Лекция – 26 «Развитие морских портов»

План:

Назначение портов.

Основные показатели работы порта.

Классификация портов.

Развитие порта Актау.

С момента приобретения независимости транс­портный потенциал Каспийского моря приоб­ретает для Казахстана все возрастающий ин­терес. Этому служат не только морские связи с прикаспийскими государствами, но и потен­циальные возможности выхода в бассейны Черного и Балтийского морей через судоход­ные реки и канаты Российской Федерации.

Освоение Казахстаном морских пере­возок на Каспии стимулируется бурным развитием нефтедобычи в западных реги­онах страны, а также необходимостью бо­лее полной реализации своих экспортных возможностей в направлении Кавказа и стран Персидского залива.

После распада СССР весь морской флот, принадлежавший Каспийскому морскому па­роходству, был национализирован Азербайд­жаном. В настоящее время под его флагом эксплуатируется 4 сухогруза и свыше 30 тан­керов, аазербайджанская компания "Каспий­ское морское пароходство" является крупнейшимоператором в бассейне Каспийского моря.

Республика Туркменистан имеет собствен­ный морской торговый флот в составе четы­рех сухогрузов, три из которых эксплуатиру­ются на Каспии. Туркменистан планирует расширить свой флот путем приобретения танкера для последующего его использова­ния в бассейне Каспийского моря.

Исламская Республика Иран осуществляет морские перевозки по Каспийскому морю сиспользованием четырех сухогрузных судов.

Кроме перечисленного, в перевозках на Кас­пии принимают участие значительное количество судов класса "река-море", принадлежащих раз­личным пароходствам Российской Федерации.

Казахстан представлен на Каспии националь­ной морской судоходной компанией "Казмортрансфлот",созданной в1998 г. В рамках разви­тия этой компаниипланируется приобретение судов смешанного плавания"река-море".

Основными портами на Каспийском море являются:

v Астрахань - речной порт, Оля - строящий­сяморской порт и Махачкала (Российская Федерация);

v Баку и Дюбенди - нефтеналивной терми­нал (Азербайджан);

v Бандар-Азали (Исламская Республика Иран);

v Туркменбаши (Республика Туркменистан);

v Актау - морской торговый порт, Баутино - морская база и Атырау - речной порт (Рес­публика Казахстан). Они позволяют осуществ­лять активную внешнеэкономическую деятель­ность в Прикаспийском регионе.

Морской транспортсостоит из трех основных эле­ментов:

1) флот, т.е. суда перевозящие грузы;

2) порты, где происходит перегрузка товара с морских судов на другие транспортные средства и обратно;

3) судоремонтные заводы, необходимые для поддержания флота в надлежащем техническом состоянии.

Главным признаком классификации судов является их назначение. По назначению, т. е. роду выполняемой работы и виду перевозок, различают суда транспортные (пасса­жирские, грузопассажирские, грузовые, сухо­грузные и наливные, буксирные — толкачи, буксиры-толкачи, буксиры), технические (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные шаланды, суда, обслуживаю­щие навигационное оборудование судовых хо­дов, и др.), вспомогательные (плавучие мастерские и доки, санитарные и очиститель­ные станции, дебаркадеры, перегружатели, плавучие краны, топливозаправочные стан­ции), специального назначения (ледоколы, паромы, плавучие магазины, по­жарные, разъездные).

К другим признакам классификации отно­сятся: район плавания, средства движения, тип главного двигателя, принцип движения по во­де, тип движителя, материал корпуса, архитек­турно-конструктивный тип, число гребных ва­лов, продолжительность рейса и санитарный режим, способ загрузки и разгрузки.

Одной из важнейших составляющих морской транспортной системы являются морские порты.

Морские порты подразделяются:

- морской торговый порт;

- морской рыбный порт;

- морской специализированный порт.

Под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположен­ных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслу­живания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажи­ров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.

Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществле­ния основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромысло­вого флота.

Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (ле­са, нефти и других).

К морским специализированным портам относятся также порты, предназначен­ные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

Современный порт - это крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих спокойную стоянку судов, быструю и удобную передачу грузов и пассажиров с сухопутного или внутреннего водного транспорта на морские су­да или с морских судов на другие виды транспорта, хранение, подготовку и комплекта­цию грузов, а также обслуживание находящихся в порту судов всем необходимым.

В морском порту осуществляется обслуживание судов (агентское, сюрвейерское, шипчандлерское, техническое и навигационное; снабжение топливом, водолазное об­следование и водолазные работы, проводка судов лоцманами и службами управления движением судов, швартовые операции, сбор и очистка судовых льяльных и нефтесодержащих вод), а также транспортно-экспедиционное обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы и складские операции, перевозка и обслуживание пассажиров, пере­возки грузов и буксировка судов, переработка рыбной продукции, межрейсовый, меж­путинный отстой судов рыбопромыслового флота, ремонт судов и иные виды деятель­ности, связанные с торговым мореплаванием.

Порт в переводе с латыни (portus) означает «вход, ворота». И следует отметить, что на сегодняшний день прохождение грузов через морские ворота страны приносит значительные средства в национальный бюджет. Порты являются одним из самых важных транспортных инфраструктурных элементов логистической системы страны. При этом условия функционирования морских портов характеризуются ужесточением конкуренции, быстрым изменением конъюнктуры, повышением степени неопределенности рынка. Именно поэтому так важно в организации работы отдельных портов и всей портовой системы страны использовать современные подходы ведения бизнеса и передовые достижения научно-технического прогресса – экономики, управления, технологии перевозок, хранения грузов, информационных технологий [1].

Наши рекомендации