Классификация воздушных перевозок по организации и по направлению перевозок.
Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров, багажа и грузов, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату.
Внутренняя воздушная перевозкаэто перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.
Международная воздушная перевозкаэто перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Регулирование перевозоквоздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством, если перевозка носит международный характер или с национальным законодательством, если перевозка носит внутренний характер.
Договор воздушной перевозки
Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения договора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.
Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу (ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок.
Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочными документами, которые выдаются перевозчиком либо его агентами. К перевозочным документам относятся:
пассажирский билет (Passenger Ticket) при перевозке пассажира. Он представляет собой документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа и включающий багажную квитанцию;
багажная квитанция (Baggage Check) часть билета, на которой обозначено число мест и масса сданного багажа и которая выдается перевозчиком как расписка за багаж, сданный пассажиром;
ордер разных сборов МСО (Miscellaneous Charges Order) применяется для оформления:
· EXCESS BAGGAGE – предварительная оплата за сверхнормативный багаж;
· REBOOKING CHARGE – сбор за изменение бронирования;
· REROUTING CHARGE – сбор за изменение маршрута;
· CHARGE FOR NO SHOW – сбор за неявку на рейс;
· CHARGE FOR REFUND – оплата убытков Перевозчика при возврате билета;
· DUPLICATE ISSUANCE CHARGE – сбор за оформление дубликата;
· DOWN GRADING – понижение в классе обслуживания,
· FURTHER TRANSPORATION – для последующей перевозки;
· FOR REFUND ONLY – списание суммы неиспользованной перевозки для последующего возврата по месту приобретения;
а также других услуг, установленных Перевозчиком и указанных в Технологиях и Инструкциях Перевозчика;
квитанция платного багажа (Excess Baggage Ticket) документ, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, провоз которых подлежит обязательной оплате, а также оплату сборов за объявленную ценность багажа;
авиагрузовая накладная (Air Waybill) документ, подтверждающий контракт между грузоотправителем и перевозчиком на перевозку груза по маршрутам перевозчика. Она оформляется грузоотправителем или его доверенным лицом.
Выполнение условий договора на перевозку является обязательным независимо от того, регулярная это перевозка или чартерная. Заключение договора на перевозку пассажира подразумевает следующие правила:
1. Время отправления, указанное в расписании и билете, не является обязательным условием договора и перевозчиком не гарантируется. В целях обеспечения безопасности полета рейс может быть отменен, перенесен или задержан. Причиной этих изменений могут служить плохие условия погоды в аэропортах вылета, прилета или остановочных пунктах, стихийные бедствия, нарушение состояния взлетно-посадочной полосы и т. п.
2. Перевозчик оставляет за собой право произвести замену воздушного судна, изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в расписании и билете. Это право перевозчика также обосновано обеспечением безопасности пассажиров в случае поломки воздушного судна или возникновения форс-мажорных ситуаций по маршруту следования.
3. В любом из перечисленных выше случаев перевозчик, принимая во внимание законные интересы пассажиров, обязан:
- предупредить их об изменении расписания;
- выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом другого перевозчика;
- организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить их гостиницей в установленном порядке. Если обстоятельства таковы, что пассажир вынужден отказаться от перевозки вследствие изменения расписания, то перевозчик обязан вернуть ему денежную сумму за несостоявшуюся перевозку.
4. Перевозчик имеет право отказать в перевозке пассажиру, если его документы неправильно оформлены или представлены не в полном объеме. При этом следует иметь в виду, что наличие, достоверность и правильность оформления документов, выданных государственными органами, зависят только от компетентности этих органов и самого гражданина, в связи с чем все претензии, предъявляемые зачастую в таких ситуациях к перевозчику пассажиром, являются необоснованными. Перевозчик не несет никакой ответственности за оформление таких документов.
5. Пассажир имеет право прервать путешествие и сделать остановку в любом промежуточном аэропорту, если в нем предусмотрена посадка.
Такая остановка называется «Stopover». Пробыв в пункте посадки необходимое ему время, путешественник может продолжить перевозку по данному маршруту. При этом он может сразу забронировать место на аналогичном рейсе или запросить подтверждение места на данном рейсе на желаемую дату.
Остановка «Stopover» возможна, если:
- она разрешена государственными органами той страны, где предполагается это сделать;
- пассажир заранее заявил перевозчику о своем желании воспользоваться этим правом;
- она сделана в пределах срока действия билета;
- она учтена при расчете тарифа и оформлена в билете.
Если при покупке билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, а решил воспользоваться этим правом в процессе перелета, то он может продолжить полет после возмещения перевозчику разницы в тарифе, а также потерь в случае задержки рейса, связанного со снятием с самолета его багажа, который был оформлен до конечного пункта.
Вынужденная остановка, обусловленная болезнью пассажира или члена его семьи, следующего с ним на данном рейсе, является исключением и не требует возмещений.
Следует иметь в виду, что право на «Stopover» распространяется в основном на перевозки, оформленные по нормальным тарифам. Если турист имеет билет, оформленный по специальному тарифу, то остановки в пути делаются с учетом ограничений или вообще запрещаются в соответствии с правилами применения данного тарифа.
Пассажир обязан соблюдать все законы, постановления, правила и предписания компетентных органов государства, в которое или через территорию которого осуществляется его перевозка. Это относится к выполнению требований спецконтроля, таможенных, паспортных, визовых, санитарных и других формальностей, а также правил и инструкций перевозчика.
Если государственные органы страны обязывают перевозчика возвратить пассажира в пункт отправления или какой-либо другой пункт в связи с тем, что ему было отказано во въезде в страну назначения, трансфера или транзита, то пассажир или организация, которая его оформляла, обязаны возместить перевозчику все расходы, возникшие в связи с этой перевозкой.
Пассажир воздушного судна имеет право:
- проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
- бесплатного провоза багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажире) в пределах установленной нормы в зависимости от типа воздушного судна;
-бесплатного (при международных воздушных перевозках в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
- бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнаты матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и(или) в полете. При этом порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.
Договор на перевозку может быть расторгнут по инициативе перевозчика или пассажира.
Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случаях:
- нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки; при международных воздушных перевозках также правилами вылета, назначения или транзита, определенными соответствующими органами государства;
- отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые федеральными авиационными правилами;
- состояния здоровья пассажира воздушного судна, которое требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
- отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, масса которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
- отказа пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка старше 2 лет;
- нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна;
- наличия в личных вещах пассажира, а также в его багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
Если прекращается действие договора о воздушной перевозке по инициативе перевозчика, то пассажиру возвращается сумма, уплаченная за перевозку (за исключением случая, касающегося нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна).
Пассажир имеет право сам отказаться от перевозки в аэропорту или по пути следования. При этом он может получить от перевозчика обратно плату за перевозку или за неиспользованную ее часть в размере, предусмотренном правилами применения тарифов.
Отказ пассажира от перевозки может носить вынужденный или добровольный характер.
Вынужденныйотказэто отказ, обусловленный следующими обстоятельствами:
- отмена или задержка рейса, указанного в билете;
- невозможность предоставить место на рейсе или класс обслуживания, указанные в билете, ввиду ошибки при бронировании;
- невозможность выполнить посадку в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций;
- замена типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;
- болезнь самого пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи;
- неправильное оформление перевозчиком проездных документов;
- невозможность отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.
При вынужденном изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки (вынужденный отказ) перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. При этом, если перевозка не была выполнена ни на одном участке, то возвращается вся уплаченная сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.
Добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки (Добровольный отказ) обусловлены личными причинами пассажира. При этом перевозчик вправе удержать из возвращаемых денежных средств все причитающиеся ему суммы с учетом условий применения тарифа, по которому оформлена перевозка.
Денежные суммы возвращаются перевозчиком или его агентом в местах приобретения билетов по представлению полетных купонов или маршрут квитанции, в той валюте и форме оплаты, по которой производилось оформление перевозки. При этом возмещение производится тому лицу, чье имя указано в билете, или лицу, которое оплачивало билет и предоставило на то доказательства.
Авиабилет
Пассажирский билет - это документ, являющийся договором о воздушной перевозке между пассажиром и перевозчиком. Он дает право на перевозку пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения по маршруту и классу обслуживания, указанным в билете.
Билет является перевозочным документом, в котором определены условия и правила перевозки пассажира и его багажа, а также является платежным документом строгой отчетности, обеспечивающим оплату авиакомпании расходов за воздушную перевозку.
Билет является именным документом и оформляется для каждого пассажира отдельно и не может быть передан другому лицу. Он может быть использован только тем лицом, чья фамилия в нем указана.
Авиабилеты на воздушные перевозки продаются только по предъявлению клиентом документа, удостоверяющего его личность:
паспорт или документ его заменяющий;
военный билет (военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту);
свидетельство о рождении ребенка;
национальный паспорт (для иностранцев);
удостоверение для лиц без гражданства;
удостоверение для политэмигрантов;
удостоверение с видом на жительство.
При продаже перевозок используются два вида билетов: собственные бланки билетов авиакомпании и нейтральные бланки билетов их чаще называют стандартные перевозочные документы (СПД).
СПД выпускаются различными системами взаиморасчетов и используются для продажи перевозок всех авиакомпаний, членов данной системы взаиморасчетов (ТКП, BSP IATA, ARC ATA).
В международной практике использовались билеты следующих форматов, определенные Руководством IATA по оформлению билетов:
-билет ручного оформления( Manual Issued Ticket) авиакомпания, BSP;
-билет переходный автоматизированного оформления авиакомпании формата (Transitional Automated Ticket ТАТ);
-билет переходный автоматизированного оформления BSP формата ОРТАТ;
- билет автоматизированного оформления формата АТВ Automated Ticket/Boarding Pass) (АТВ 1, АТВ 2) авиакомпания, BSP;
-электронный билет (Electronic Ticket ЕТ).
Билет (кроме билета автоматизированного оформления формата АТВ и электронный билета) состоит из обложки, на которой представлены логотипы авиакомпании или IATA (АТА, ТКП), текстовой части, в которой представлены: "Важная информация для пассажира", "Условия договора воздушной перевозки", "Правила перевозки пассажиров и багажа" и части, непосредственно определяющей перевозку и представленной специальными купонами: контрольным, купоном для агента, полетными купонами и купоном для пассажира.
Контрольный купон (зеленого цвета) отрывают при выдаче билета в агентстве продажи билетов и прилагают к отчету о проданных билетах вместе с неиспользованными купонами.
Купон для агента (розового цвета) отрывают при выдаче билета в агентстве продажи билетов и хранят в архиве агентства.
Полетный купон (желтого или бежевого цвета) на конкретный участок маршрута отрывают при регистрации в аэропорту отправления.
Билеты могут содержать 1, 2 или 4 полетных купона.
Пассажирский купон (белого цвета) является документом, подтверждающим заключение договора на воздушную перевозку, а также документом, необходимым при подаче претензии перевозчику.
В РФ форма Пассажирский билет и багажная квитанция покупонного автоматизированного введена приказ Минтранса РФ от 29 января 2008 г. N 15 "Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации"
Указанный перевозочный документ состоит из контрольного купона, купона для платежной карты, полетного купона (в зависимости от количества рейсов число полетных купонов может составлять от 1 до 4), агентского купона, купона сборов и пассажирского купона. Наличие полетного и пассажирского купонов является обязательным.
Названные купоны должны содержать:
сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами);
наименование и (или) код перевозчика;
номер и дата отправления рейса;
наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
тариф и его эквивалент (если применяется);
итоговая стоимость перевозки;
форма оплаты;
сборы (если применяются);
код класса и статуса бронирования;
дата оформления;
наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
норма бесплатного провоза багажа;
информация о зарегистрированном и незарегистрированном багаже (вес, количество мест);
уникальный серийный номер.
Допускается указывать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа.
В приказе приведены рекомендуемые образцы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления.
Авиабилет выдается только после оплаты перевозки по установленному тарифу. Выдача билета по безналичному расчету, бесплатно или со скидкой производится только после выполнения всех требований, установленных соответствующими правилами и документами перевозчика.
В последнее время благодаря интенсивному проникновению новых технологий в различные сферы общественной жизни, в том числе и в сферу транспортного обслуживания, возникла новая форма билетов – электронный билет.
Технология электронных билетов появилась в 1996 году в США. Сейчас она широко распространена в большинстве стран мира. Начиная с 2008 года, все члены Международной Ассоциации Воздушного Транспорта обязаны использовать такие билеты. Сегодня это самая популярная и самая удобная для пассажиров форма приобретения билета. Ею пользуются все ведущие авиакомпании мира
В РФ электронный билет признан законным документом перевозки, и пассажиры могут пользоваться его преимуществами наравне с миллионами пассажиров в других странах (Приказ Минтранса РФ от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" (с изменениями от 18 мая 2010 г.))
E-ticket или электронный билет – это современная технология, где на смену бумажному авиабилету пришла его электронная версия. Бронирование на рейс осуществляется стандартным образом, но информация о маршруте печатается не на бумажном бланке, а хранится в электронном виде в специальной базе данных.
Электронный билет, равно как и обычный авиабилет, является договором воздушной перевозки, заключенным между пассажиром и авиакомпанией.
Электронный билет предлагается на маршрутах, где обеспечивается возможность его приобретения. Бумажный авиабилет может быть выписан на маршруте, где применяется электронный билет, но при этом за услугу оформления бумажного билета может быть установлен дополнительный сбор.
Содержание электронного билета:
маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной системы бронирования воздушных перевозок);
электронный полетный купон;
электронный контрольный купон;
электронный агентский купон.
Купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа:
сведения о пассажире;
для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность;
для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами;
наименование и (или) код перевозчика;
номер рейса;
дату отправления рейса;
время отправления рейса;
наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
тариф;
эквивалент тарифа (если применяется);
итоговую стоимость перевозки;
форму оплаты;
сборы (если применяются);
наименование и (или) код класса бронирования;
код статуса бронирования;
дату оформления;
наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
уникальный номер электронного билета.
Маршрут/квитанция оформляется и выдается или направляется в электронном виде пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция является документом строгой отчетности.
Маршрут/квитанция и электронные купоны могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа (рис.3-4).
Уникальный номер электронного билета перевозчика содержит международный трехцифровой расчетный код перевозчика (Аэрофлот-555) и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер. В случае отсутствия у перевозчика трехцифрового расчетного кода перевозчика (Аэрофлот-555) при внутренних перевозках, а также при международных перевозках чартерными рейсами трехцифровой расчетный код перевозчика заменяется двухсимвольным кодом перевозчика(Аэрофлот-SU).
Электронный полетный купон электронного билета отражает следующие статусы:
открыт для использования;
аэропортовый контроль;
прошел регистрацию;
обмен/переоформление;
использован для перевозки/использован;
перевозка не по расписанию;
посадка на борт пассажира произведена;
только для информации;
распечатан;
произведен возврат;
приостановлен;
недоступен для использования;
аннулирован;
обмен при распечатке;
закрыт.
Статус электронного полетного купона может отражать другую дополнительную информацию о его состоянии и применении.
Для регистрации с электронным билетом в аэропорту при себе необходимо иметь паспорт (для детей - свидетельство о рождении).
Самый удобный способ приобретения электронного билета – это покупка его на сайте. Электронный билет формируется сразу после завершения
Рис. 3. Маршрут квитанция - 1
Рис. 4. Маршрут – квитанция – 2.
бронирования и оплаты. В качестве подтверждения пассажир получаете на свой электронный адрес маршрутную квитанцию.
Приобретение электронного билета в офисах продажи также возможно - сотрудники распечатают маршрутную квитанцию.
Оплатить электронный билет можно любым способом: банковской картой, наличными или по безналичному расчету.
Рекомендуется иметь маршрутную квитанцию в аэропорту, хотя это не является необходимым для прохождения регистрации. На регистрации должен обязательно быть предъявлен тот документ, который был указан при бронировании.
Однако авиаперевозчики рекомендуют иметь маршрутную квитанцию при себе на протяжении всего путешествия. Это особенно важно в тех случаях, когда пассажир вылетает за границу. По прибытии в иностранное государство пассажиры должны иметь возможность пройти все процедуры службы безопасности и иммиграционной службы, которые могут потребовать подтверждения дальнейшего маршрута или обратного вылета из страны.
В итоге электронный билет имеет следующие преимущества:
· забронировать и приобрести его можно он-лайн в любое время – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году;
· оплатить можно кредитной картой он-лайн, либо в офисе продаж;
· можно получить и самим распечатать маршрутную квитанцию со всей необходимой информацией о полете;
· E-ticket храниться в электронном виде, поэтому его нельзя забыть или потерять;
· можно планировать свое путешествие самим, выбирая направление полета и удобное время;
· не обязательно приезжать за авиабилетом в офис для его получения или ожидать приезда курьера;
· экономия времени на покупку и регистрацию;
· можно купить электронный билет для родных и близких, находящихся в другом городе или стране.