Определение программы диагностических воздействий на весь парк за год.
Программа Д-1 и Д-2 на весь парк за год:
SNД-1 г =SN1 Д-1 +SN2 Д-1+SNТР Д-1 = SN1г+ SN2г + 0,l SN1г = l,l SN1г + SN2г; (1.12)
SNД-2г = SN2 Д-2 + SNТР Д-2 = SN2г + 0,2 SN2г= 1,2 SN2г (1.13)
где SN1 Д-1, SN2 Д-1, SNТР Д-1 - соответственно, число автомобилей, диагностируемых при ТО-1, после ТО-2 и при ТР за год;
SN2 Д-2, SNТР Д-2 - соответственно число автомобилей, диагностируемых перед ТО-2 и при ТР за год.
Число автомобилей, диагностируемых при ТР (SNТР Д-1) составляет примерно 10% программы ТО-1 за год, а SNТР Д-2 - 20% годовой программы ТО-2.
Таблица 2 - Годовые пробеги подвижного состава и годовая производственная программа ТО
Подвижной состав | Lг, км | SNEO c.г | SNEОt.г | SN1..г | SN2. г | SNД-1г | SNД-2г |
Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей.
Суточная производственная программа по видам технического обслуживания (ЕО, ТО-1 и ТО-2) и диагностирования (Д-1 и Д-2):
Nic=SNiг / Д раб. г i , (1.14)
где SNi г - годовая программа по каждому виду ТО или диагностирования в отдельности;
Д раб.гi - годовое число рабочих дней зоны, предназначенной для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования автомобилей.
Число дней работы в году зон и участков определяется по видам работ, которое зависит от программы ТО и объемов работ ТР.
Таблица 3 - Суточная производственная программа ТО
Подвижной состав | Драб. г ЕОс | NЕO c.c | Драб.г ЕОт | NЕOt.с | Драб.г1 | N1.с | Драб.г2 | N2.c | NД-1с | NД-2с |
РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА РАБОТ И ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ
Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого АТП устанавливают нормативные трудоемкости ТО и ТР, а затем их корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации.
При количестве автомобилей в предприятии менее 50 и проведении моечных работ ручным способом, нормативы трудоемкости по данным ОНТП, принимаются с коэффициентом 1,3 - 1,5.
Расчетная (скорректированная) трудоемкость ЕО с и ЕО т:
tЕО с=t(H)ЕО с К2; (2.1)
tЕО т =t(Н)ЕОт К2, (2.2)
где t(H) – нормативная трудоемкость, чел · ч (т. 1.2);
К2 - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава (т. 1.4).
Трудоемкость ЕОт (t(Н)ЕОт ) составляет 50 % трудоемкости ЕОс (t(H)EOc). Расчетная (скорректированная) трудоемкость (ТО-1, ТО-2) для подвижного состава проектируемого АТП:
tiТО = t(H)iТОK2K4, (2.3)
где t(H)i – нормативная (табличная) трудоемкость ТО-1 или ТО-2, чел ∙ ч (т. 1.2);
К4 - коэффициент, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава (т. 1.4).
Удельная расчетная (скорректированная) трудоемкость текущего ремонта:
tТР = t(H)TРK1K2K3K4K5, (2.4)
где t(Н)ТР - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел ∙ ч /1000 км (т. 1.2);
K1 , К3 , K5 - коэффициенты, учитывающие, соответственно, категорию условий эксплуатации, климатический район и условия хранения подвижного состава (т. 1.4).
Таблица 4 — Трудоемкости ЕО, ТО и ТР
Подвижной состав | Вид техничес-кого воздей-ствия | Нормативные трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел.ч/ 1000км | Коэффициенты корректирования | Расчетные (скорректиро-ванные) трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел. ч/1000 км | ||||
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | ||||
ЕОс | ||||||||
ЕОт | ||||||||
ТО-1 | ||||||||
ТО-2 | ||||||||
ТР | ||||||||
Годовой объем работ по ТО и ТР
Объем работ по ЕОс, ЕОт, ТО-1, и ТО-2 (ТЕОс.г, ТЕОт.г, Т1г и Т2г) за год определяется произведением числа ТО на рачетное (скорректированное) значение трудоемкости данного вида ТО:
Т ЕОс.г = SNЕOсг t ЕОс ; (2.5)
ТЕОт.г = SNЕOt.г tEОт; (2.6)
T1г=SN1гt1; (2.7)
T2г=SN2гt2, (2.8)
где SNЕО c.г, SNЕО t г, SN1 г, SN2 г - соответственно, годовое число ЕО с, ЕОт, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели;
где t ЕО с, t ЕО т, t1, t2 - расчетная (скорректированная) трудоемкость, соответственно, тех же воздействий, чел · ч.
Годовой объем работ ТР, в чел · ч:
TТР г=LгAиtтр/l000, (2.9)
где Lг - годовой пробег автомобиля, км;
А и - списочное число автомобилей;
tтр- удельная расчетная (скорректированная) трудоемкость ТР, чел · ч на 1000 км пробега.
Таблица 5 - Годовые объемы работ ЕО, ТО и ТР
Марка автомобиля | ТЕО с.г., чел. ч | ТЕО т.г., чел. ч | Т1.г., чел. ч | Т2.г., чел. ч | ТТР..г., чел. ч |
Итого по видам работ | |||||
Всего |
Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам
Объем ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках.
Работы по ЕО и ТО-1 рекомендуется выполнять в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2 и ТР обычно производятся в общей зоне. В ряде случаев ТО-2 выполняется на постах линии ТО-1, но в другую смену.
Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах.
Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах (табл. 1.7), а затем в человеко-часах.
После предварительного расчета объемов рабочие зоны, производственные участки и, соответственно, производственные рабочие объединяются по технологически близким признакам.
Годовой объем вспомогательных работ
Объем вспомогательных работ составляет при числе штатных производственных рабочих до 50 человек - 30%, от 100 до 125 - 25% и свыше 260 -20% от общего объема работ по ТО и ТР подвижного состава.
Если часть этих работ выполняется на соответствующих производственных участках ТО, их включают в программу этого участка.
На крупных предприятиях эти работы выполняют рабочие самостоятельного подразделения - отдела главного механика.
Расчет численности производственных рабочих
Технологически необходимое число рабочих:
Рт = Тг/Фт, чел, (2.10)
где Тг - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел • ч;
Фт - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч.
Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40-часовая неделя, а для вредных условий - 35-часовая.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего (в часах) для 5-дневной рабочей недели:
Фт = 8 (Дк.г-Дв-Дп), ч (2.11)
где 8 - продолжительность смены, ч;
Д к.г - число календарных дней в году;
Дв - число выходных дней в году;
Дп - число праздничных дней в году.
Штатное число рабочих:
Рш = ТГ/Фш, чел (2.12)
где Ф ш - годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего, ч.
Фш = Фт–8(Дот + Ду.п), чел (2.13)
где Д от- число дней отпуска для данной профессии рабочего;
Д у.п -число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
Согласно ОНТП годовой фонд времени технологически необходимого рабочего Ф т = 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями, а годовой (эффективный) фонд времени "штатного" рабочего Фш=1820 ч для производств с нормальными условиями труда и 1610 ч для производств с вредными условиями труда.
Также годовые фонды времени могут быть определены по [1,5].
По табл.1.7 рассчитываются объемы для соответствующих видов работ (в процентном отношении от видов ТО и ТР), распределяются по производственным зонам и участкам, количество работников в подразделениях и по сменам согласно технологическому процессу. Результаты заносятся в табл. 6.
Таблица 6 - Численность производственных рабочих:
Виды технических воздействий и работ | % | Tiг, чел. ч | Рт, чел. | Рш, чел | |||||
рacчёт-ное | при-нятое | в т.ч. по сменам | расчет- ное | при- нятое | |||||
1-я | 2-я | 3-я | |||||||
ЕОс: участок ... | |||||||||
ЕОт: | |||||||||
ТО-1: зона ТО-ТР участок….. . | |||||||||
ТО-2: зона ТО-ТР участок….. | |||||||||
ТР: зона ТО ТР участок 1….. участок 2 | |||||||||
Всего |
РАСЧЕТ ПОСТОВ
Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей
В целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО суммарная трудоемкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости соответствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30%-при выполнении работ на отдельных постах.
Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12-15 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах. В этом случае расчет числа постов выполняется как для ТР.
На небольших АТП со списочным составом до 150 технологически совместимых автомобилей и при смешанном парке все виды диагностирования рекомендуется проводить на отдельном участке диагностирования, оснащенном комбинированным диагностическим стендом или совместно с ТО и ТР переносными приборами.
Для средних АТП с числом 150-200 и более автомобилей целесообразно посты Д-1 и Д-2 иметь раздельными.
Для крупногабаритного подвижного состава, при реконструкции АТП и ограниченных производственных площадях, а также при организации ТО-1 на поточных линиях Д-1 рекомендуется проводить совместно с ТО-1.
Для крупных АТП с числом автомобилей более 400 и при наличии автоматизированных диагностических средств Д-1 и Д-2 проводятся на отдельных специализированных участках. При этом помимо постов Д-1 и Д-2 необходимо иметь посты и средства диагностирования в зоне ТР (стенды для контроля и регулировки тормозов и углов установки управляемых колес).
Специализация постов ТР производится на основе принципа технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти) и при загрузке поста не менее чем на 80% сменного времени.
Режим работы зон ТО и ТР
Режим работы зоны должен быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии. Если автомобили работают на линии 1; 1,5 или 2 рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток (межсменное время).
При равномерном выпуске автомобилей продолжительность межсменного времени:
ТМС=24–(Тн + Тоб –ТВЫП), ч (3.1)
где Тн, Тоб, Твып- соответственно, продолжительность автомобилей на линии в наряде, обеденного перерыва водителя и выпуска автомобилей на линию.
ТО-2 выполняют преимущественно в одну или две смены.
Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1. Диагностирование Д-1 после ТО-2 проводят в дневное время. Участок диагностирования Д-2 работает в одну или две смены.
Суточный режим зоны ТР составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены, из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя и все работы по проведению ТО-1.
Расчет числа отдельных постов ТО поточных линий
Посты рассчитываются для каждой группы технологически совместимого подвижного состава. Исходными величинами для расчета числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.
Ритм производства R, определяется:
(3.2)
где Тсм - продолжительность смены, ч (т. 1.6);
С - число смен (т. 1.6);
Nic - суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования;
j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТО (т. 1.9).
Такт поста τi определяется:
мин, (3.3)
где ti - трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч;
Рп - число рабочих, одновременно работающих на посту (1.10);
tn - время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин.
Время tn в зависимости от габаритных размеров автомобиля принимают равными 1-3 мин.
Число рабочих на посту устанавливают в соответствии с рекомендациями.
Число постов обслуживания Пто определяется из отношения общего времени простоя всех автомобилей под обслуживанием (τiNiсj ) к фонду времени одного поста (60 Тсм С ):
Пто = tNiсj/(60ТсмС) = ti/Ri (3.4)
Число постов ТО-2 (П2) определяется с учетом коэффициента использования рабочего времени поста η2 равного 0,85-0,90, т.е.
П2=t2/(R2h2) (3.5)
Число специализированных постов диагностирования Д-1 или Д-2 Пдi рассчитывается так же, как и число постов ТО-2. Число рабочих на посту Рп принимается равным 1 или 2, а коэффициент использования рабочего времени диагностического поста hд равен 0,6-0,75.
При известном годовом объеме диагностических работ число постов диагностики:
ПДi= (3.6)
где: Tдi - объем диагностических работ, чел-ч;
Драб. г.- число рабочих дней зоны диагностирования в году;
Тсм- продолжительность смены, ч;
С - число смен;
Рп – число рабочих на посту.
Расчет числа постов ТР
Для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР. Для учета колебаний при расчете постов ТР вводится коэффициент неравномерности поступления автомобилей φ на посты (табл. 1.9).
Другой особенностью расчета постов ТР является меньшее число одновременно работающих на постах ТР по сравнению с постами ТО – 1…2,5 чел. (табл. 1.10).
Потери рабочего времени учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста ηп который при наилучшей организации труда принимается равным 0,85- 0,90, в средних условиях - 0,80 - 0,85 и в худших условиях организации технологического процесса и снабжения постов 0,75- 0,80.
Число постов ТР:
ПТР= (3.7)
где Т(п)ТР.Г - годовой объем работ, выполняемых на постах ТР, чел-ч;
φ – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления подвижного состава на посты (т. 1.9);
Рп - число рабочих на посту;
Д раб.г - число рабочих дней в году для постов ТР (по выбору проектировщика или т. 1.6).
При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР:
Птр= (3.8)
где Ктр -коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (50-60 % объема работ), т.е. Ктр=0,5-0,6.
При числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР более пяти их специализируют по видам выполняемых работ (т. 1.12).
В случае недостаточной суточной программы проведения ТО для организации поточных линий, число постов ТОi следует рассчитывать как для постов ТР.
Расчет числа постов ожидания
Посты ожидания могут предусматриваться раздельно или вместе для каждого вида обслуживания и размещаться как в производственных помещениях, так и на открытых площадках. При наличии закрытых стоянок посты ожидания в помещениях постов ТО и ТР не предусматриваются.
Число постов ожидания перед ТО и ТР принимается: для поточных линий ТО - по одному для каждой линии; для индивидуальных постов ТО, Д-1, Д-2, и ТР-20% числа соответствующих постов.
Расчет постов ЕОсс
Расчет постов обслуживания производится не через такт и ритм производства, а укрупнено, базируется на нормативах ОНТП и применяется как проверочный.
Число механизированных постов ЕОс для мойки (включая сушку и обтирку) подвижного состава
ПмЕО.с=0,7 NЕО.с.с/ ( TвозNу), (3.9)
где 0,70 - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава с линии;
NЕО.с.с-суточная производственная программа ЕОс;
Твоз - время "пикового" возврата подвижного состава в течение суток, ч (т. 1.11);
Ny - производительность механизированной установки, авт/ч (по выбору проектировщика).
Устранение мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные работы, входящие в объем работ ЕОс могут выполняться на соответствующих общих разборочно-сборочных постах ТР, постах Д-1 и ТО-1 во 2-ю или 3-ю смены в зависимости от режима работы этих постов. В этом случае отдельные самостоятельные посты по устранению мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные могут не предусматриваться.
Поточный метод ТО и диагностирования согласно ОНТП рекомендуется при следующих условиях:
для ТО-1 и Д-1 одиночных автомобилей при расчетном числе рабочих постов три и более, а автопоездов - два и более;
для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном числе рабочих постов четыре и более, а автопоездов - три и более.
Таблица 7 - Количество постов ЕО, ТО, ТР и ожидания
Подвижной состав | Tiг, чел·ч | j | Драб.г, дн. | Тсм, ч | С, смен | Рср, чел | hn | Пi | |
состав | расчет-ное | принятое | |||||||