Охрана труда и окружающей среды

Охрана труда – это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.

Ответственность за охрану труда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам – на соответствующих руководителей.

Общий контроль над выполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возложен на профсоюзные организации.

Для предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения работающих соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.

Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

Рассмотрим требования охраны труда к производственным и санитарно-бытовым помещениям на предприятии.

Производственное предприятие должно иметь не менее 15 м3. объема и 4,5 м2. площади на каждого работающего в нем. Высота производственных помещений от пола до потолка должна быть не менее 3,2 м., а помещение энергетического и транспортно-складского хозяйства, если люди там находятся непостоянно, не менее 3 м. (до балок перекрытия 2,6 м.).

Производственные процессы, сопровождающиеся резким шумом или выделением вредных газов, нужно сосредоточить в отдельных помещениях. Полы нужно делать ровными и нескользкими. Если полы холодные (цемент и т. п.) у рабочих мест необходимо положить деревянные решетки или коврики. Для предотвращения сквозняков у наружных входов и въездов производственных помещений следует делать тамбуры с самозакрывающимися дверями.

Станки, верстаки нужно расставлять в помещении так, чтобы между рабочими местами был проход шириной не менее 1 м. и не требовалось перемещать грузы грузоподъемными устройствами над рабочими местами. Необходимо также предусматривать площадки около рабочих мест для укладки грузов, готовой продукции и др.

Санитарно-бытовые помещения должны быть на каждом предприятии. Это гардеробные со шкафчиками отдельно для личной одежды и для спецодежды, душевые или умывальные с подогретой водой, уборные, помещения для приема пищи.

Освещение производственных помещений нужно проектировать таким образом, чтобы оно способствовало наивысшей производительности труда и снижению вероятности несчастных случаев.

Вентиляцию необходимо предусматривать во всех производственных помещениях независимо от степени загрязнения воздуха. Вентиляция может быть естественной (проветривание, вытяжные шахты), механической (вентиляторы) или смешанной. Можно ограничиться проветриванием помещения, если в нем на одного рабочего приходиться более 40 м3. объема, и этого проветривания достаточно для соблюдения норм на микроклимат в рабочей зоне. Вентиляция помещений должна рассчитываться таким образом, чтобы вредные вещества не превышали допустимых санитарных норм. Отработавший воздух из сушильных камер должен быть обязательно очищен.

В интересах охраны природной среды и экономии воды моечно-очистительные системы рекомендуется создавать по замкнутому типу с регенерацией и многократным использованием моющих составов. Прогрессивным следует считать применение наружной мойки автомобиля методом погружения в горячие моющие составы, при котором совмещается наружная мойка автомобиля с мойкой агрегатов, вываркой рам и кабин.

В целях охраны окружающей среды сточные воды после промывки деталей необходимо прежде, чем спускать в канализацию, пропускать через очистительные сооружения.

5 Правовые вопросы

Порядок приема и увольнения работников

При заключении трудового договора (прием на работу) наниматель обязан:

- требовать, а работник должен предъявить нанимателю документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;

- ознакомить работника под роспись с поученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его обязанности;

- ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок

- провести вводный инструктаж по охране труда;

- в соответствии с установленным порядком завести на работника трудовую книжку.

При организации труда работников наниматель обязан:

- рационально использовать труд работников;

- обеспечивать производственную и трудовую дисциплину;

-вести учёт фактического отработанного работником времени;

- выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;

- обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда.

Работник в свою очередь должен выполнять обязанности:

- не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

- обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;

- бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;

- принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой, т.д.)

- поддерживать своё рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте;

- хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя.

Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

Работник вправе предоставить нанимателю рекомендательное письмо и другие документы, характеризующие предшествующую работу.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Первый экземпляр храниться у работника, второй – у нанимателя.

Поощрения за успехи в работе.

Виды и порядок применения поощрений работников за труд определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставом и положениями о дисциплине. Поощрения могут объявляться приказом, постановлением нанимателя и доводятся до сведения работников. Объявленные приказом поощрения заносятся в установленном порядке в трудовую книжку. [6, 49 – 51 с.]

6 Научная организация труда в ОАТ и компьютеризация производственных процессов

Под научной организацией труда следует понимать систему организационно-технологических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий труда на основе новейших достижений науки и техники, обеспечивающих повышение производительности труда.

Основными задачами НОТ на предприятии являются: применение более рациональной организации труда на основе изучения производственных операций; устранение непроизводственных потерь рабочего времени; использование наиболее совершенных средств производства; внедрение таких форм труда, которые обеспечивают развитие творческого отношения к труду каждого члена коллектива; общее улучшение условий труда, воздействующих на организм человека; использование различных форм сочетания моральных и материальных стимулов.

На предприятии применяется вычислительная и микропроцессорная техника. Все отделы и службы предприятия оснащены современной компьютерной техникой, которая позволяет существенно повысить производительность труда и оперативность полученной информации.

Регулирует работу компьютерной техники информационно -вычислительный центр. В наличии имеются различные средства вычислительной техники:

- процессоры Pentium 4, Celeron-3700, Atlon-4400;

- печатающие устройства;

- ЖК мониторы Samsung, LG, Sony и др.

7 Рационализаторская и изобретательская работа

Рационализаторским предложением признается техническое или организационное решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, и дающее экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных или финансовых ресурсов, или улучшение условий, труда и экологии.

Предложение признается новым для предприятия, если до подачи заявления, но установленной форме данное или такое же решение не использовалось раньше, не предусмотрено стандартами, нормалями, техническими условиями и не было разработано техническими службами предприятия, или заявлено другим лицом, которому принадлежит первенство.

Предложение признается полезным, если его использование позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект, независимо от того, где этот эффект возникает. Предложения руководителей или специалистов предприятия не считаются рационализаторскими, если они подаются в момент их работы над новой конструкцией или технологическим процессом. Работа специалистов — это постоянное творчество, направленное на создание новых проектов на уровне мировых достижений и современных требований. Это не означает, что специалисты не могут быть рационализаторами. Они имеют право подавать предложения по совершенствованию существующих конструкций, технологических процессов, методов организации производства и труда.

Экономический эффект спроектированного устройства определяется по формуле:

Э = По – (Пд + Зд), (1.1)

где По - полные затраты на ремонт по отказу;

Зд - полные затраты на ремонт при диагностировании, Зд составляют 60-70% от По;

Пд - затраты на диагностирование, Пд составляют 5-10% от По.

В ОАС «Автомотосервис и торговля - 1» рационализаторская и изобретательская работа в последние годы не ведется.

8 Стандартизация и метрология в организации

Стандартизацией называется деятельность, направленная на достижение степени упорядочения в определенной области посредством определенных положений.

Цели стандартизации: защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для людей и окружающей среды: повышение качества продукции: обеспечение технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости; содействие ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий: обеспечение единства измерений.

Виды стандартов: основополагающие (организационно-методические и общетехнические); на продукцию; на процессы и услуги; на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют при разработке законодательных актов, изготовлении, реализации, эксплуатации, ремонте, хранении, транспортировании и утилизации.

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Она служит основой измерительной техники и включает в себя все технические средства, с помощью которых выполняют измерения, технику проведения измерений.

Метрология должна обеспечивать необходимую надежность и правильность полученной измерительной информации, и законодательно определять единство измерений в стране, единство методов и средств контроля техпроцессов и испытаний продукции.

Метрология связана со стандартизацией, и эта связь выражается в стандартизации единиц измерений и методов их проверки, в создании стандартных образцов свойств и состава вещества. В свою очередь, стандартизация опирается на метрологию, обеспечивающую правильность и сопоставимость результатов испытаний материалов и изделий, а также заимствует из метрологии методы определения и контроля показателей качества.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения системы качества, выполнение которых необходимо для эффективного решения задач общего руководства качеством в соответствии с международным стандартом ISO 9004.

Стандарт обязателен для всех руководителей, структурных единиц и подразделений.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ISО 9004-97 Управление качеством и элементы системы качества

СТБ ISO 9002-96 Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

СТБ ISO 9003-96 СК. Модель обеспечения качеством при окончательном контроле и испытаниях.

СТП СК 4.1 01.02-98. Система качества. Порядок разработки положения о структурном подразделении и должностной инструкции.

СТП СК 4.5 01.02-98. СК. Порядок разработки и управления документации системы качества.

СТП СК 4.5 05.02-98. СК. Порядок внедрения нормативных документов системы качества.

СТП СК 4.17-01.02-98. СК Внутренние проверки качества.

Основными видами деятельности, осуществляемой в рамках СК, является:

- обеспечение качества;

- управление качества;

- улучшение качества.

Обеспечение качества - все планируемые и систематически проводимые мероприятия, необходимые для достижения уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству и полностью отвечает запросам и требованиям.

В ОАС «Автомотосервис и торговля - 1» система контроля качества включает проверку качества выполненных работ при выпуске автомобиля из ремонта и заключается в проверке параметров автомобиля главным инженером.

9 Управление качеством и сертификация

Обеспечение качества в ОАС должно осуществляться в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000 и республиканских стандартов СТБ ISO 9002, СТБ ISO 9003. Целью управления качеством является предупреждение и оперативное устранение возникающих несоответствий в процессе обеспечения качества.

Основными задачами ОАС в области качества является:

- достижение и поддержание качества продукции на уровне требований потребителя;

- обеспечение у потребителя уверенности в том, что продукция будет обладать заданным качеством;

- рост прибыли за счет снижения затрат, обусловленных выпуском дефектной продукции (издержки от брака).

В ОАС «Автомотосервис и торговля - 1» система контроля качества включает проверку качества выполненных работ при выпуске автомобиля из ремонта и заключается в проверке параметров автомобиля главным инженером.

В основу сертификация качества услуг входят услуги, оговоренные действующим классификатором услуг населению. Данный классификатор включает не только наименования работ и услуг, но также присвоенные коды, которые указываются во всех официальных документах, связанных с оказанием услуг, включая услуги ТО и АМТС. Изначально сертификация услуг, связанных с обслуживанием автотранспортных средств подразделялись на обязательную и добровольную. При наличии обязательной сертификации многие автосервисные предприятия вышли из теневого бизнеса, существенно повысилось качество услуг населению, стали строже соблюдаться требования технологических процессов, произошло много позитивных процессов. Рынок сервисных услуг изменился, что позволило законодателям сделать сертификацию качества услуг автосервисных предприятий исключительно добровольной процедурой. При этом государство оставило за собой право разрешения в форме оформления лицензий на отдельные виды деятельности, связанные с ТО и АМТС.

Сертификация автосервиса в настоящее время является добровольной. В нее может быть вложено несколько понятий: сертификация качества услуг; сертификация системы менеджмента предприятия, но чаще всего подразумевают получение специальных разрешений на ведение деятельности, связанной с оказанием услуг в сфере автотранспорта. Но, в первую очередь, сертификация автосервиса предусматривает оформление сертификатов на виды услуг, которые подлежат обязательному лицензированию, именно на них требуются сертификаты, оформленные в добровольной системе сертификации.

Это следующие виды работ и услуг: жестяно-сварочные; ремонт тормозной системы, рулевого управления; монтажно-демонтажные, шиномонтажные и балансировочные; малярные, электротехнические, контрольно - диагности-ческие, ремонт двигателей; регулировка и проверка тормозов, топливной аппаратуры; смазочно-заправочные; зарядка и ремонт аккумуляторов. Каждый вид деятельности подлежит самостоятельному подтверждению соответствия и на него должен быть оформлен добровольный сертификат соответствия. Таким образом, у каждого предприятия автосервиса существует свой набор сертификатов, в соответствии с его перечнем оказываемых услуг и бизнес планом развития. Без наличия обязательно-добровольного сертификата те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию, являются незаконными. Следует иметь в виду, что введена обязательность лицензирования проверки токсичности отработанных газов, т.е. работ, связанных с установлением уровня экологической чистоты двигателя автотранспортного средства. А также введено лицензирование работ по тонирование и бронирование стекол автомобилей. Получить сертификат соответствия на те или иные виды работ предприятие может лишь при наличии установленного законом оборудования и квалифицированного персонала. А также при исполнении других требований законодательства, связанных с исполнением конкретных видов технического обслуживания и ремонтных работ автотранспорта, получением всех разрешительных документов (на землю, на здания и помещения, санитарных документов и документов о пожарной безопасности, особенно, если работы связаны со сваркой, и т.д.)

ОАО «Автомотосервис и торговля - 1» имеет следующие сертификаты и лицензии:

1. Лицензия на право деятельности по ремонту средств измерений.

2. Лицензия на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств автомобильного транспорта, его узлов и агрегатов.

3. Лицензия на право осуществления деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц.

4. Лицензия на право осуществления перевозки пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом.

5. Лицензия на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

6. Лицензия на право осуществления оценки стоимости средств автомобильного вида транспорта.

7. Разрешение Могилевского городского Совета Народных Депутатов на комиссионную торговлю.

8. Лицензия на право продажи грузовых автомобилей и пассажирских автобусов.

9. Лицензия на право осуществления розничной торговли и общественного питания.

10. Лицензия на осуществление оптовой торговли.

11. Сертификат соответствия услуг автосервиса.

12. Ассортиментный перечень табачной продукции и алкогольных изделий

13. Разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств.

10 Энергосбережение и ресурсосбережение

В ОАС «Автомотосервис и торговля - 1» используются следующие методы энергосбережения:

1. Расположение рабочих мест рядом с оконными проемами для обеспечения естественного освещения;

2. Замена ламп накаливания – газоразрядными;

3. Использование пневмоинструмента;

4. Повышение отражающей способности (белые стены и потолок);

5. Использование осветительных приборов только по необходимости;

6. Использование электроприборов с низким энергопотреблением;

Наши рекомендации