Лекция 10 – «Анализ дорожно-транспортных происшествий»
План лекции
1. Дорожно-транспортные происшествия
2. Учет ДТП. Методы анализа ДТП
3. Способы выявления очагов аварийности на УДС
4. Анализ конфликтных точек
5. Исследование конфликтных ситуаций
Изучение материалов дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на то, что каждое конкретное ДТП представляет собой случайное явление, статистический анализ большого объема информации позволяет находить общие закономерности их возникновения. Можно назвать три характерных направления изучения материалов учета ДТП, которые необходимы для целей организации дорожного движения:
1) оценка состояния аварийности (уровня аварийности) на определенной административной территории или в транспортной системе и выявление тенденций в ее изменениях в связи с проводимыми мероприятиями по организации движения;
2) выявление причин и факторов, обусловливающих возникновение ДТП и разработку мероприятий для их устранения;
3) выделение мест и участков дорог с наибольшей концентрацией ДТП (“очагов” аварийности).
Соответственно названным трем направлениям анализа можно условно подразделить и его методы. К ним относят: количественный, качественный и топографический анализ.
Для анализа и сравнения данных ДТП классифицируют по различным признакам: по тяжести последствий, виду (“механизму”), месту возникновения и т.д. По тяжести последствий ДТП делят на три группы: со смертельным исходом, с ранением людей и только с материальным ущербом.
Можно выделить основные группы причин и факторов, вызывающих ДТП, определяющие необходимые направления соответствующей профилактической деятельности: нарушение правил дорожного движения водителями; недостаточная квалификация водителей; недисциплинированность и незнание правил движения пешеходами; недостатки в конструкции и техническая неисправность транспортных средств; неудовлетворительное состояние дорожных условий и недостатки организации движения.
Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.
Коэффициент тяжести ДТП К, может быть определен как отношение числа погибших людей ny числу раненых nр за определенный календарный срок: Кт= =ny/nр. Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1/5 до 1/40. Следует, однако, учитывать, что на величину Кт, оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.
Качественный анализ материалов ДТП имеет целью выявить причинные факторы и установить степень влияния каждого из них на ДТП. При этом исследовании обычно в первую очередь выявляют характеристики причин и сопутствующих факторов по составляющим элементам системы АВД. Для выявления очагов ДТП необходим так называемый топографический анализ, который заключается в привязке мест совершения происшествий к карте или схеме изучаемой территории. Практические формы и методы такого анализа могут быть весьма различными и определяются масштабами территории, непосредственными задачами и возможностями исполнителей. Наибольшее распространение получили три вида топографического анализа ДТП: карта, линейный график, масштабная схема (ситуационный план).
Карта ДТП представляет собой карту местности (города, области, района), в соответствующих точках которой по мере регистрации наносят условное обозначение каждого ДТП. Обозначения можно наносить постоянными знаками (графическими символами) или съемными (например, флажками на булавках или булавками с цветными головками). Обычно наносимую информацию подразделяют по тяжести, а в отдельных случаях и по видам ДТП.
Дальнейшим развитием карты ДТП является линейный график, который составляют для отдельной магистрали города или участка автомобильной дороги. Понятно, что при этом масштаб может быть более крупным, а привязка ДТП более точной.
При составлении линейного графика для дороги с двусторонним движением возможно разнесение отметок ДТП в обе стороны от него, что отражает соответственно встречные направления потоков по правой и левой стороне дороги. Однако в связи с тем, что ряд ДТП происходит на осевой линии или с выездом следствий. Обозначение ДТП может быть дополнено датой и временем суток, наносимыми непосредственно над стрелками, показывающими путь автомобиля, а также номером учетной карточки или записи в журнале. Это позволяет при анализе схем быстро найти необходимые дополнительные данные.
Линейные графики и масштабные схемы являются необходимыми материалами при натурных обследованиях дорог, а также при разработке решений по совершенствованию организации движения. Очень наглядным для выявления эффективности проводимых мероприятий является сравнение масштабных схем ДТП по объекту исследования до и после проведения мероприятий по совершенствованию организации движения.
Потери от происшествий можно разделить на прямые и косвенные. К прямым потерям следует отнести ущерб в результате уничтожения или повреждения материальных ценностей при ДТП, а также непосредственные затраты, необходимые для ликвидации всех последствий ДТП. Под косвенным следует понимать потери в результате временного или полного выбытия из сферы трудовой' деятельности трудоспособных членов общества, т. е. условную потерю части национального дохода.
Прямые потери от ДТП обусловливаются следующими основными составляющими: стоимостью транспортных средств, полностью пришедших в негодность и подлежащих списанию; стоимостью уничтоженных и пришедших в негодность грузов; стоимостью поломанных технических средств регулирования движения и обустройства дорог; затратами на транспортировку и восстановление поврежденных транспортных средств; затратами на ремонт дорожных сооружений и элементов обустройства; затратами медицинских учреждений на оказание помощи и лечение пострадавших людей; размерами сумм, выплачиваемых пострадавшим в период нетрудоспособности; размерами пособий и пенсий, выплачиваемых лицам, получившим инвалидность, а также семьям, потерявшим кормильца.
Приведенный перечень основных составляющих затрат не является исчерпывающим. Значительные расходы связаны с деятельностью следственных и судебных органов, ведущих разбор уголовной и гражданской ответственности по делам о ДТП и т. п. Однако определение фактического значения этих потерь и выделение их из общей массы затрат в данной сфере представляет еще большие трудности, чем перечисленные выше основные потери, по которым уже имеются некоторые обобщенные данные.
Контрольные вопросы
1. Что выявляет количественный анализ ДТП
2. Что выявляет качественный анализ ДТП
3. Что выявляет топографический анализ ДТП