Обслуживания по неисправностям и способам восстановления

Основные системы (агрегаты) оборудования, их неисправности Способы восстановления оборудования
Специализированные рабочие органы Износ или разрежение (выдергивание) щетин (волокон) щеток моечных установок Разработка сопел или повреждение раздаточных пистолетов (водяных, воздушных, моечных и др.)   Рабочие, спорно-воспринимающие, захватные системы и органы Износ поверхностей роликов, площадок стендов и др.   Повреждение зажимов, захватов, подхватов, резьбовых соединений, рычажных систем щеток моечных установок и др.   Силовые и передаточные устройства Рычажные и другие механизмы: износ и ослабление крепления деталей, их де­формация и др.   Пневматические и гидравлические системы: нарушение герметичности соединений, износ ци­линдров, поршней, штоков, повреждения гидро­насоса и др.     Цепные и ременные передачи: ослабление и износ ремней, цепей, шкивов, звез­дочек и т.д.   Приводные устройства Электродвигатели: перегорание обмоток электродвигателя, износ коллекторов, щеток, повреждение других деталей   Редукторы: износ или поломка шестерен, червяка, подшип­ников     повреждение корпуса       Замена негодных щеток новыми     Замена негодных пистолетов новыми     Замена негодных роликов (площадок) новы­ми. Наварка и последующая расточка роли­ков   Изготовление отдельных деталей, элементов и др.   Регулировка, подтягивание сопряженных деталей, узлов. Изготовление новых деталей, узлов, правка деформированных деталей и др.   Подтягивание соединительных элементов, замена уплотнительных деталей, расточка, протяжка цилиндров, изготовление поршней, их колец, замена гидронасоса и т.д.     Регулировка натяжения ремней, цепей, изго­товление новых шкивов, звездочек и других деталей   Перематывание катушек или замена электро­двигателей новыми, проточка коллектора, замена щеток, их пружин и т.д.     Регулировка подшипников, зазоров между зубьями шестерен, изготовление шестерен,червяка Замена редуктора в сборе  

Продолжение табл. 9.2.

Основные системы (агрегаты) оборудования, их неисправности Способы восстановления оборудования
Система измерения и сигнализации Увеличение погрешности показаний .контроль­ных приборов и устройства или выход их из строя, отказ датчиков, повреждение цифровых индикаторов, потенциометров, средств регистра­ции результатов измерения, элементов электрон­ных систем, перегорание сигнальных и стробо­скопических лампочек, изменение зазоров между контактами и др.     Системы управления и автоматизации оборудования Отказ блоков программных устройств, элементов автоматизации процессов работы оборудования, пусковых устройств и др.       Проверка, регулировка, настройка, юстиров­ка контрольных устройств, замена их новы­ми. Пайка элементов систем измерения па­раметров и регистрации результатов контро­ля. Замена датчиков, диодов, резисторов, лампочек, конденсаторов, электронных бло­ков, других элементов. Замена проекторов, зеркальных отражателей, самописцев и дру­гих узлов     Проверка состояния электрических цепей управления, автоматических устройств от­ключения оборудования (концевых выклю­чателей и т.п.). Регулировка, элементов сис­темы управления оборудования, замена не­годных элементов на новые,  


9.2. Методы организации и планирование работ по ТО и ТР технологического оборудования

Техническое обслуживание и ремонт оборудования могут быть организованы раз­
реши образом в зависимости от ряда факторов: состава и числа разноименных образ­цов парка оборудования АТП; сложности работ ТО и ТР оборудования; снабжения АТП запасными частями, узлами, агрегатами сложного оборудования; наличия на АТП квалифицированных специалистов для ТО и ТР сложного оборудования; уровня производ­ственно-технической базы АТП и т.д.

Основные формы организации ТО и ТР технологического оборудования следую­щие:

- нецентрализованный способ, при котором ТО и ремонт оборудования осуществляются на АТП силами его персонала;

- централизованный способ, при котором обслуживание и ремонт оборудования АТП производят на головном предприятии или на специализированных, самостоятельно действующих пунктах по ТО и ТР оборудования;

- комбинированный способ; при котором одна часть ТО и ТРоборудованиявыполняется силами АТП, другая - на пунктах головного автотранспортного управления.

Организация ТО и ТР технологического оборудования нецентрализованным спосо­бом является в настоящее время самой распространенной формой организации работ.

Структура организации зависит от мощности АТП и состава парка оборудования. На небольших АТП обслуживание и ремонт оборудования производится силами самих рабочих и специалиста по оборудованию. Специалист по оборудованию подчиняется главному инженеру АТП и на него возлагается ответственность за своевременность и ка­чество выполнения работ по ТО и ТР.

На крупных АТП (более 100 автомобилей) организация ТО и ремонта оборудова­ния предусматривает бригаду специалистов по оборудованию, работающих на специаль­но отведенных для них местах или участках. Бригада оснащена комплектом инструмен­тов, станков и приспособлений и подчиняется отделу главного механика АТП. При не­обходимости для изготовления запасных частей по указанию главного механика могут привлекаться рабочие основных участков производства (электротехнического, слесарно-механического, сварочного и др.).

Нецентрализованный способ организации ТО и ТР технологического оборудова­ния, также как и другие формы организации, обладает достоинствами и недостатками, которые могут иметь решающее значение при выборе формы организации в конкретных условиях АТП.

К достоинствам нецентрализованного способа ТО и ТР можно отнести возмож­ность лучшего контроля за сроками и качеством выполнения работ; независимость вы­полнения работ от других организаций; возможность осуществления всех работ в одном месте и под единым руководством; повышение ответственности исполнителей за свое­временность и качество выполнения работ.

Недостатками этого способа являются отсутствие необходимых комплексов произ­водственно-технических средств для выполнения сложных и точных работ по ТО и ТРоборудования; отсутствие специалистов высокой квалификации; высокая стоимость вы­полнения работ; повышенная вероятность выхода из строя дорогостоящего и сложного оборудования.

Организация ТО и ТР технологического оборудования централизованным способом может быть осуществлена на заводах ГАРО и пунктах по ремонту оборудования.

Централизация ТО и ТР целесообразна для организации ремонта и выполнения специальных работ по обслуживанию наиболее сложных, дорогих стендов и устройств, изготовления их деталей и агрегатов, т.е. по относительно небольшому перечню обору­дования.

Этот перечень не может быть одинаковым для всех централизованных пунктов и
должен для каждого из них устанавливаться индивидуально с учетом технической воо­руженности автопредприятия, удаленности его от пункта, сложности и стоимости работ, снабжения запасными частями, возможностью демонтажа и транспортировки оборудо­вания.

Пункты по ремонту оборудования чаще всего организовывают при крупных АТП в специально выделенных и приспособленных помещениях. Профиль и объем работ, вы­полняемых в пунктах по разным видам работ и типам оборудования, различен. Однако при узкой специализации пункты нерентабельны из-за малой их загрузки.

Каждый пункт должен иметь передвижную мастерскую, смонтированную на авто­мобиле, для ремонта и обслуживания оборудования на АТП. Выезд передвижной мас­терской сопровождают специалисты, которые способны выполнить заданную работу на данном АТП.

Состав бригад-пункта и специализация рабочих в них, размеры, число участков и их оснащение в каждом случае устанавливаются индивидуально по объему и содержа­нию планируемых работ, размеру и составу обслуживаемого парка оборудования, имею­щегося на прикрепленных АТП.

Достоинством централизованного способа ТО и ТР являются недостатки нецентра­лизованного способа. Кроме того, при централизованном способе сокращается время простоя сложного и дорогостоящего оборудования в ТО ж ТР; сокращается парк специ­альных станков и устройств на АТП для ТО и ТР оборудования; сокращается потребность АТП в высококвалифицированных специалистах по обслуживанию и ремонту об­разцов оборудования; увеличивается время использования и эффективность специализи­рованных установок, устройств, необходимых дам выполнения сложных и точных работ ТО и ТР оборудования.

Недостатки централизованного способа ТО и ТР оборудования: необходимость транспортировки образцов оборудования от АТП до специализированного пункта; слож­ность административно-финансовой взаимосвязи между АТП и пунктом; необходимость четкого определения сроков проведения ТО и ТР оборудования, планирования объемов и стоимости работ; сложность обеспечения полной и ритмичной загрузки специализиро­ванных пунктов; ограниченность радиуса действия специализированных пунктов.

Комбинированный способ ТО и ТР технологического оборудования по существу не является самостоятельным и присутствует во всех вариантах централизованной формы обслуживания и ремонта образцов.

При комбинированном способе проведения ТО и ТР оборудования в зависимости от объемов и распределения работ между АТП и специализированными участками пере­численные преимущества и недостатки обоих основных способов будут варьироваться и иметь различные значимость и влияние.

При любом указанном способе на АТП будут производиться ежедневное обслужи­вание оборудования, смазочные, несложные регулировочные, ремонтные и другие рабо­ты. Они будут выполняться рабочими, использующими это оборудование.

Независимо от способа организации ТО и ТР технологического оборудования, на АТП должны быть составлены графики выполнения ТО и ТР образцов оборудования, определены примерные суммарные трудоемкости работ, необходимое число рабочих для их выполнения, назначены по каждому образцу оборудования лица, ответственные за его состояние, выделены постоянные места (участки) и штат специалистов по ТО и ТР обо­рудования, разработана учетно-отчетная документация по ТО и ТР парка оборудования, осуществлен ряд других необходимых мероприятий.

Выполнение работ по ТО и ТР оборудования осуществляется по годовым планам, разрабатываемым службой главного механика. Для этого на каждую единицу технологи­ческого оборудования составляется карта ТО, содержащая перечень обязательных работ, периодичность выполнения каждой из них, ее трудоемкость. В карте указывается испол­нитель. Годовой план составляется в виде графика, в котором отдельной строкой для ка­ждой единицы эксплуатируемого оборудования вносят данные о работах, подлежащих выполнению. На основании итогов графика каждого месяца подсчитывается суммарная трудоемкость, необходимая численность рабочих каждой специальности и составляются рабочие наряды.

Годовой план-график ТО должен учитывать также время простоя оборудования за счет внеплановых ТО и ТР. Время простоя планируется по фактическим данным за про­шедший год с учетом задания на планируемый год.

Время простоя менее 20 мин. за смену не учитывается и рассматривается как время отдыха ремонтного рабочего. Простои, связанные с выполнением непланового ТО, пре­вышающие 20 мин. за смену на образец оборудования, подлежат обязательному учету.Время простоя, связанное с неплановой работой по устранению отказа оборудования превышающее 1 ч, оформляется специальным актом.

Графики планово-предупредительного ремонта образцов технологического обору­дования составляются в двух экземплярах: один из них поступает на АТП, а другой хра­нится у главного механика автотранспортного управления. ,

Исходные данные для составления план-графика берутся из инвентаризационных ведомостей АТП, в которых указывается все необходимое о каждом образце технологи­ческого оборудования: модель, "возраст" в годах, дата последнего капитального ремонта, число отработанных часов после капитального ремонта, коэффициент сменности работы данного образца оборудования, его загрузка.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные принципы применения системы ТО и ТР технологического оборудо­вания для поддержания его в технически исправном состоянии?

2. Какие виды обслуживания и ремонтов включает в себя система ТО и ТР технологиче­ского оборудования?

3. Какова периодичность выполнения видов ТО и ТР технологического оборудования?

Какие существуют основные формы организации ТО и ТР технологического оборудо­вания в АТП?

Наши рекомендации