Основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов

К основным показателям использования судов речного флота относятся следующие.

Производительность судна – транспортная работа в тонно-ки­лометрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л. с. или 1 т грузоподъемности. Раз­личают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во вре­мя движения в груженом состоянии. Определяется делением об­щей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии.

Валовая производи­тельность – показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т. е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера – определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-су­тки) нахождения судна в эксплуатации.

Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.

Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Qэ, на регистрационную грузоподъемность Qp:

е = Qэ / Qp.

Средняя нагрузка на 1 т грузоподъемности грузового судна основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru определяется делением тонно-километров основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru (где основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru – про­тяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru с грузом:

основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru .

Средняя нагрузка на 1 л. с. мощности буксирных судов основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru опре-деляется делением тонно-километров основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru выполненных в гру­женых рейсах, на сило-километры основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru с составом груженых судов и пютов:

основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru .

Доля ходового времени с грузом аг определяется делением тон-наже-суток хода судна с грузом основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru :

основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru .

Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоход­ных и несамоходных судовМэгр определяется делением тонно-километров основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru на общее количество тоннаже-суток основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru в экс­плуатации:

основные показатели использования судов речного флота и работы речных портов - student2.ru .

Время оборота судна – время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая вре­мя, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции. Определяется сложением стояночного времени tст; времени, затрачиваемого на маневры, tм; ходового времени tх:

Тоб = tст + tм + tх.

Рассмотрим показатели работы речных портов.

Общий грузооборот порта – суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт. Этот показатель планируется и учитывается по всем грузам в целом и с распределением по номенклатуре: нефть и нефтепродукты, лес в плотах, сухогрузы (хлебные, руда, каменный уголь, руда и др.). Особо выделяют грузы, перевозимые в контейнерах, а также под­лежащие передаче с речного транспорта на железнодорожный и принимаемые от него.

К погрузочно-разгрузочным работам относятся все выполняе­мые средствами портов на грузовых причалах и складах работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых речным транспор­том. Сюда входят портовые и внепортовые работы, а также пере­грузка нефтеналивных грузов нефтеперерабатывающими стан­циями. К внепортовым относятся хозяйственные работы порта, а также работы, выполняемые для других организаций в целях со­хранения постоянных кадров рабочих и более полного использо­вания основных фондов.

Объем погрузочно-разгрузочных работ планируют и учиты­вают в физических тоннах и тонно-операциях. Объем погру­зочно-разгрузочных работ в физических тоннах соответствует грузообороту порта за вычетом суммарной массы отправленных с причалов клиентуры и поступивших на эти причалы различных грузов, а также отправленных из порта и прибывших в порт лес­ных грузов в плотах.

Тонно-операция – это перемещение 1 т груза по определен­ному варианту погрузочно-разгрузочных работ. Вариантом назы­вают завершенное перемещение груза независимо от расстояния, способа и произведенных при этом дополнительных работ (взве­шивание, сортировка и др.). При определении объема перегру­зочных работ в тонно-операциях учитываются любые работы, связанные с перемещением 1 т груза в порту, по следующим ва­риантам: транспорт–склад; склад–транспорт; транспорт–транс­порт; склад–склад; внутрискладские перемещения (выполняе­мые не в процессе основной работы, а по отдельным нарядам).

Отношение числа выполненных портом тонно-операций к объему погрузочно-разгрузочных работ в физических тоннах за определенный период называется коэффициентом перевалки грузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

2. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 128 с.

Наши рекомендации