Обслуживания по неисправностям и способам восстановления
Основные системы (агрегаты) оборудования, их неисправности | Способы восстановления оборудования |
Специализированные рабочие органы Износ или разрежение (выдергивание) щетин (волокон) щеток моечных установок Разработка сопел или повреждение раздаточных пистолетов (водяных, воздушных, моечных и др.) Рабочие, спорно-воспринимающие, захватные системы и органы Износ поверхностей роликов, площадок стендов и др. Повреждение зажимов, захватов, подхватов, резьбовых соединений, рычажных систем щеток моечных установок и др. Силовые и передаточные устройства Рычажные и другие механизмы: износ и ослабление крепления деталей, их деформация и др. Пневматические и гидравлические системы: нарушение герметичности соединений, износ цилиндров, поршней, штоков, повреждения гидронасоса и др. Цепные и ременные передачи: ослабление и износ ремней, цепей, шкивов, звездочек и т.д. Приводные устройства Электродвигатели: перегорание обмоток электродвигателя, износ коллекторов, щеток, повреждение других деталей Редукторы: износ или поломка шестерен, червяка, подшипников повреждение корпуса | Замена негодных щеток новыми Замена негодных пистолетов новыми Замена негодных роликов (площадок) новыми. Наварка и последующая расточка роликов Изготовление отдельных деталей, элементов и др. Регулировка, подтягивание сопряженных деталей, узлов. Изготовление новых деталей, узлов, правка деформированных деталей и др. Подтягивание соединительных элементов, замена уплотнительных деталей, расточка, протяжка цилиндров, изготовление поршней, их колец, замена гидронасоса и т.д. Регулировка натяжения ремней, цепей, изготовление новых шкивов, звездочек и других деталей Перематывание катушек или замена электродвигателей новыми, проточка коллектора, замена щеток, их пружин и т.д. Регулировка подшипников, зазоров между зубьями шестерен, изготовление шестерен,червяка Замена редуктора в сборе |
Продолжение табл. 9.2.
Основные системы (агрегаты) оборудования, их неисправности | Способы восстановления оборудования |
Система измерения и сигнализации Увеличение погрешности показаний .контрольных приборов и устройства или выход их из строя, отказ датчиков, повреждение цифровых индикаторов, потенциометров, средств регистрации результатов измерения, элементов электронных систем, перегорание сигнальных и стробоскопических лампочек, изменение зазоров между контактами и др. Системы управления и автоматизации оборудования Отказ блоков программных устройств, элементов автоматизации процессов работы оборудования, пусковых устройств и др. | Проверка, регулировка, настройка, юстировка контрольных устройств, замена их новыми. Пайка элементов систем измерения параметров и регистрации результатов контроля. Замена датчиков, диодов, резисторов, лампочек, конденсаторов, электронных блоков, других элементов. Замена проекторов, зеркальных отражателей, самописцев и других узлов Проверка состояния электрических цепей управления, автоматических устройств отключения оборудования (концевых выключателей и т.п.). Регулировка, элементов системы управления оборудования, замена негодных элементов на новые, |
9.2. Методы организации и планирование работ по ТО и ТР технологического оборудования
Техническое обслуживание и ремонт оборудования могут быть организованы раз
реши образом в зависимости от ряда факторов: состава и числа разноименных образцов парка оборудования АТП; сложности работ ТО и ТР оборудования; снабжения АТП запасными частями, узлами, агрегатами сложного оборудования; наличия на АТП квалифицированных специалистов для ТО и ТР сложного оборудования; уровня производственно-технической базы АТП и т.д.
Основные формы организации ТО и ТР технологического оборудования следующие:
- нецентрализованный способ, при котором ТО и ремонт оборудования осуществляются на АТП силами его персонала;
- централизованный способ, при котором обслуживание и ремонт оборудования АТП производят на головном предприятии или на специализированных, самостоятельно действующих пунктах по ТО и ТР оборудования;
- комбинированный способ; при котором одна часть ТО и ТРоборудованиявыполняется силами АТП, другая - на пунктах головного автотранспортного управления.
Организация ТО и ТР технологического оборудования нецентрализованным способом является в настоящее время самой распространенной формой организации работ.
Структура организации зависит от мощности АТП и состава парка оборудования. На небольших АТП обслуживание и ремонт оборудования производится силами самих рабочих и специалиста по оборудованию. Специалист по оборудованию подчиняется главному инженеру АТП и на него возлагается ответственность за своевременность и качество выполнения работ по ТО и ТР.
На крупных АТП (более 100 автомобилей) организация ТО и ремонта оборудования предусматривает бригаду специалистов по оборудованию, работающих на специально отведенных для них местах или участках. Бригада оснащена комплектом инструментов, станков и приспособлений и подчиняется отделу главного механика АТП. При необходимости для изготовления запасных частей по указанию главного механика могут привлекаться рабочие основных участков производства (электротехнического, слесарно-механического, сварочного и др.).
Нецентрализованный способ организации ТО и ТР технологического оборудования, также как и другие формы организации, обладает достоинствами и недостатками, которые могут иметь решающее значение при выборе формы организации в конкретных условиях АТП.
К достоинствам нецентрализованного способа ТО и ТР можно отнести возможность лучшего контроля за сроками и качеством выполнения работ; независимость выполнения работ от других организаций; возможность осуществления всех работ в одном месте и под единым руководством; повышение ответственности исполнителей за своевременность и качество выполнения работ.
Недостатками этого способа являются отсутствие необходимых комплексов производственно-технических средств для выполнения сложных и точных работ по ТО и ТРоборудования; отсутствие специалистов высокой квалификации; высокая стоимость выполнения работ; повышенная вероятность выхода из строя дорогостоящего и сложного оборудования.
Организация ТО и ТР технологического оборудования централизованным способом может быть осуществлена на заводах ГАРО и пунктах по ремонту оборудования.
Централизация ТО и ТР целесообразна для организации ремонта и выполнения специальных работ по обслуживанию наиболее сложных, дорогих стендов и устройств, изготовления их деталей и агрегатов, т.е. по относительно небольшому перечню оборудования.
Этот перечень не может быть одинаковым для всех централизованных пунктов и
должен для каждого из них устанавливаться индивидуально с учетом технической вооруженности автопредприятия, удаленности его от пункта, сложности и стоимости работ, снабжения запасными частями, возможностью демонтажа и транспортировки оборудования.
Пункты по ремонту оборудования чаще всего организовывают при крупных АТП в специально выделенных и приспособленных помещениях. Профиль и объем работ, выполняемых в пунктах по разным видам работ и типам оборудования, различен. Однако при узкой специализации пункты нерентабельны из-за малой их загрузки.
Каждый пункт должен иметь передвижную мастерскую, смонтированную на автомобиле, для ремонта и обслуживания оборудования на АТП. Выезд передвижной мастерской сопровождают специалисты, которые способны выполнить заданную работу на данном АТП.
Состав бригад-пункта и специализация рабочих в них, размеры, число участков и их оснащение в каждом случае устанавливаются индивидуально по объему и содержанию планируемых работ, размеру и составу обслуживаемого парка оборудования, имеющегося на прикрепленных АТП.
Достоинством централизованного способа ТО и ТР являются недостатки нецентрализованного способа. Кроме того, при централизованном способе сокращается время простоя сложного и дорогостоящего оборудования в ТО ж ТР; сокращается парк специальных станков и устройств на АТП для ТО и ТР оборудования; сокращается потребность АТП в высококвалифицированных специалистах по обслуживанию и ремонту образцов оборудования; увеличивается время использования и эффективность специализированных установок, устройств, необходимых дам выполнения сложных и точных работ ТО и ТР оборудования.
Недостатки централизованного способа ТО и ТР оборудования: необходимость транспортировки образцов оборудования от АТП до специализированного пункта; сложность административно-финансовой взаимосвязи между АТП и пунктом; необходимость четкого определения сроков проведения ТО и ТР оборудования, планирования объемов и стоимости работ; сложность обеспечения полной и ритмичной загрузки специализированных пунктов; ограниченность радиуса действия специализированных пунктов.
Комбинированный способ ТО и ТР технологического оборудования по существу не является самостоятельным и присутствует во всех вариантах централизованной формы обслуживания и ремонта образцов.
При комбинированном способе проведения ТО и ТР оборудования в зависимости от объемов и распределения работ между АТП и специализированными участками перечисленные преимущества и недостатки обоих основных способов будут варьироваться и иметь различные значимость и влияние.
При любом указанном способе на АТП будут производиться ежедневное обслуживание оборудования, смазочные, несложные регулировочные, ремонтные и другие работы. Они будут выполняться рабочими, использующими это оборудование.
Независимо от способа организации ТО и ТР технологического оборудования, на АТП должны быть составлены графики выполнения ТО и ТР образцов оборудования, определены примерные суммарные трудоемкости работ, необходимое число рабочих для их выполнения, назначены по каждому образцу оборудования лица, ответственные за его состояние, выделены постоянные места (участки) и штат специалистов по ТО и ТР оборудования, разработана учетно-отчетная документация по ТО и ТР парка оборудования, осуществлен ряд других необходимых мероприятий.
Выполнение работ по ТО и ТР оборудования осуществляется по годовым планам, разрабатываемым службой главного механика. Для этого на каждую единицу технологического оборудования составляется карта ТО, содержащая перечень обязательных работ, периодичность выполнения каждой из них, ее трудоемкость. В карте указывается исполнитель. Годовой план составляется в виде графика, в котором отдельной строкой для каждой единицы эксплуатируемого оборудования вносят данные о работах, подлежащих выполнению. На основании итогов графика каждого месяца подсчитывается суммарная трудоемкость, необходимая численность рабочих каждой специальности и составляются рабочие наряды.
Годовой план-график ТО должен учитывать также время простоя оборудования за счет внеплановых ТО и ТР. Время простоя планируется по фактическим данным за прошедший год с учетом задания на планируемый год.
Время простоя менее 20 мин. за смену не учитывается и рассматривается как время отдыха ремонтного рабочего. Простои, связанные с выполнением непланового ТО, превышающие 20 мин. за смену на образец оборудования, подлежат обязательному учету.Время простоя, связанное с неплановой работой по устранению отказа оборудования превышающее 1 ч, оформляется специальным актом.
Графики планово-предупредительного ремонта образцов технологического оборудования составляются в двух экземплярах: один из них поступает на АТП, а другой хранится у главного механика автотранспортного управления. ,
Исходные данные для составления план-графика берутся из инвентаризационных ведомостей АТП, в которых указывается все необходимое о каждом образце технологического оборудования: модель, "возраст" в годах, дата последнего капитального ремонта, число отработанных часов после капитального ремонта, коэффициент сменности работы данного образца оборудования, его загрузка.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные принципы применения системы ТО и ТР технологического оборудования для поддержания его в технически исправном состоянии?
2. Какие виды обслуживания и ремонтов включает в себя система ТО и ТР технологического оборудования?
3. Какова периодичность выполнения видов ТО и ТР технологического оборудования?
Какие существуют основные формы организации ТО и ТР технологического оборудования в АТП?