Практическое занятие №4. Изучение интенсивности движения пешеходного потока
Интенсивность движения характеризует загрузка пешеходного пути. Ею оперируют при сопоставлении значимости различных путей сообщения, описании распределения пешеходных потоков по улично-дорожной сети (УДС) во времени, а также в качестве расчетной при обосновании различных инженерных мероприятий. Аналитически интенсивность движения пешеходов (чел/час) выражается следующей формулой:
Nп = P / t (4.1)
где P – количество пешеходов, участвующих в движении;
t – продолжительность обследования.
Интенсивность движения, являясь прямой производной количества людей, участвующих в движении, в тоже время выступает в качестве аргумента, непосредственно воздействующего на степень комфортности условий движения пешеходов.
Интенсивность движения пешеходов колеблется в очень широких пределах в зависимости от характера улицы или дороги и от расположения на них объектов приближения.
Для пешеходных потоков характерна значительная неравномерность в течение суток, так период наиболее оживленного движения наблюдается в течение 12 ч. Для расчетов параметров пути и мероприятий по организации движения особое значение приобретает часовая неравномерность движения пешеходов.
Для ее аналитического выражения применяют коэффициент неравномерности движения. Коэффициент часовой неравномерности движения Кн.ч. численно равен отношению четырехкратной интенсивности за 15-минутный период часа “пик” к интенсивности пешеходного движения в час “пик”, т.е.
Кн.ч.= 4 Nп(15) / Nп.ч. (4.2)
где Nп(15) – интенсивность движения за 15-минутный период, чел/час;
Nп.ч. – интенсивность пешеходного потока в час “пик”, чел/час.
Подсчет интенсивности движения пешеходов проводится на пешеходных переходах, расположенных на перегонах городских улиц и на их пересечениях.
При определении месторасположения и количество постов учета на каждом пункте обследования исходят из следующих основных положений:
1. Система постов учета на пункте обследования должна полностью обеспечить регистрацию всех пешеходов с распределением их по направлениям.
2. Расположение поста должно обеспечивать стабильный обзор свей широты пешеходного перехода плюс 10-метровая зона в каждую сторону от него.
3. Учет пешеходов, переходящих улицу по одному и тому же обозначенному переходу, но в противоположных направлениях, но разными учетчиками.
Учетчик должен вести подсчет пешеходов только по направлению к себе, причем учитываются те пешеходы, которые прошли разделительные полосы или осевые линии (при пересечении проезжей части) и находятся на подходе к тротуару, где находится учетчик.
С целью изучения часовой неравномерности движения на рассматриваемом пешеходном переходе рассчитывается коэффициент неравномерности движения для временных интервалов (0-15, 15-30, 30-45, 45-60) для каждого направления движения и пешехода в целом.
Следующим этапом выполнения работы является оценка степени загруженности рассматриваемого участка пешеходных путей сообщения. Для этого рассчитывается коэффициент загрузки:
Zi = Nп(60) / Pp.п. (4.3)
где Nп(60) – интенсивность пешеходного потока в час “пик”, чел/час
Pp.п. - расчетная пропускная способность полосы движения, принимается равной 1200-1400 чел/час.
Задание.Произвестиподсчет интенсивности движения пешеходного потока сплошным наблюдением в течение одного часа,
При подсчете интенсивности движения подгруппа студентов разбивается на бригады по 2 человека, которые работают с одним пешеходным переходом, причем все бригады должны начать работать одновременно. Перед выполнением самой работы необходимо вычертить схему участка, где проводится измерение. На схеме указывается число и ширина полос движения транспортных средств, ширина пешеходного перехода и разделительных полос (если таковые имеются), наличие технических средств регулирования, направления к ближайшим пунктам на обследуемом участке и их назначение.
С целью выявления часовой неравномерности движения подсчет интенсивности пешеходного потока осуществляется за отрезки времени, равные 15 минут.
Данные по интенсивности движения пешеходов заносятся в таблицу (Приложение 2).
Приложение 2.Протокол учета интенсивности движения пешеходного потока