Методом расчёта горизонтальных ограничений»
НЕТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Методические указания к выполнению контрольной работы на тему:
«Проверка вписывания вагона в статический габарит подвижного состава
Методом расчёта горизонтальных ограничений»
для обучающихся специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», направленность «Магистральный транспорт» заочной формы обучения
Составители: А.В. Клюканов
В.А. Иванов
Самара
УДК 621.3.06
Нетяговый подвижной состав:методические указания к выполнению контрольной работы обучающихся специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», направленность «Магистральный транспорт» заочной формы обучения / составители: А.В. Клюканов, В.А. Иванов – Самара: СамГУПС, 2015.– 10 с.
В указаниях даётся краткая характеристика габаритам подвижного состава согласно ГОСТ 9238-2013. Приводится методика расчёта проверки вписывания вагона в габарит подвижного состава. Работа предполагает обучающимся самостоятельно подобрать геометрические размеры кузова в случае не вписывания вагона в заданный габарит подвижного состава.
Утверждены на заседании кафедры «Вагоны» 31 августа 2015 г., протокол №1
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Клюканов Алексей Васильевич
Владимир Алексеевич Иванов
Рецензенты: к.т.н. доцент кафедры «Вагоны» А.Н. Шмойлов;
к.т.н. доцент, кафедры «Строительные дорожные машины»
В.А. Кожевников
Под редакцией составителей
Подписано в печать 23.12.2015. Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л. 0,8. Тираж 100 экз. Заказ 312.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Нетяговый подвижной состав» относится к базовой части Профессионального цикла учебного плана (УП) Основной образовательной программы подготовки специалистов 23.05.04 Эксплуатация железных дорог. В соответствии с УП каждый обучающийся должен выполнить контрольную работу на тему «Проверка вписывания вагона в статический габарит подвижного состава методом расчёта горизонтальных ограничений».
Рассматриваемая в контрольной работе методика позволяет оценивать размеры проектируемых вагонов с точки зрения их устойчивого прохождения по рельсовой колее, что согласуется с федерально-целевой программой «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», в части обеспечения безопасности движения поездов.
При выполнении контрольной работы, обучающиеся должны опираться на знания, умения и навыки, полученные при предшествующем изучении дисциплин УП:
- «Теоретическая механика» (владеть расчетом скоростей механической системы);
- «Общий курс транспорта» (знать устройство верхнего и нижнего строения путей).
Дисциплина является одной из важнейших, и имеет как самостоятельное значение, так и выступает базой для дальнейшего обучения и будущей профессиональной деятельности обучающихся. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, помогут обучающимся увязать теоретические знания с практическими навыками прохождения производственной практики, ориентироваться в конструкции вагонов и их особенностях эксплуатации.
Кроме того, дисциплина необходима и при практическом решении технических задач в будущей профессиональной деятельности при организации движения поездов при поездной и маневровой работе.
При выполнении контрольной работы обучающиеся получают практические навыки, которые частично формируют компетенцию ПК-19 – способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе.
В результате выполнения контрольной работы и самостоятельной подготовки обучающиеся должны:
- знать: параметры, характеризующие исправное техническое состояния вагонов;
- уметь: определять параметры состояния и эксплуатации вагонов;
- владеть: методикой определения технического состояния вагонов при их эксплуатации.
Согласно УП на выполнение контрольной работы отводится 9 часов.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Контрольная работа должна содержать следующие разделы:
Исходные данные
Термины и определения
Введение
1. Технико-экономические параметры грузовых вагонов
2. Вписывание вагона в статический габарит подвижного состава
Выводы
Список использованных источников
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Выбрать из таблицы исходные данные согласножурнальному списку.
2. Выполнить эскиз проектируемого вагона, сделать описание технических характеристик и базовых узлов, недостающие данные принять по аналогу.
3. Провести проверку вписывания вагона в габарит, в случае не прохождения вагона в габарит, изменить геометрические параметры кузова и пересчитать ограничение полуширины вагона. Добиться вписывание кузова вагона в габарит с новыми параметрами кузова.
4. Отобразить графически результаты расчёта с построением вертикальных и горизонтальных очертаний кузова полувагона.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
Каждая представленная на проверку контрольная работа, должна быть выполнена в виде пояснительной записки. Объём работы в страницах должен быть такой, чтобы полностью раскрыть предложенную вариантом тему работы, но не более 25 страниц, машинописного текста, иллюстрированного рисунками. Базовый размер шрифта – 14 пунктов Тimes New Roman, через 1,5 интервал, абзац 1,25, выравнивание текста по ширине страницы. Допускается выполнять контрольную работу при помощи шариковой ручки чёрного цвета. Графическую часть рекомендуется выполнять при помощи графических редакторов на ЭВМ, допускается другое оформление рисунков, если они будут чёткие, разборчивые, иметь подрисуночную надпись.
Подписи к рисункам должны размещаться снизу от рисунка и должны содержать их краткое описание. Указатель таблицы должен быть размещен слева сверху таблицы. Заголовок таблицы должен быть отцентрирован по ширине основного текста.
Нумерация рисунков, таблиц и формул сквозная по тексту. Не допускается размещать в тексте рисунки и таблицы до появления на них ссылки в тексте. Список использованных источников составляется по порядку цитирования, располагается после выводов и должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Общие требования и правила составления».
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ГАБАРИТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Важным критерием обеспечения безопасности движения на железных дорогах является соблюдение подвижным составом габаритности.
Габарит подвижного состава – поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава. В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.
Статический габарит подвижного состава – габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых зазоров и износов деталей ходовых частей.
Кинематический габарит – габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава, установленных для статического габарита и, кроме того, возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса. Основное отличие кинематического габарита от статического заключается в том, что при расчете строительных размеров подвижного состава учитывается наклон кузова вследствие износа элементов ходовых частей и при прохождении кривых участков пути. Обозначения габаритов подвижного согласно ГОСТ 9238-2013 представлены на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 – Обозначения габаритов подвижного состава
Сфера применения габаритов подвижного состава:
1) Т– статический габарит для подвижного состава, допускаемого в обращение по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на электрифицированных железных дорогах;
2) Тц– статический габарит для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
3) Тпр – статический габарит для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению на главных путях перегонов и станций;
4) 1-Т– статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращении по всем железнодорожным путям общего и необщего пользования, внешним и внутренним путям промышленных и транспортных предприятий железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств, а также Грузии и Латвии, Литвы, Эстонии;
5) 1-ВМ – статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращении как по железнодорожным путям шириной колеи 1520 (1524) мм, так и шириной 1435, используемых для международных сообщений;
6) 0-ВМ – статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращении как по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм, так и по линиям железных дорог-членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и Международного Союза железных дорог колеи 1435 мм;
7) 02-ВМ – статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращении как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так по железным дорогам - членам ОСЖД колеи 1435;
8) 03-ВМst – статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по всем железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран;
9) ТЦ – кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, установленный в качестве исходного для достижения совместимости габаритов в рамках трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы;
10) ТЦru – кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава для высокоскоростного движения на железных дорогах колеи 1520 мм, гармонизированный с габаритом ТС трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы;
11) 03-ВМk – кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм и по железным дорогам колеи 1435 мм европейских и азиатских стран.
Все габариты подвижного состава состоят из верхнего очертания (верхней зоны) и нижнего очертания (нижней зоны). По верхнему очертанию определяются строительные очертания кузова вагона, нижнее очертание габарита определяет допускаемые размеры ходовых частей.
В связи с совершенствованием технологий обработки металлов и спроса железнодорожников, возросла актуальность модернизаций кузовов полувагонов с применением новых материалов. Поэтому в рамках контрольной работы будет рассмотрена методика вписывания вагона для статического габарита на примере полувагона с новыми геометрическими размерами кузова. Так как это кузов, то вписывание вагона в габарит будет, проверяться по верхнему очертанию.
Статические габариты для верхнего очертания вагонов приведены на рисунке 3.2
а) |
в) |
г) |
б) |
Рисунок 3.2 – Статические габариты подвижного состава (верхнее очертание): а – габарит Т; б – габарит Тц; в – габарит Тпр; г – габарит 1-Т; д – габарит 0-ВМ; е – габарит 1-ВМ; ж – габарит 02-ВМ; з – габарит 03-ВМst |
е) |
з) |
ж) |
д) |
НЕТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Методические указания к выполнению контрольной работы на тему:
«Проверка вписывания вагона в статический габарит подвижного состава
методом расчёта горизонтальных ограничений»
для обучающихся специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», направленность «Магистральный транспорт» заочной формы обучения
Составители: А.В. Клюканов
В.А. Иванов
Самара
УДК 621.3.06
Нетяговый подвижной состав:методические указания к выполнению контрольной работы обучающихся специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», направленность «Магистральный транспорт» заочной формы обучения / составители: А.В. Клюканов, В.А. Иванов – Самара: СамГУПС, 2015.– 10 с.
В указаниях даётся краткая характеристика габаритам подвижного состава согласно ГОСТ 9238-2013. Приводится методика расчёта проверки вписывания вагона в габарит подвижного состава. Работа предполагает обучающимся самостоятельно подобрать геометрические размеры кузова в случае не вписывания вагона в заданный габарит подвижного состава.
Утверждены на заседании кафедры «Вагоны» 31 августа 2015 г., протокол №1
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Клюканов Алексей Васильевич
Владимир Алексеевич Иванов
Рецензенты: к.т.н. доцент кафедры «Вагоны» А.Н. Шмойлов;
к.т.н. доцент, кафедры «Строительные дорожные машины»
В.А. Кожевников
Под редакцией составителей
Подписано в печать 23.12.2015. Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л. 0,8. Тираж 100 экз. Заказ 312.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Нетяговый подвижной состав» относится к базовой части Профессионального цикла учебного плана (УП) Основной образовательной программы подготовки специалистов 23.05.04 Эксплуатация железных дорог. В соответствии с УП каждый обучающийся должен выполнить контрольную работу на тему «Проверка вписывания вагона в статический габарит подвижного состава методом расчёта горизонтальных ограничений».
Рассматриваемая в контрольной работе методика позволяет оценивать размеры проектируемых вагонов с точки зрения их устойчивого прохождения по рельсовой колее, что согласуется с федерально-целевой программой «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», в части обеспечения безопасности движения поездов.
При выполнении контрольной работы, обучающиеся должны опираться на знания, умения и навыки, полученные при предшествующем изучении дисциплин УП:
- «Теоретическая механика» (владеть расчетом скоростей механической системы);
- «Общий курс транспорта» (знать устройство верхнего и нижнего строения путей).
Дисциплина является одной из важнейших, и имеет как самостоятельное значение, так и выступает базой для дальнейшего обучения и будущей профессиональной деятельности обучающихся. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, помогут обучающимся увязать теоретические знания с практическими навыками прохождения производственной практики, ориентироваться в конструкции вагонов и их особенностях эксплуатации.
Кроме того, дисциплина необходима и при практическом решении технических задач в будущей профессиональной деятельности при организации движения поездов при поездной и маневровой работе.
При выполнении контрольной работы обучающиеся получают практические навыки, которые частично формируют компетенцию ПК-19 – способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе.
В результате выполнения контрольной работы и самостоятельной подготовки обучающиеся должны:
- знать: параметры, характеризующие исправное техническое состояния вагонов;
- уметь: определять параметры состояния и эксплуатации вагонов;
- владеть: методикой определения технического состояния вагонов при их эксплуатации.
Согласно УП на выполнение контрольной работы отводится 9 часов.