Организация пассажирских перевозок. Схема линий пассажирских сообщений.
Понятие о графике движения флота. Исходные данные для разработки графика движения.
План освоения грузопотоков. Планы тягового и портового обслуживания.
План работы флота включает баланс флота, бюджет времени флота, показатели использования флота.
Расчет баланса флота, бюджета его времени и показателей использования производятся раздельно для сухогрузного, наливного и грузопассажирского флота, причем выделяют специализированные суда - лесовозы, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, балкеры, газовозы, паромы, рефрижераторные и др. Баланс позволяет становить количество и тоннаж судов к началу планового периода, а также размер тоннажа в среднегодовом исчислении. К балансу прилагают список судов с указанием их основных технико-эксплуатационных характеристик.
Планирование перевозки грузов в прямых и смешанных сообщениях. Смешанным сообщением называется такая организация перевозок грузов, когда в их доставке участвует несколько видов транспорта и перевозка тем или иным видом транспорта и определяется специальным документом. Перевозка, совершаемая по единому транспортному документу на всем пути следования с передачей груза с одного вида транспорта на другой, без участия отправителей и получателей, называется перевозкой в прямом смешанном сообщении. Все виды транспорта, участвующие в такой перевозке, выступают перед грузовладельцами как единая система, в которой все участники работают по единому плану, взаимно дополняя друг друга, сохраняя свои хозрасчетные интересы, свои особенности организации и технологии перевозок. Перевозка грузов в этом виде сообщений очень удобна для грузовладельцев, т.к. сокращаются сроки доставки и повышается сохранность грузов, совершенствуется организация работы перевалочных пунктов, создаются условия для организации перевозки грузов от "двери до двери".
За невыполнение плана перевозки грузов в этом виде сообщения железные дороги и пароходства несут материальную ответственность.
Перевозка грузов в прямых смешанных и смешанных сообщениях включается в общий план перевозок по соответствующей номенклатуре грузов. Планирование перевозок этого вида осуществляется в основном в той же последовательности, что и планирование каботажных и экспортно-импортных перевозок.
Планирование перевозок грузов в прямом водном сообщении. Перевозки грузов в прямом водном сообщении осуществляются совместно морскими и речными пароходствами с перевалкой грузов из речных судов в морские и наоборот. В последнее время широко практикуются такие перевозки на судах смешанного типа "река-море".
Планирование перевозок в прямом водном сообщении осуществляется в той же последовательности, что и планирование перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях.
Планирование пассажирских перевозок.В общем объеме перевозок морским транспортом преобладающая роль принадлежит грузовым перевозкам. Однако пассажирские перевозки в суммарном объеме транспортной работы имеют большое значение, т.к. призваны удовлетворять потребности населения страны в перемещении при надлежащем качестве перевозок в отношении скорости и комфортабельности.
Планирование перевозок пассажиров осуществляется по видам сообщений - местное, каботажное и заграничное.
Для определения перспективных объемов пассажирских перевозок проводятся экономические изыскания и исследования возможностей - развития туризма, строительства новых и расширения действующих санаториев и домов отдыха, учитываются социально-бытовые и другие факторы, анализируются отчетные данные о пассажиропотоках.
На первом этапе планирования при расчете плана пассажироперевозок используют заявки профсоюзных, культурных, туристических, санаторно-курортных и других организаций на аренду пассажирских судов (под круизы, плавучие дома отдыха). На втором этапе определяется бюджет времени флота. Основными показателями бюджета времени, рассчитываемыми в судо-сутках и тоннаже-сутках, являются календарный, эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды. Использование при расчете бюджета времени показателя тоннаже-суток позволяет учесть производственные возможности судов различной грузоподъемности.
Расчет календарного периода флота ведется на основе баланса флота по отдельным типам судов и суммирования по видам флота и в целом по флоту пароходства и министерства.
Календарный период в тоннаже-сутках
где - грузоподъемность флота на начало года, т;
- грузоподъемность пополнения судов, т;
- грузоподъемность списываемых судов или передаваемых судов, т; - календарный период, сут;
- календарное время года, сут;
- время нахождения нового пополнения судов в составе флота, сут;
- время с момента выбытия судов до конца планового периода, сут. Эксплуатационный период определяется вычитанием внеэксплуатационного периода из общего календарного периода
Эксплуатационный период подразделяют на период на перевозках, в аренде и на других работах.
Внеэксплутационный период включает заводской ремонт судна с учетом времени его ожидания (доковый ремонт и котломоточистка) и другие перерывы в эксплуатации флота (фумигация и т.п.).
Средняя продолжительность эксплуатационного периода в судо-сутках
На третьем этапе планирования работы флота рассчитываются основные показатели использования судов, которые были рассмотрены выше.
На четвертом этапе рассчитывают провозную способность флота. Она может быть определена методом укрупненных расчетом и методом предварительной расстановки судов по линиям и направлениям работы.
При укрупненных расчетах провозная способность в тонно-милях
где µ - производительной 1 т грузоподъемности в сутки эксплуатационного периода;
тоннаже-сутки в эксплуатации;
- коэффициент использования грузоподъемности по группам судов; и - средняя эксплуатационная скорость, мили/ч; £ - коэффициент
- ходового времени по группе судов.
Второй метод является более точным и требует большой предварительной работы по изучению факторов, влияющих на провозную способность флота (условия перевозок, мощность грузопотоков, характеристики судов и др.).
Производительность 1 т грузоподъемности в сутки эксплуатационного периода
где l - средняя дальность перевозки, мили;
- средняя валовая интенсивность грузовых работ в портах, т/сут.
Детальные расчеты производятся на основе расстановки судов по линиям и направлениям для определения провозной способности судов и суммарной провозной способности флота.