Расстановка станций методом В.Г.Шухова при округлении в большую сторону
Если n1 > n, то определяют действительный напор одного насоса; но сначала определяют действительно необходимый напор одной станции:
;
;
Уточнив , производят обточку рабочего колеса насоса.
,
где Q – рабочая производительность, м3/с; Н1 - напор при Q1, м; Н2 - напор при Q2, м; Н1, Q1; Н2, Q2 - любые точки, взятые с Q-H характеристики насоса.
13. После обточки рабочего колеса насоса делают расстановку по трассе, с округлением числа станций в большую сторону.
Для упрощения задачи определения положения НПС используется графоаналитический метод (метод В.Г. Шухова) их расстановки. Для начала рассмотрим вариант расстановки четырех НПС, причем при округлении количества станций в большую сторону и регулировании избытка напора путем обточки рабочего колеса насоса.
Для этого на сжатом профиле (вертикальный масштаб профиля соответствует масштабу напора, горизонтальный – длине нефтепровода) от начальной точки трассы в масштабе высот профиля откладываем по вертикали величину подпора , затем от подпора отложим суммарный напор всех НПС , получим точку А. От конечной точки трассы откладываем величину (20-40м), получим точку В. Соединим точки А и В, полученная наклонная прямая и есть линия гидравлического уклона i. Из точек 3,2,1 суммарного напора станций проводим линии, параллельные линии гидравлического уклона. Точки пересечения этих линий с линией подпора спроецируем на профиль трассы и получим место расположения НПС.
Рис. 2. Расстановка НПС с округлением в большую сторону числа станций
Далее анализируют возможность и целесообразность сооружения НПС в выбранном месте. Вместо точки расположения НПС можно получить зону расположения НПС. При этом правая граница зоны будет соответствовать минимально допустимому подпору по условию безкавитационной работы насосов , левая – ограничиваться величиной напора, который способен выдержать трубопровод, т.е. максимально допустимому напору из условия прочности трубопровода .
Затем заполняют таблицу 1.
Таблица 1
Месторасположение станций по трассе
№ НПС | км | Z | Расстояние между НПС | Отметки перегонов |
l1 | Z2 - Z1 | |||
l1 | Z2 | |||
l2 | Z3 - Z2 | |||
l1 + l2 | Z3 | |||
l3 | Zк - Z3 | |||
КП | l1 + l2 + l3 | Zк |
Аналитическая проверка режима работы при расстановке станций с округлением в большую сторону
После определения местоположения насосных станций на трассе, определения длин между ними и отметок, производят аналитическую проверку режима работы всех НПС, для этого необходимо определить и :
;
,
где δ - округленная в большую сторону толщина стенки по сортаменту;
; ,
где Ра = 760 мм.рт.ст.; Ру = 500 мм. рт. ст.; Δhпрот. кав. определяется с графика Q–H насоса, ; hвс = 10 м.
Проверяют режим работы станций из условий:
;
,
Нк ≈ 30 м.
;
;
;
;
;
.
Если проверка сошлась, следовательно, станции расставлены верно.