Систематизация представлений учащихся о языке и речи.

¾ Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста?

¾ Что значит озаглавить текст?

¾ Помните:

Заголовок – окошко для взгляда.

Посмотри и подумай: что тебя ждёт?

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова.

С. Бондаренко

¾ Какие слова мы называем опорными?

Информация о роли языка, и речи в жизни людей (упр. 12)

Чтение текста известного русского писателя Л. Успен­ского о языке.

Тема текста – постижение человеком языка как орудия общения.

Обращается внимание на последнее предложение, в котором выражена основная мысль текста: "Язык —это удивительное орудие, с помощью которого люди передают друг другу любые мысли".

Учащиеся подбирают и записывают загла­вие (Постижение языка), затем списывают предложение, в котором заключается основная мысль, находят в тексте слова с переносным зна­чением (журчание сказок(переливы звуков), мореслов,(много, множество),океан речи(обилие, глубина)).

Знакомство с высказываниями великих людей о языке и речи(упр. 13)

Чтобы дети поняли смысл этих высказыва­ний, предлагаются вопросы:

1) Кем был Аристотель? Почему он считал, что ясность — это главное качество речи? Какой должна быть речь?

2)Почему великий педагог Сухомлинский считал, что чтение— один из источников мышления и умственного развития?

3) Почему известный русский писатель Паустовский утверждал, что языку нужно учиться всегда?

Одно из высказываний (по выбору) школьники запи­сывают.

Усвоение написания словарного слова телевизор

Знакомство с ролью опорных слов в тексте (упр. 14)

В процессе чтения и обсуждения текста «Наша речь» учащиеся раскрывают основные функции речи:

▪ Речь является важнейшим средством общения – обмена мыслями и чувствами между людьми.

▪ Речь служит для передачи и усвоения информации.

▪ Речь – средство организации и планирования совместной деятельности людей.

▪ Общению необходимо учиться.

Учащиеся составляют вопросы к тек­сту (вопросный план). Ответить на вопросы помогают выде­ленные слова, которые можно использовать как опорные.

¾ Почему речь называют чудом?

¾ Какие есть формы речи?

¾ Что даёт человеку общение?

¾ Для чего нужно учиться общению?

Повторение основных правил общения(упр. 15)

Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить собеседника. Существуют правила поведения и общения человека. Они называются этикетом.

Речевой этикет устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них.

¾ Что такое речевой этикет?

¾ Почему воспитанные люди должны соблюдать этикет?

Чтение правил общения.

¾ Придумайте истории, в ко­торые попадают люди, не знающие правил общения.

Развитие коммуникативных умений учащихся (упр. 16)

При работе с рисунками подчеркивается, что не­обходимо соблюдать меры безопасности, общаясь с не­знакомыми людьми.

Диалог 1

— Здравствуйте, — сказал мальчик продавцу.

— Добрый день.

— Будьте добры, покажите мне альбом для рисования.

— А какой именно альбом тебя интересует? — спросила продавец.

— Тот, что зелёного цвета.

— Хорошо. Вот, пожалуйста, возьми.

— Большое спасибо, — сказал мальчик.

Диалог 2

— Извините, пожалуйста, — сказала Маша, подойдя к человеку в куртке.

— Ничего, девочка. Я тебя слушаю.

— Будьте любезны, прокомпостируйте талон.

— Хорошо, — ответил пассажир и взял талон из рук Маши. Когда девочка получила талон обратно, она сказала:

— Я вам очень благодарна.

Соста­влениефантастического сочинения-миниатюры на тему "Как я попал в незнакомый город".

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:упр. 17.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема:План текста. Деление текста на абзацы. Построение текста: начало, основная часть, концовка

Цель:развивать умение составлять план текста, пе­ресказывать его по плану; показать роль абзаца; учить делить текст на композиционные части; формировать умение составлять рассказ по личным впечатлениям; развивать творческие способности; учить использовать слова, выражающие просьбу, извинение.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Что обозначает слово телевизор? Напишите это слово в воздухе ручкой. Написание каких букв надо запомнить? Обведите и пропишите узор и слово, приговаривая написание слова телевизор. Устно с этим словом составьте предложение.

_____________________________________

_____________________________________

* Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано в узоре? Что обозначает слово спектакль? Обведите и пропишите узор, прого­варивая написание слова спектакль.

________________________________________________________________________

* Прочитайте. Докажите, что эти слова являются словосоче­таниями. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные бу­квы там, где это необходимо.

Наши рекомендации