Основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов
К основным показателям использования судов речного флота относятся следующие.
Производительность судна – транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л. с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Определяется делением общей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии.
Валовая производительность – показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т. е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера – определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-сутки) нахождения судна в эксплуатации.
Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.
Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Qэ, на регистрационную грузоподъемность Qp:
е = Qэ / Qp.
Средняя нагрузка на 1 т грузоподъемности грузового судна определяется делением тонно-километров (где – протяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры с грузом:
.
Средняя нагрузка на 1 л. с. мощности буксирных судов опре-деляется делением тонно-километров выполненных в груженых рейсах, на сило-километры с составом груженых судов и пютов:
.
Доля ходового времени с грузом аг определяется делением тон-наже-суток хода судна с грузом на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации :
.
Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоходных и несамоходных судовМэгр определяется делением тонно-километров на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации:
.
Время оборота судна – время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции. Определяется сложением стояночного времени tст; времени, затрачиваемого на маневры, tм; ходового времени tх:
Тоб = tст + tм + tх.
Рассмотрим показатели работы речных портов.
Общий грузооборот порта – суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт. Этот показатель планируется и учитывается по всем грузам в целом и с распределением по номенклатуре: нефть и нефтепродукты, лес в плотах, сухогрузы (хлебные, руда, каменный уголь, руда и др.). Особо выделяют грузы, перевозимые в контейнерах, а также подлежащие передаче с речного транспорта на железнодорожный и принимаемые от него.
К погрузочно-разгрузочным работам относятся все выполняемые средствами портов на грузовых причалах и складах работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых речным транспортом. Сюда входят портовые и внепортовые работы, а также перегрузка нефтеналивных грузов нефтеперерабатывающими станциями. К внепортовым относятся хозяйственные работы порта, а также работы, выполняемые для других организаций в целях сохранения постоянных кадров рабочих и более полного использования основных фондов.
Объем погрузочно-разгрузочных работ планируют и учитывают в физических тоннах и тонно-операциях. Объем погрузочно-разгрузочных работ в физических тоннах соответствует грузообороту порта за вычетом суммарной массы отправленных с причалов клиентуры и поступивших на эти причалы различных грузов, а также отправленных из порта и прибывших в порт лесных грузов в плотах.
Тонно-операция – это перемещение 1 т груза по определенному варианту погрузочно-разгрузочных работ. Вариантом называют завершенное перемещение груза независимо от расстояния, способа и произведенных при этом дополнительных работ (взвешивание, сортировка и др.). При определении объема перегрузочных работ в тонно-операциях учитываются любые работы, связанные с перемещением 1 т груза в порту, по следующим вариантам: транспорт–склад; склад–транспорт; транспорт–транспорт; склад–склад; внутрискладские перемещения (выполняемые не в процессе основной работы, а по отдельным нарядам).
Отношение числа выполненных портом тонно-операций к объему погрузочно-разгрузочных работ в физических тоннах за определенный период называется коэффициентом перевалки грузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
2. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 128 с.