Упражнение в умении отличать винительный и предложный падежи
Выполнение упр. 144
¾ Вспомните содержание сказки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина, ее действующих лиц
Чтение отрывков из сказки.
¾ Какому герою принадлежат приведенные слова или чьи действия описываются?
¾ Определите падежи выделенных имен существительных.
Устанавливается, что имена существительные в винительном и предложном падежах могут употребляться с одинаковыми предлогами: в и на. Отмечаются признаки, по которым различаются эти падежи. Это вопросы — падежные и смысловые, а также значения: В. п. — направление движения или действия (несет куда? на свет); П. п. — место действия (милее где? на свете).
Чтение вывода на с. 90.
Выполнение упр. 145
¾ Какое настроение вызывает стихотворение? В каком смысле употребил автор название стихотворения — «Муха-чистюха»? (В ироническом.)
¾ Дополните словосочетания, данные в учебнике, именами существительными из стихотворения, определите их падеж.
Отмечается, что имена существительные в винительном падеже обозначают время действия, в предложном падеже — место действия.
Выполнение упр. 146
Ученики составляют словосочетания, употребляя имена существительные с предлогами в, на, определяют падеж существительных и указывают их значение: В. п. — направление движения или действия, П. п. — место действия. В словосочетании надеяться на успех, на выигрыш имена существительные обозначают предмет, подвергающийся действию, т. е. предмет, на который направлено действие, направление действия.
Выполнение упр. 147.
Прочитав текст, дети определяют его тему и основную мысль, придумывают заголовок («Ельник», «Ельник-спаситель», «Теплый дом» и т. п.). Затем учащиеся списывают текст с придуманным заголовком и сверху указывают падежи выделенных имен существительных.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр. 148.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Три склонения имен существительных
Цель:познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;развивать умение определять склонение имен существительных через повторение учащимися предложенного алгоритма.
Организационный момент
Минутка чистописания
_______________________________________________
• Обведите и пропишите сочетание он и узор.
__________________________________________________________
• Рассмотрите узоры. Какие слова зашифрованы в узорах? Почему сочетание он в этих словах выделено? Напишите узоры, проговаривая написание словарных слов. Устно с этими словами составьте предложения.
___________________________________________________________
• Рассмотрите узоры. Какие слова в них зашифрованы? Объясните написание выделенных букв. Запишите слова. Определите род имён существительных. Выделите окончания.
Гр..зитмыш.. ко..ке, да из н..ры.
• Прочитайте. Как вы понимаете смысл этого предложения? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных. Подчеркните главные члены предложения.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 149
Дети читают шуточное стихотворение А. Грачева, выписывают имя существительное кот вместе с падежными вопросами, обозначают окончания.
¾ Как называется изменение имен существительных по падежам?
¾ Почему необходимо склонять имена существительные?
Работа с таблицей из упр. 150
Учащиеся рассматривают таблицу склонения имен существительных (стр. 94) и отвечают на вопросы:
¾ Все ли существительные имеют одинаковые окончания, т. е. склоняются одинаково? Какие из имен существительных имеют одинаковые окончания?
¾ На сколько групп можно разделить имена существительные по одинаковым падежным окончаниям?
Учитель обращает внимание детей на именительный падеж (начальную форму) существительных каждой группы и предлагает определить их род и окончание в этой форме. Вывод о том, какие имена существительные (какого рода и с какими окончаниями в начальной форме) относятся к первой, второй и третьей группам. Ученики высказывают предположения, почему необходимо это деление (если существительные каждой группы имеют одинаковые падежные окончания, то, определив, к какой группе относится имя существительное, мы сможем правильно писать его падежные окончания).
Чтение информации о типах склонений имен существительных(стр. 95)
Дети читают текст и пересказывают его по вопросам:
¾ На сколько склонений делятся имена существительные?
¾ Какие имена существительные (род, окончания в начальной форме — именительном падеже) относятся к первому склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению?