Топливо. Электроэнергия. Материалы. Прочие расходы
Расходы на топливо электроэнергию, материалы и прочие расходы планируют четырьмя способами:
– по заданному объему работы и нормам на единицу измерителя;
– по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам затрат на одного работника;
– по количеству устройств и оборудования и нормам затрат на единицу оборудования;
– по числу предприятий и укрупненным нормам затрат на каждое из них.
Задача 3. Определить расходы на электроэнергию для тяги поездов.
Исходные данные приведены в табл. 1.6.
Методические указания
Расходы на электроэнергию (топливо) для тяги поездов рассчитываются на основе объема работы в тонно-километрах брутто вагонов и средней нормы расхода электроэнергии или топлива на 10000 ткм брутто, а также цены 1 кг условного топлива или 1 кВт×ч электроэнергии.
1. Величина тонно-километров брутто вагонных определяется по объему работы, (в ткм нетто) и по тонно-километрам тары вагонов, . Тонно-километры тары определяются умножением массы тары вагона, , на величину пробега вагонов (вагоно-км).
Пробег вагонов зависит от объема работы, величины нагрузки груженого вагона и процента порожнего пробега к груженому:
вагоно-км.
ткм тары.
Тонно-километры брутто вагонные
= + = + = ткм.
2. Определяют расходы на электроэнергию для тяги поездов, :
= млн. руб.
Таблица 1.6
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||||||||
Годовой объем работы, | млрд. ткм | 18,5 | 20,5 | 19,5 | |||||||
Масса поезда брутто, | т | ||||||||||
Нагрузка груженого вагона, | т/вагон | ||||||||||
Масса тары вагона, | т/вагон | 21,2 | 22,3 | 21,5 | 22,0 | 22,6 | 22,1 | 21,8 | 22,4 | 21,9 | |
Процент порожнего пробега к груженому, | % |
Примечание. Норму расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто вагонных принять 130 кВт×ч.
Цена 1 кВт×ч = 2,65 руб.
Задача 4. Определить расходы на топливо при увеличении массы поезда (брутто) на 200 т. Годовой объем работы принять по вариантам (табл. 1.6). Норму расхода условного топлива ( ) принять 43 кг на 10000 ткм брутто. Коэффициент, учитывающий отношение тонно-километров брутто к тонно-километрам нетто = 1,7. Цена 1 кг условного топлива = 13,17 руб.
Методические указания
При изменении массы поезда брутто изменяется норма расхода топлива: при увеличении массы поезда брутто на 1% норма расхода топлива уменьшается на 0,2%. Например, если масса поезда увеличилась с 3000 т до 3200 т, т.е. на:
%,
то норма расхода топлива уменьшится на % или на кг. = 43 – 0,574 = 42,426 кг на 10000 ткм брутто.
Расходы на топливо при увеличении массы поезда брутто на 200 т составят:
= млн. руб.
Задача 5.
1. Рассчитать расходы на электроэнергию для тяги поездов.
2. Определить, как изменяются расходы на электроэнергию:
а) при увеличении массы поезда брутто на 10%;
б) при увеличении на 3%.
Принять, что норма расхода электроэнергии при увеличении на 1% увеличивается на 0,45%, = 1,7, = 2,65 руб. Исходные данные представлены в табл. 1.7.
Таблица 1.7
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||||||||
Годовой объем работы, | млрд. ткм | 17,5 | 20,4 | 18,7 | 19,1 | 16,9 | 17,2 | 18,1 | 19,3 | 20,7 | 17,8 |
Масса поезда брутто, | т | ||||||||||
Нагрузка груженого вагона, | т/вагон | 41,5 | 42,1 | 42,7 | 40,8 | 41,6 | 39,9 | 42,3 | 40,5 | 41,7 | 42,2 |
Масса тары вагона, | т/вагон | 21,2 | 22,3 | 21,5 | 22,0 | 22,6 | 22,1 | 21,8 | 22,4 | 21,9 | |
Процент порожнего пробега к груженому, | % | ||||||||||
Норма расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто вагонных, | кВт×ч |
Амортизационные отчисления
По элементу "Амортизация" отражается сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, начисляемой в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету. Годовые амортизационные отчисления, линейным способом определяют по действующим нормам (квотам) и полной стоимости объектов основных средств, :
= .
Если обозначить срок полезного использования объектов основных средств – , то ежегодные амортизационные отчисления составят
= .
Фактические затраты на амортизацию определяются по формуле:
= , руб. в год,
где – ликвидационная стоимость объектов основных средств, – расходы на демонтаж и реализацию изношенных основных средств.
На железнодорожном транспорте в настоящее время действуют нормы амортизационных отчислений, представленные в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Единые нормы амортизационных отчислений