Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
старшая группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт | 1. Дидактическая игра «Виды транс порта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения). Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, само свал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие. 2. Дидактическая игра «Найди пару». Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие | 1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины). 2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их. Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.) | 3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций. 1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения |
Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать | 1. Дидактическая игра «А знаешь ли ты?» Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла. 2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы». Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1 | 1. Ребенок рассматривает предметы и картинки, отвечает на вопросы: - Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка? - Назови цвет всех колец пирамидки. - Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.) 2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит. Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет | 3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их. 2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого. 1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может |
Знания о свойствах и качествах различных материалов | Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые. Или Дидактическая игра «Сравни предметы» | Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их. Задания: 1. Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п. 2. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов. 3. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие | 3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности. 2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности. 1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок |
Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности | Дидактическая игра «Угадай профессию». Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д. Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий | Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. Примерные вопросы беседы: 1. Какая профессия у этого человека? 2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии? 3. Что делают люди этой профессии? 4. Объедини строителей. 5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами? | 3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. 2 балла- ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки. 1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет |
Знания о некоторых родах войск | Дидактическая игра «Кому что нужно?» Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий | Примерные вопросы: 1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.) 2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск. 3.Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.? 4. Для чего нужны военные? И другие | 3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы. 2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать. 1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии |
Знания о себе, родном городе; стране | Беседа | Примерные вопросы: 1. Назови свой домашний адрес. 2. С кем ты живешь вместе? 3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут? 4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п. 5. Назови город, в котором ты живешь. 6. Как называется наша страна? 7. Сможешь назвать главный город страны? | 3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города. 2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны. 1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны |
Знания о некоторых правилах дорожного движения | Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук». Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход» | Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы: 1. Как называют людей, идущих по улице? 2. Как правильно ходить по улице? 3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу. Ребенок рассматривает предметные картинки. - Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора | 3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения. 2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков. 1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает |
Высокий уровень — 18-21 балл,
средний уровень – 11-17 баллов,
низкий уровень – 7-10 баллов.