Логистическая система и ее элементы.
Логистическая система–это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Делятся на макро и микрологистические.
Макрологистическая система– система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Это инфраструктура экономики региона, страны или группы стран.
Микрологистические системыобразуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К ним относятся технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Каждая логистическая система обладаетследующим набором свойств:
целостностью(целостная совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом); членимостью– (можно осуществить разделение логистической системы на элементы); сложностью(существует большое количество элементов со сложным взаимодействием между собой); связностью– (между элементами существуют связи, которые обеспечивают выполнение поставленных задач); организацией(элементы и связи между ними упорядочены определенным образом); адаптивностью(способностью изменяться структурно и менять свое поведение под воздействием внешней среды); оптимальностью(способна выполнять все свои функции в заданные сроки с минимальными экономическими затратами).
Эл-т лог системы– функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию. Элементы логистической системы можно объединить в некоторые множества, которые разделяются в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах: логистические каналы; логистические цепи; логистические сети.
Логистический канал–это наименее упорядоченная структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю. Элементы логистической системы можно объединить в логистическую сеть, т.е. связать м/д собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков. Лог-я цепь макрологистической сис-ы – это линейно упорядоченное множество предприятий и орг-й, кот. связывают потребителя с производителем и осущ-т логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой. Звенья логистич-й цепи: поставщики матер-в, сырья и полуфабр-в; склады; транспортные предприятия; производители товаров; потребители продукции; распределительные центры; финансовые учреждения (банки, биржи); предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи. В логистической цепи микрологистической системы, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. Элементы логистической системы можно объединить в логистическую сеть, т.е. связать между собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков. цель логистических систем – добиться как можно более полного выполнения семи правил логистики: доставки заданному потребителю нужного продукта необходимого уровня качества, в необходимом количестве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами.
Микрологистические системы.
Микрологистические системыобразуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Микрологистическая система функционирует в рамках отдельных звеньев логистической цепи, например, в пределах предприятия. Здесь решаются вопросы планирования, подготовки, реализации и контроля за перемещением материалов внутри предприятия. В пределах внутрипроизводственной системы выполняются тарно-упаковочные, транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. Как правило, в этой системе технологические перевозки выполняются собственным транспортом, а внешние – привлеченным.
В логистической цепи микрологистической системы, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции
Функции микрологистических систем: - анализ производственных мощностей; - определение потребности в материалах; - выбор поставщиков; - формирование заказов; - согласование цен.
Относятся к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара (ассортимента товаров), и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.
Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции. Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения предприятия, например, цеха, участка или отдельного рабочего места. Однако в дальнейшем будут рассмотрены подобные логистические системы только на уровне всего предприятия-изготовителя продукции. Внешние логистические с-мы решают з-чи, связанные с упр-м и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Т.о., звеньями внешних логистических с-м явл. эл-ты снабженческих и распределительных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков матер-х ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к потребителям.
Макрологистические системы.
Логистическая система–адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Логистические системы делятся на макро и микрологистические.
Макрологистическая система– система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Можно разделить на три группы: логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей; эшелонированные логистические системы, т.е. системы, в которых материальный лоток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы через одного посредника; гибкие логистические системы. материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их. В макрологистических системах решаются стратегические задачи по анализу рынка поставщиков и потребителей, по выбору вида транспорта или их сочетаний, размещению складов, организации транспортного процесса, рациональных направлений грузопотоков, выбору транзитной (прямой) или складской (через посредника) схемы доставки грузов. Транспортное и экспедиционное обслуживание этих систем выполняется специализированными транспортными организациями или коммерческими перевозчиками.
Логистическая цепь макрологистической системы– линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой.
Ф-и макролог-х с-м: - планирование производственных заданий; - планирование производственных технологий; - номенклатура выпускаемых изделий; - контроль качества работы; - учет и управление запасами; - размещение плана выпуска по производственным участкам; связь и организация информационных потоков; - организация перевозочного процесса; - маркетинговые исследования; - выбор каналов распределения; - выбор формы документированного контроля.
Макролог. системы могут быть классифицированы по нескольким признакам.
По признаку админ-тер. деления страны различают следующие виды логистических систем: районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские. По объектно-функцион. признаку м.б. выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей: ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т. п. В западной практике часто используется понятие «глобальных макрологистических систем», к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов. Цели создания макролог-х с-м могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микролог-х с-м. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования могут применяться, напр., такие критерии, как min общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой прод-и (или прибыли), завоевание максим-й доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максим-я величина курсовой стоимости акций и т. п. Обязательным условием при этом явл. наиболее полное удовлетворение запросов потребителей по качеству прод-и, срокам выполнения заказов, уровню логистич сервиса.