Систематизация представлений учащихся о языке и речи.
¾ Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста?
¾ Что значит озаглавить текст?
¾ Помните:
Заголовок – окошко для взгляда.
Посмотри и подумай: что тебя ждёт?
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова.
С. Бондаренко
¾ Какие слова мы называем опорными?
Информация о роли языка, и речи в жизни людей (упр. 12)
Чтение текста известного русского писателя Л. Успенского о языке.
Тема текста – постижение человеком языка как орудия общения.
Обращается внимание на последнее предложение, в котором выражена основная мысль текста: "Язык —это удивительное орудие, с помощью которого люди передают друг другу любые мысли".
Учащиеся подбирают и записывают заглавие (Постижение языка), затем списывают предложение, в котором заключается основная мысль, находят в тексте слова с переносным значением (журчание сказок(переливы звуков), мореслов,(много, множество),океан речи(обилие, глубина)).
Знакомство с высказываниями великих людей о языке и речи(упр. 13)
Чтобы дети поняли смысл этих высказываний, предлагаются вопросы:
1) Кем был Аристотель? Почему он считал, что ясность — это главное качество речи? Какой должна быть речь?
2)Почему великий педагог Сухомлинский считал, что чтение— один из источников мышления и умственного развития?
3) Почему известный русский писатель Паустовский утверждал, что языку нужно учиться всегда?
Одно из высказываний (по выбору) школьники записывают.
Усвоение написания словарного слова телевизор
Знакомство с ролью опорных слов в тексте (упр. 14)
В процессе чтения и обсуждения текста «Наша речь» учащиеся раскрывают основные функции речи:
▪ Речь является важнейшим средством общения – обмена мыслями и чувствами между людьми.
▪ Речь служит для передачи и усвоения информации.
▪ Речь – средство организации и планирования совместной деятельности людей.
▪ Общению необходимо учиться.
Учащиеся составляют вопросы к тексту (вопросный план). Ответить на вопросы помогают выделенные слова, которые можно использовать как опорные.
¾ Почему речь называют чудом?
¾ Какие есть формы речи?
¾ Что даёт человеку общение?
¾ Для чего нужно учиться общению?
Повторение основных правил общения(упр. 15)
Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить собеседника. Существуют правила поведения и общения человека. Они называются этикетом.
Речевой этикет устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них.
¾ Что такое речевой этикет?
¾ Почему воспитанные люди должны соблюдать этикет?
Чтение правил общения.
¾ Придумайте истории, в которые попадают люди, не знающие правил общения.
Развитие коммуникативных умений учащихся (упр. 16)
При работе с рисунками подчеркивается, что необходимо соблюдать меры безопасности, общаясь с незнакомыми людьми.
Диалог 1
— Здравствуйте, — сказал мальчик продавцу.
— Добрый день.
— Будьте добры, покажите мне альбом для рисования.
— А какой именно альбом тебя интересует? — спросила продавец.
— Тот, что зелёного цвета.
— Хорошо. Вот, пожалуйста, возьми.
— Большое спасибо, — сказал мальчик.
Диалог 2
— Извините, пожалуйста, — сказала Маша, подойдя к человеку в куртке.
— Ничего, девочка. Я тебя слушаю.
— Будьте любезны, прокомпостируйте талон.
— Хорошо, — ответил пассажир и взял талон из рук Маши. Когда девочка получила талон обратно, она сказала:
— Я вам очень благодарна.
Составлениефантастического сочинения-миниатюры на тему "Как я попал в незнакомый город".
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:упр. 17.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема:План текста. Деление текста на абзацы. Построение текста: начало, основная часть, концовка
Цель:развивать умение составлять план текста, пересказывать его по плану; показать роль абзаца; учить делить текст на композиционные части; формировать умение составлять рассказ по личным впечатлениям; развивать творческие способности; учить использовать слова, выражающие просьбу, извинение.
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Что обозначает слово телевизор? Напишите это слово в воздухе ручкой. Написание каких букв надо запомнить? Обведите и пропишите узор и слово, приговаривая написание слова телевизор. Устно с этим словом составьте предложение.
_____________________________________
_____________________________________
* Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано в узоре? Что обозначает слово спектакль? Обведите и пропишите узор, проговаривая написание слова спектакль.
________________________________________________________________________
* Прочитайте. Докажите, что эти слова являются словосочетаниями. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо.