Лекция – 26 «Развитие морских портов»
План:
Назначение портов.
Основные показатели работы порта.
Классификация портов.
Развитие порта Актау.
С момента приобретения независимости транспортный потенциал Каспийского моря приобретает для Казахстана все возрастающий интерес. Этому служат не только морские связи с прикаспийскими государствами, но и потенциальные возможности выхода в бассейны Черного и Балтийского морей через судоходные реки и канаты Российской Федерации.
Освоение Казахстаном морских перевозок на Каспии стимулируется бурным развитием нефтедобычи в западных регионах страны, а также необходимостью более полной реализации своих экспортных возможностей в направлении Кавказа и стран Персидского залива.
После распада СССР весь морской флот, принадлежавший Каспийскому морскому пароходству, был национализирован Азербайджаном. В настоящее время под его флагом эксплуатируется 4 сухогруза и свыше 30 танкеров, аазербайджанская компания "Каспийское морское пароходство" является крупнейшимоператором в бассейне Каспийского моря.
Республика Туркменистан имеет собственный морской торговый флот в составе четырех сухогрузов, три из которых эксплуатируются на Каспии. Туркменистан планирует расширить свой флот путем приобретения танкера для последующего его использования в бассейне Каспийского моря.
Исламская Республика Иран осуществляет морские перевозки по Каспийскому морю сиспользованием четырех сухогрузных судов.
Кроме перечисленного, в перевозках на Каспии принимают участие значительное количество судов класса "река-море", принадлежащих различным пароходствам Российской Федерации.
Казахстан представлен на Каспии национальной морской судоходной компанией "Казмортрансфлот",созданной в1998 г. В рамках развития этой компаниипланируется приобретение судов смешанного плавания"река-море".
Основными портами на Каспийском море являются:
v Астрахань - речной порт, Оля - строящийсяморской порт и Махачкала (Российская Федерация);
v Баку и Дюбенди - нефтеналивной терминал (Азербайджан);
v Бандар-Азали (Исламская Республика Иран);
v Туркменбаши (Республика Туркменистан);
v Актау - морской торговый порт, Баутино - морская база и Атырау - речной порт (Республика Казахстан). Они позволяют осуществлять активную внешнеэкономическую деятельность в Прикаспийском регионе.
Морской транспортсостоит из трех основных элементов:
1) флот, т.е. суда перевозящие грузы;
2) порты, где происходит перегрузка товара с морских судов на другие транспортные средства и обратно;
3) судоремонтные заводы, необходимые для поддержания флота в надлежащем техническом состоянии.
Главным признаком классификации судов является их назначение. По назначению, т. е. роду выполняемой работы и виду перевозок, различают суда транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые, сухогрузные и наливные, буксирные — толкачи, буксиры-толкачи, буксиры), технические (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные шаланды, суда, обслуживающие навигационное оборудование судовых ходов, и др.), вспомогательные (плавучие мастерские и доки, санитарные и очистительные станции, дебаркадеры, перегружатели, плавучие краны, топливозаправочные станции), специального назначения (ледоколы, паромы, плавучие магазины, пожарные, разъездные).
К другим признакам классификации относятся: район плавания, средства движения, тип главного двигателя, принцип движения по воде, тип движителя, материал корпуса, архитектурно-конструктивный тип, число гребных валов, продолжительность рейса и санитарный режим, способ загрузки и разгрузки.
Одной из важнейших составляющих морской транспортной системы являются морские порты.
Морские порты подразделяются:
- морской торговый порт;
- морской рыбный порт;
- морской специализированный порт.
Под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).
К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
Современный порт - это крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих спокойную стоянку судов, быструю и удобную передачу грузов и пассажиров с сухопутного или внутреннего водного транспорта на морские суда или с морских судов на другие виды транспорта, хранение, подготовку и комплектацию грузов, а также обслуживание находящихся в порту судов всем необходимым.
В морском порту осуществляется обслуживание судов (агентское, сюрвейерское, шипчандлерское, техническое и навигационное; снабжение топливом, водолазное обследование и водолазные работы, проводка судов лоцманами и службами управления движением судов, швартовые операции, сбор и очистка судовых льяльных и нефтесодержащих вод), а также транспортно-экспедиционное обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы и складские операции, перевозка и обслуживание пассажиров, перевозки грузов и буксировка судов, переработка рыбной продукции, межрейсовый, межпутинный отстой судов рыбопромыслового флота, ремонт судов и иные виды деятельности, связанные с торговым мореплаванием.
Порт в переводе с латыни (portus) означает «вход, ворота». И следует отметить, что на сегодняшний день прохождение грузов через морские ворота страны приносит значительные средства в национальный бюджет. Порты являются одним из самых важных транспортных инфраструктурных элементов логистической системы страны. При этом условия функционирования морских портов характеризуются ужесточением конкуренции, быстрым изменением конъюнктуры, повышением степени неопределенности рынка. Именно поэтому так важно в организации работы отдельных портов и всей портовой системы страны использовать современные подходы ведения бизнеса и передовые достижения научно-технического прогресса – экономики, управления, технологии перевозок, хранения грузов, информационных технологий [1].