея, контрольный расход топлива, эргономические показатели, скорости движения по передачам, собственная масса машины. В качестве базовой машины, в основном, используют гусеничный или колесный трактор. Например, гусеничный трактор Т-74 (Харьковского тракторного завода) относится к тракторам повышенной мощности с тяговым усилием на крюке кН. Трактор снабжен унифицированным дизельным двигателем СМД-14 мощностью 55,7 кВт при 1700 мин Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот». Общий вид гусеничного трактор Т-74 показан на рис. 1.7, а.
а б
Рис. 1.7. Общие виды гусеничных тракторов Т-74 (а) и Т-100 (б)
На этом заводе выпускают колесные тягачи Т-125, развивающие тяговое усилие на крюке 3,0 кН. Эти тягачи предназначены для работы в тяжелых и средних почвах, а также для дорожно-строительных работ.
На тракторе Т-74 установлена коробка передач, обеспечивающая шесть передач вперед и две назад. В коробке передач имеется возможность установки ходоуменьшителя для получения трех замедленных скоростей переднего хода и одной заднего. Ходоуменьшитель применяется при работе с машинами, требующими малую скорость движения. Масса трактора 5,77 т.
Гусеничныйтрактор Т-100 М Челябинского тракторного завода с силой тяги на крюке Н является модернизацией серийного трактора Т-100. На тракторе Т-100 М установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 80 кВт, удельный расход топлива 0,238 кг/(кВт∙ч.).
Такой трактор предназначен для работы в сельском хозяйстве, на лесозаготовительных, мелиоративных и строительных работах, может быть использован для работы в агрегате с бульдозером, скрепером, грейдером, канавокопателем, корчевателем и др. Трактор Т-100 М имеет пять передач вперед и четыре заднего хода. Масса трактора 11,4 т. Общий вид трактора Т-100 показан на рис. 1.7, б.
Челябинский тракторный завод специализируется на производстве мощных промышленных тракторов, развивающих большую силу тяги на крюке кН; ДЭТ-250 промышленного назначения с силой тяги на крюке 15,0 кН, рис.1.8. Конструктивной особенностью этого трактора является наличие бесступенчатой электромеханической передачи, имеет неповоротный отвал, управление гидравлическое.
Рис. 1.8. Гусеничныйтрактор ДЭТ-250 с бульдозерным оборудованием
1 – отвал; 2, 5 – гидроцилиндры; 3 – шаровая опора; 4 – толкающая рама
Волгоградский тракторный завод выпускает трактор ДТ-75 общего назначения с тяговым усилием на крюке 3 кН. Трактор оборудован навесной системой и обеспечивает работу на повышенных скоростях. На тракторе установлен дизель СМД-14, пуск которого обеспечивается карбюраторным двигателем с электростартером. Трансмиссия трактора имеет планетарный механизм поворота (в отличие от трактора Т-74, где применены бортовой фрикцион); увеличитель крутящего момента (УКМ); жесткие валы с эвольвентными шлицами; бортовые передачи, размещенные в отдельном несущем картере.
Планетарныйпонижающий редуктор, или увеличитель крутящего момента (с передаточным числом 1,25), служит для уменьшения скорости без остановки трактора при преодолении временных сопротивлений. С помощью УКМ возможно разгонять трактор при трогании с места с любой включенной передачей; после приобретения трактором требуемой скорости УКМ выключают, оператор переходит на выбранную передачу без остановки трактора. Коробка передачимеет семь передач вперед и четыре передачи заднего хода, из них три с включенным УКМ. Масса трактора 6,3 т.
В сочетании с поперечным перекосом отвала может разрабатывать прочные и мерзлые грунты. На бульдозере установлен восьмицилиндровый четырехтактный дизель с V-образным расположением цилиндров, турбонаддувом и воздушным охлаждением, благодаря чему его легко запустить при температурах окружающей среды до − 40 С. Охлаждение − галерейного типа.
Максимальное тяговое усилие 670 кН, марка двигателя 8ДВТ-330А, мощность двигателя 259 кВт, число передач вперед (назад) – 3 (3), трансмиссия – гидромеханическая с разделенным приводом к колесам − модульная. Гидротрансформатор− одноступенчатый комлексный трехколесный, с центростремительной турбиной. Максимальныйкоэффициент трансформации − 3,0. Комплексные гидротрансформаторы обладают по сравнению с простыми более высокими энергетическим показателями. При уменьшении нагрузки на гидротрансформатор осуществляется переход с режима работы трансформатора на режим работы муфты, а при ее увеличении, наоборот, − с режима муфты на режим трансформатора. В первом случае реактор начинает вращаться свободно, во втором − останавливается, соединяясь через муфту свободного хода с корпусом.
В С. - Петербурге на Кировском заводе выпускают мощный колесный тягач К-702 с бульдозерным оборудованием, рис.1.9. Бульдозер на пневмоколесном ходу является более маневренной машиной. Механизмуправления отвалом, предназначенный для подъема и опускания отвала, установлен на базовой машине и соединен с рамой или отвалом навесного бульдозерного оборудования.
Управление отвалом осуществляется гидросистемой трактора с двумя гидроцилиндрами двухсторонненего действия, закрепленными на кронштейнах к раме по бокам. Прикрепление двух гидроцилиндров вместо одного обеспечивает увеличение принудительного заглубления отвала в грунт. Для изменения угла установки отвала используются гидроцилиндры. Продольная устойчивость движения бульдозера на базе трактора К-702 обеспечивается балластом.
Рис. 1.9. Колесный трактор К-702 с бульдозерным оборудованием:
1 − нож; 2 − отвал; 3 − кронштейны для крепления гидроцилиндров; 4 − гидроцилиндры;
5 – балласт; 6 – трактор; 7 – кронштейн для крепления бульдозерного оборудования;
8 – толкающие брусья; 9 – гидроцилиндр
Техническиехарактеристики современных гусеничных тракторов приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Техническиехарактеристики гусеничных тракторов
Показатели | Марка трактора | |||||||
ДТ-54А | ДТ-75 | Т-75 | С-100 Г П | Т-130 | Т-140 | Т-180 | ДЭТ-250 | |
Марка двигателя Мощностьдвигателя, кВт Частота вращения коленчатого вала, мин Максимальное тяговое усилие, кН на первой передаче Скоростьдвижения, м/с на передачах I II III IY Y YI Размеры отвала, м длина высота Масса трактора, кН | Д-54А 53,7 2,85 2,85 0,99 1,28 1,50 1,74 2,19 - 2,28 0,79 5,45 | СМД-14 55,7 3,6 1,38 1,54 1,72 1,91 2,12 - 2,52 0,8 5,26 | Д-75 55,7 3,3 0,59 2,93 - - - - 2,56 0,8 5,9 | КДМ-100 73,6 0,65 1,04 1,24 1,78 2,81 - 4,15 1,1 12,1 | КДМ-130 94,9 0,89 1,06 1,23 1,47 1,24 2,29 2,95 3,2 1,3 11,5 | 6КДМ-50Т 102,2 0,65 1,16 1,60 2,17 3,01 - - 4,85 1,345 14,35 | Д-180 136,8 0,79 1,40 1,91 2,62 3,53 - 4,5 1,34 14,35 | ДЭТ-748-1 166,2 - Рабочие от 0,63 до 4,16 Транспортные от 0,96 до 6,8 4,5 1,55 25,0 |
Для разработки и транспортирования грунта с укладкой его в насыпь или отвал с планировкой, разравниванием и предварительным уплотнением предназначены скреперы..
Гусеничныйтрактор Т-100 М Челябинского тракторного завода с силой тяги на крюке Н является модернизацией серийного трактора Т-100. На тракторе Т-100 М установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 80 кВт, удельный расход топлива 0,238 кг/(кВт∙ч). Такой трактор предназначен для работы в сельском хозяйстве, на лесозаготовительных, мелиоративных и строительных работах, может быть использован для работы в агрегате с бульдозером, скрепером, грейдером, канавокопателем, корчевателем и др. Трактор Т-100 М имеет пять передач вперед и четыре заднего хода. Масса трактора 11,4 т.
Поворот колес и всего тягача вокруг вертикальной оси сцепного устройства 2 осуществляется двумя гидравлическим цилиндрами. Коробка передачтрехходовая, пятиступенчатая с синхронизаторами. Дополнительная коробка двухступенчатая, трехвальная, обеспечивает диапазон скоростей от 5 км/ч при заборе грунта до 44 км/ч при его транспортировании. Корпус ковша 12 с ножами 11 хоботом 3 соединяется с тягачом. Подъем и опускание ковша производится гидроцилиндрами 5, штоки которых шарнирно крепятся к раме 7. Передняя заслонка 6 приводится в движение гидроцилиндрами 8, а задняя стенка гидроцилиндрами. Самоходные скреперы с одноосным тягачом имеют рулевое управление, обеспечивающее принудительный поворот его на 90 в обе стороны. В гидросистеме находится четыре насоса, два из которых работают на гидроконтур рулевого управления, а еще два − на гидроконтур скреперного ковша.
Для увеличения тяговых качеств скрепера на них устанавливают два двигателя − один на тягаче, другой на осях задних колес 10, включаемый при наборе грунта. Применение такой передачи к задним колесам усложняет конструкцию, поэтому в настоящее время идут по пути создания дизель-электрического привода с установкой электродвигателей на каждом колесе скрепера.
Известны скреперы с ковшами до 45 м со скоростью движения до 30 км/ч. Гидравлическое управление у скреперов, так же как и у бульдозеров, позволяет принудительно заглублять нож в грунт, что уменьшает длину пути загрузки скрепера. Прицепные двухосные скреперы с геометрической емкостью ковша от 0,75 до 45 м применяют с гусеничными тягачами мощностью от 15 до 294 кВт. Полуприцепные скреперы изготавливают той же емкости и применяют с гусеничными и колесными двухосными тягачами, мощностью двигателей которых достигает 368…515 кВт. Самоходные скреперы применяют с одноосными колесными тягачами и имеют те же параметры, что и полуприцепные скреперы.