Тема:Неопределённое время глаголов
Цель:познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, развивать умение правильно ставить к глаголам в неопределенной форме вопросы что делать? что сделать?и учить ставить глаголы в начальную форму.
Организационный момент
Минутка чистописания
тьтичь
• Пропишите сочетания букв.
Выполните упражнение для пальчиков: большие пальцы левой и правой руки скрепите между собой, остальные пальцы выпрямите и, не сгибая их, пропишите в воздухе сочетание ть. Выполните упражнение 3-5 раз, чередуя со свободными движениями пальцев рук.
решать нести беречь
• Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Как связаны слова с предыдущими сочетаниями букв? Устно к словам решать, нести, беречь поставьте вопрос. Запишите слова. Обведите кружочком сочетания ть, ти, чь.
Игра - ________________, звон - ______________, корм - _____________, сад - __________.
• Прочитайте. От данных существительных образуйте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.
Вешать но.., дать сл..во, х..дить на г..л..ве.
• Прочитайте. Как вы понимаете эти выражения? Устно подберите к ним синонимы. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 121
Важно, чтобы дети правильно поставили к ним вопросы (что сделать? осилить, что делать? готовить).
Вывод:определить время, число глаголов в неопределенной форме невозможно, глаголы в неопределенной форме не указывают на время и число, поэтому данная форма глагола и называется неопределенной.
Чтение правила на с. 79
Выборочный диктант — записываются только глаголы в неопределенной форме.
Твой друг — книга
Книгу нужно читать аккуратно. Ее следует содержать в чистоте. Нельзя книгу перегибать. Нельзя вырывать листы из книги, писать на страницах. Книгу нужно сохранять для других.
Закрепление изученного материала
Развитие умения различать неопределенную форму глаголов совершенного и несовершенного вида.
Выполнение упр. 122
К каждому глаголу несовершенного вида нужно подобрать однокоренной глагол совершенного вида с данной приставкой.
Глаголы в форме инфинитива оканчиваются на -ть, -тиили -чь.
Выполнение упр. 123
Тема текста «Апрель»— описание природы весеннего леса. В тексте детям впервые встречается форма инфинитива на -ться. Этот случай нужно оговорить особо: предложить ребятам подобрать аналогичные глаголы, поставить к ним вопросы.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:упр. 124.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Неопределенная форма — начальная форма глагола
Цель:уточнить знания учащихся о неопределенной форме как о начальной форме глагола; развивать синтаксический строй речи детей, обогащать их словарный запас глагольной лексикой.
Организационный момент
Минутка чистописания
т а н о т
р с п р
• Разгадайте путаницу. Какое слово в ней зашифровано? Что обозначает слово транспорт? Составьте и напишите свою путаницу с этим словом.
Тр..мвай, ..втобу…, ..вт..м..биль, тр..л..ейбус, в..л..с..пед.
• Прочитайте. Какие буквы пропущены? Спишите, вставлял пропущенные буквы. Какие ещё виды транспорта вы знаете? Из какого литературного произведения следующие строки?
И прибежала зайчиха,
и закричала: «Ай,ай!
Мой зайчик, мой мальчик
попал под трамвай!»
Сообщение темы и целей урока
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 125
Учащимся предлагается прочитать толкования слов и попытаться объяснить, почему в словарях глаголы находятся в неопределенной (начальной) форме.
Отработка навыка правильного употребления глаголов класть — положить.
Выполнение упр. 126
Оба стихотворения на одну тему — о труде, только первое рассказывает о труде строителей, а второе — о труде моряков. Глаголы выписываются вместе с вопросами (что делает? кладет).
¾ Составьте предложения с глаголами класть — положить. (Предложения могут быть такими: Вещи нужно класть на место. Не забывайте положить в портфель дневник.)
Выполнение упр. 127
Дети рассматривают рисунки на с. 82 и читают текст. Затем предложения читаются по цепочке, ребята находят в них глаголы, ставят к ним вопросы.
¾ В чем заключается главный закон порядка?
¾ Соблюдаете ли вы этот закон?
¾ Знает ли закон порядка мальчик, изображенный на первом рисунке? А на втором?
Учащиеся дают мальчикам имена и устно составляют по рисункам небольшие рассказы.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр.128.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Не с глаголами
Цель:актуализировать умение раздельного написания не с глаголами;закрепить умение распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Организационный момент
Минутка чистописания
_______________________________________
_______________________________________
• Обведите и пропишите узор.
Выполните упражнение для пальчиков: указательные и средние пальцы обеих рук соедините вместе и, не сгибая их, напишите в воздухе слово не, остальные пальцы разведите максимально в стороны. Упражнение чередуйте со сжиманием и разжиманием пальцев в щепотки, выполните 3—5 раз.
не боюсь не идёт
• Прочитайте слова. Устно с этими словами составьте предложения. Как пишется не с глаголами? Запишите слова. Слово не обведите кружочком.
Лет..м без дела с..деть – з..мойхе..ба (не) иметь.
•Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.