Анализ состояния рынка пассажирских авиаперевозок.
Основная деятельность воздушного транспорта – это перевозка пассажиров. В 2004 году мировой воздушный транспорт перевез 1887 млн.пассажиров. Объем пассажирских перевозок каждой страны зависит от ее экономического состояния, поэтому вполне естественно, что ведущими странами мира по объему пассажирских авиаперевозок являются страны, имеющие и максимальные экономические показатели своего развития: США, Великобритания, Германия, Япония, Китай.
При покупке авиабилета каждый пассажир заключает договор воздушной перевозки. По этому договору авиационное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение багажа. Пассажир обязан уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы — и за провоз этого багажа.
Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).
Перевозочными документами являются:
— при перевозке пассажира — билет;
— при перевозке вещей пассажира в качестве багажа — багажная квитанция.
При покупке авиабилета пассажир может выбрать для себя разный уровень обслуживания. В любой авиакомпании мира существует три класса: первый (на билете обозначается буквой F), бизнес-класс (С) и экономический (Y). Первый класс — самый дорогой, экономический — самый дешевый. Главное отличие классов — в комфортности кресла, в качестве питания, в количестве бесплатно провозимого багажа и в качестве обслуживания в аэропорту. Если в эконом классе кресла узкие, расположенные близко друг от друга, то в бизнес и первом классах они значительно удобнее и расстояние между ними больше.
Питание в более дорогих классах тоже отличается: оно обильнее, чаще предлагаются блюда на выбор, столовые приборы не одноразовые пластмассовые, а привычные металлические. В первом и бизнес классах неограниченный выбор спиртных напитков. Некоторые авиакомпании делают в самолете открытый бар — пассажир может в любое время подойти и налить себе любой напиток изимеющихся.
Во многих авиакомпаниях в первом и бизнес классе сейчас устанавливаются кресла, которые раскладываются в кровать, что немаловажно для дальнего перелета.
Обычно в аэропортах регистрация пассажиров первого и бизнес класса ведется отдельно от остальных — заплатившие больше не должны стоять в очередях. В некоторых аэропортах для пассажиров первого класса оборудованы специальные залы ожидания, где можно в комфортной обстановке дождаться рейса и даже бесплатно выпить аперитив.
Основное преимущество новинки в том, что такой "умный" билет невозможно забыть дома или потерять, за ним не нужно ездить в агентство. Благодаря электронной системе регистрации можно получить заказанный билет прямо у специальной стойки авиакомпании в аэропорту. Кроме прочего, можно заказать электронный билет в последнюю минуту, в день полета и даже поменять время вылета, сэкономив время на переговоры с агентством. При внесении изменений не нужно выписывать новый билет, а единственный документ, который должен взять с собой пассажир в аэропорт, - это заграничный паспорт.
В аэропорте пассажиру предстоит пройти целый комплекс административно-таможенных формальностей. Типовая технологическая схема обслуживания вылетающих пассажиров и их багажа включает в себя следующие операции:
— регистрация билетов и оформление багажа;
— таможенный досмотр;
— санитарно-карантинный контроль;
— паспортный контроль;
— специальный контроль пассажиров и багажа (контроль безопасности);
— посадка в самолет.
И первой процедурой, как правило, становиться регистрация пассажира и его багажа на рейс. Перед вылетом пассажир должен прибыть в аэропорт, аэровокзал или другой объявленный перевозчиком пункт отправления не позднее времени, установленного для регистрации билета и оформления багажа. Обычно время указывается в билете; в международных аэропортах оно составляет 1 час до вылета, на внутренних рейсах — 30 минут до вылета.
Из-за неявки пассажира к вылету отправление воздушного судна не задерживается. Перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за убытки, связанные с несвоевременным прибытием пассажира для регистрации, за исключением случаев, когда опоздание пассажира связано с задержкой другого рейса той же авиакомпании.
Во многих аэропортах мира в основном применяется основной способ регистрации, когда пассажиры заранее приезжают в аэропорт, чтобы лично у стойки авиакомпании предъявить документы и багаж на регистрацию. При регистрации в первую очередь проверяется действительность билета на данный рейс.