Глава 9. Порядок создания и функционирования логистических цепей на различных уровнях управления
Общие положения процесса проектирования и эксплуатации логистических цепей товародвижения
При проектировании и дальнейшем функционировании логистических цепей, прежде всего, необходимо учитывать общие методологические принципы самого процесса проектирования и основные требования, предъявляемые к организации логистики как системе управления товародвижением, целью которой является повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в части качественного решения всего спектра логистических задач. В свою очередь, решение этих задач обусловлено оптимизацией и рационализацией процессов, связанных с закупкой материально-технических ресурсов, определением уровней их запасов, функционированием производства, складированием и транспортировкой сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, организацией сбытовой деятельности.
Основные принципы проектирования оптимальных и рациональных логистических цепей можно подразделить на ряд направлений в зависимости от поставленных задач, места и содержания принимаемых решений – экономические, системные, организационные и технические принципы.
Экономические принципы включают в свой состав: построение модели логистической цепи (общее описание закономерностей процесса товародвижения в подсистемах логистики, математическая формулировка, отражающая характерные закономерности, блок-схема взаимосвязи факторов развития и функционирования процесса товародвижения); определение перечня задач и очередности их решения в общей модели логистической цепи (проведение оценки приоритетности отдельных логистических задач или их комплекса на основе диагностического анализа – исследования, направленного на выявление общих тенденций и факторов развития логистики на предприятиях и в организациях); установление взаимодействия решаемых задач в общей модели логистической цепи (определение экономических связей решаемых задач как в отдельных подсистемах логистики, так и в системе в целом).
Системные принципы объединяют следующие позиции: определение перечня и расчет частоты подготовки информации (установление конкретных форм получения данных – фиксированных и не подлежащих изменению, подлежащих возможной корректировке, разработанных новых форм и самих данных); создание банка данных (формирование единой нормативно-справочной базы информации); осуществление непрерывного обновления банка данных (возможная корректировка имеющейся в наличии информации, пополнение банка новой информацией); формирование вариантов поиска информации внутри модели логистической цепи (определение направлений движения данных в звеньях логистической цепи, подсистемах логистики и модели в целом); проведение органического синтеза всех звеньев логистической цепи (установление регламентированного графика функционирования элементов системы в пространстве и времени, увязка методов и средств решения задач).
Организационные принципы состоят из: правового обеспечения (регламентация деятельности сотрудников при решении задач – определение необходимых и достаточных прав и обязанностей, установление характера деятельности сотрудников в процессе решение задач различной степени сложности, регулирование и регламентация взаимоотношений между подразделениями организационной структуры субъекта хозяйствования); реструктуризация организационной структуры субъекта хозяйствования (уточнение или разработка новой схемы организационной структуры), определение основных функций и задач отдельных подразделений и сотрудников, установление комплекса входной и выходной документации по каждому подразделению, уточнение графика работы каждого подразделения); подготовки и переподготовки кадров (обучение сотрудников рациональным методам решения логистических задач, непрерывное информирование сотрудников структурных подразделений о ходе и результатах разработок оптимальных методов решения задач).
Технические принципы включают в свой состав: применение существующих или разработка новых перспективных информационных систем (использование полной стандартной системы или ее модулей-приложений по определенным направлениям деятельности логистики); отбор информационных источников по разработанным критериям (наличие полного объема информации и ее актуальности, доступности данных и степени их достоверности, возможность получения информации из нескольких первичных источников); использование современных информационных технологий (наличие распределенной компьютерной техники – сочетание централизованной и децентрализованной обработки информации, доступность программного обеспечения их пользователям, наличие развитых коммуникаций, использование беспроводных технологий и средств мультимедиа); наличие развитой системы связи (применение современных средств связи внутри предприятия и между предприятиями-партнерами – поставщиками, потребителями, транспортными компаниями и складскими комплексами); применение современных средств безопасности (использование эффективных методов защиты информации, в том числе конфиденциальной, циркулирующей в масштабе деятельности субъекта хозяйствования и при взаимоотношениях со сторонними предприятиями и организациями).
Основные требования, предъявляемые к организации и функционированию логистики как системе управления процессом товародвижения, сводятся к следующим пунктам (табл. 9.1)
Таблица 9.1
Требования, предъявляемые к организации и
функционированию логистики
№ п/п | Формулировка требования | Содержание основных позиций |
Использование принципов управления | пропорциональность и соотносительность отдельных подсистем логистики и ее элементов; единые принципы управления во всей иерархической структуре логистики; единство комплекса интересов подразделений, входящих в состав экономического механизма функционирования логистики; создание условий для ритмичности и оптимальной скорости процесса товародвижения | |
Определение целей и задач | обеспечение оптимальной производственно-хозяйственной деятельности предприятия; качественное изменение состава и содержания управленческих работ; рационализация взаимосвязи подразделений предприятия, выполняющих логистические функции; постоянная координация всех логистических процедур и операций; оптимизация организационной структуры службы логистики на предприятии | |
Системный подход при решении задач | рациональность в организации и функционировании логистики как системы; внедрение отдельных подсистем поэтапно – по мере создания объективных условий; разработка комплекса инструкций и положений, регламентирующих логистические процедуры и операции; возможность определения функциональных связей и взаимозависимости подсистем логистики на стадии разработки проекта | |
Подготовленность субъекта хозяйствования | устранение возможных несоответствий в организационной структуре предприятия, в производственном процессе, в логистической деятельности; анализ и оценка степени рациональности кооперированных связей внутри предприятия-участки, цехи основного и вспомогательного производства, заводские снабженческие склады, склады готовой продукции; уточнение специализации отдельных пордазделений предприятия | |
Упорядочение нормативного хозяйства | систематизация нормативов многократного использования как основы для проведения технических и экономических расчетов; обоснованность технико-экономических и оперативно-производственных нормативов; максимальная централизация разработки и внедрения нормативов по различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия; достоверность нормативов и их оперативный поиск при решении логистических задач; обеспечение взаимосвязи нормативов различных направлений логистической деятельности |
Кроме рассмотренных принципов и требований модель построения логистических цепей независимо от уровня управления имеет несколько обязательных элементов, которые в той или иной степени корреспондируются с основными принципами проектирования и функционирования логистических цепей, а именно: коллектив специалистов подразделений предприятия, осуществляющих логистическую деятельность - отделы материально-технического снабжения и сбыта, складского и транспортного хозяйства, основного и вспомогательного производства; комплекс технических средств, используемых при решении логистических задач – персональные компьютеры, организационная техника, средства связи и безопасности; методы и программы решения логистических задач – экономико-математические методы, эвристические методы, методы прямых плановых и аналитических расчетов, набор необходимых компьютерных программ, предназначенных для решения конкретных задач; документация, регламентирующая логистические функции, процедуры и операции – должностные инструкции, инструкции по использованию методов и средств управления логистической деятельностью, инструкции по взаимодействию с внутренней и внешней средой, инструкции по подготовке необходимых форм документов внутреннего и внешнего пользования.
Процесс создания и функционирования логистических цепей на различных уровнях управления в общем виде состоит из ряда общепринятых стадий, реализуемых последовательно и имеющих самостоятельный комплекс работ и результирующие этапы (рис. 9.1).
Предпроектная стадия включает в свой состав комплекс работ, по результатам проведения которых разрабатывается технико-экономическое обоснование. Данный комплекс представляет собой исследование и анализ существующих в том или ином виде сформированных логистических цепей (функциональных, микрологистических, макрологистических). Для проведения исследования и анализа составляется специальная программа с перечнем вопросов, позволяющих достаточно полно и точно характеризовать состояние процесса товародвижения на различных уровнях управления – технико-экономические характеристики и показатели деятельности функциональных подсистем логистики; организационная структура службы логистики, отделов и групп этой службы с количеством иерархических ступеней управления; характер и масштабы функциональной деятельности каждой подсистемы логистики.
Исследования и анализ проводятся одновременно по нескольким направлениям – объектам обследования, основными из которых являются функциональная структура, потоки и состав информации, материальный поток, методы планирования и учета.
Функциональная структура изучается с позиции функций, выполняемых в подсистемах логистики с целью выработки рекомендаций по упорядочению последовательности выполнения и содержания функций, их границ и взаимосвязей. При этом устанавливаются: перечень, порядок и периодичность выполнения функций по каждой подсистеме логистики и отдельным исполнителям; количество сотрудников, выполняющих отдельные процедуры и операции по каждой функции, а также их квалификация (образование, опыт работы, навыки, знания); время (трудоемкость), затрачиваемое сотрудниками на выполнение отдельных процедур и операций; существующие технические средства (устройства, механизмы, оборудование, приборы), применяемые при выполнении функций, процедур и операций в каждой подсистеме логистики; наличие должностных инструкций и различных положений о правах и обязанностях каждого сотрудника.
Потоки и состав информации изучаются как с позиции содержания, так и с позиции последовательности (очередности и сроков) ее формирования, передачи и движения. Исследование и анализ информационного потока по каждой подсистеме логистики включает в себя: установление перечня данных и соответствующих документов, применяемых в функциональных отделах и группах службы логистики; определение схемы информационных связей конкретной подсистемы логистики с другими подсистемами, подразделениями предприятия и субъектами производственно-хозяйственной деятельности; определение перечня показателей, формируемых в подсистемах логистики; установление используемой на предприятии терминологии, определяющей смысловое понятие различного рода информации; выявление дублируемых данных и документов в службе логистики; определение объемов информации общего и частного характера в каждой подсистеме логистики.
Материальный поток, как основная составляющая процесса товародвижения, изучается по составу, объемам, направлениям движения, срокам, периодичности и очередности поступления (отпуска) материальных ресурсов, процедурам переработки материально-технических ресурсов (рис.9.2.)
Методы планирования и учета анализируются как с позиции производственного процесса, так и с позиции процесса товародвижения. В производственном процессе анализируются: объемы выпускаемых изделий и их модификаций, объемы производимых запасных частей для готовой продукции; количество разовых, внеплановых заказов; используемые системы планирования в зависимости от типа производства; применяемые методики определения календарно-плановых нормативов, месячных и квартальных производственных планов; методики, используемые для расчета годовой программы выпуска готовой продукции; используемые методы и формы оперативного учета работы производственных подразделений предприятия. Процесс товародвижения анализируется по следующим составляющим: используемые методы нормирования расхода материальных ресурсов, планирования потребности в них, определения объемов запасов по каждой номенклатурной группе материальных ресурсов; применяемые системы и методы учета материально-технических ресурсов на складах (оперативный и аналитический учет), учета движения материальных ресурсов в производстве; порядок, содержание и сроки проводимых инвентаризаций (плановых и внеплановых, полных и частичных) на складах предприятия.
Результаты исследования и анализа существующих логистических цепей являются исходной базой для формирования технико-экономического обоснования реформирования, оптимизации и рационализации процесса товародвижения на различных уровнях управления. Состав и содержание технико-экономического обоснования, как этапа предпроектной стадии, включает несколько основных разделов (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Разделы технико-экономического обоснования
Наименование раздела | Содержание раздела |
Технико-экономическая характеристика | характеристика организационной структуры службы логистики на предприятии и особенности функциональных подсистем; технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности подсистем логистики и в целом системы товародвижения; степень использования материально-технических ресурсов, транспортных средств, складского оборудования; состав процедур и операций функциональных подсистем логистики; характеристика действующих методов планирования и учета материально-технических ресурсов |
Обоснование цели проектирования | основные критерии эффективности оценки выбора и организации оптимальных и рациональных логистических цепей; оценка конкретных технико-экономических показателей повышения эффективности логистической деятельности – снижение логистических издержек по конкретным подсистемам логистики, процедурам и операциям, сокращение сроков доставки продукции материально-технического назначения, снижение объемов запасов материальных ресурсов на складах предприятия или организации |
Обоснование комплекса решаемых задач | обоснование состава комплекса задач и отдельных задач, подлежащих решению в каждой подсистеме логистики; обоснование применения типовых и при необходимости оригинальных решений по организационному, техническому, экономическому, информационному и программному видам обеспечения; оценка состояния информационной базы, обеспечивающей процесс товародвижения; расчет затрат на проектирование и эксплуатацию логистических цепей в результате их оптимизации и рационализации |
Организационные и технические мероприятия | перечень и характеристика организационных условий оптимизации и рационализации логистических цепей; рекомендации по реструктуризации функций, процедур и операций, входящих в сферу деятельности логистики; общая оценка целесообразности и производственной необходимости проектирования логистических цепей на различных уровнях управления; рекомендации по изменению общей организационной структуры субъекта хозяйствования; сводные оценки затрат на проектирование и функционирование логистических цепей |
Предпроектная стадия заканчивается формированием технического задания на проектирование и функционирование логистических цепей, содержание которого (очередность и структура) основывается на ряде основных факторов: важность выбранного комплекса задач в конкретных условиях организации процесса товародвижения; достигнутый уровень технических средств, информационных систем и технологий, средств связи и безопасности; подготовленность службы логистики предприятия и самого предприятия, а также сотрудников к реструктуризации и формированию перспективных логистических цепей с точки зрения их оптимизации и рационализации; наиболее целесообразная технология реализации логистических задач с позиции минимизации общих затрат на проектирование и функционирование логистических цепей.
Техническое задание на проектирование и функционирование логистических цепей состоит из следующих разделов.
Первый раздел – основание для проектирования – включает отчеты, выводы и рекомендации, как результат проведения исследования и анализа существующего процесса товародвижения на предприятии по каждой функциональной подсистеме логистики.
Второй раздел – общие положения – состоит из краткой характеристики функционирования логистики на предприятии, цели и задач проектирования логистических цепей, требований, предъявляемых к оптимизации и рационализации логистических цепей, основных положений, регламентирующих функционирование сформированных логистических цепей.
Третий раздел – основные требования, предъявляемые к проектируемым логистическим цепям – основан на ряде требований, предъявляемых к содержанию и структуре логистических цепей с точки зрения их устойчивости при функционировании, технических характеристик и норм, регламентирующих процесс товародвижения.
Четвертый раздел – материалы, используемые при проектировании – посвящен методикам, используемым при проектировании логистических цепей, методическим материалам, применяемым при осуществлении аналитических разработок на предприятиях и в организациях, типовым проектным решениям.
Пятый раздел – этапы разработки и внедрения – включает этапы, сроки, краткое содержание работ по каждому из этапов, порядок оформления результатов работ по проектированию, а также распределение функций и работ между исполнителями.
Шестой этап – оценка затрат – отражает расчеты затрат на проектирование и эксплуатацию логистических цепей, обоснование стоимости научно-исследовательских работ и работ по внедрению, основные технико-экономические показатели функционирования логистики на предприятии.
Проектная стадия состоит из разработки технического и рабочего проектов. В технический проект, как правило, входят следующие основные составляющие.
Пояснительная записка к техническому проекту с кратким изложением содержания проекта и данными о соответствии проекта действующим нормам и правилам. Пояснительная записка включает такие разделы, как: основания для разработки проекта, а также сроки выполнения основных стадий и этапов проекта; краткая характеристика функционирования логистики на предприятии, включая основные технико-экономические показатели работы всех подсистем логистики; основные технологические решения проекта, включая обоснование и краткую характеристику проектных решений.
Решения по комплексу технических средств, которые содержат материалы по типовым и оригинальным решениям, в том числе по: выбору информационной системы и информационных технологий, организационной техники, средств связи и безопасности; определению видов и количества транспортных средств; расчету количества отдельных типов и марок складского оборудования и подъемно-транспортных средств; расчету численности персонала службы логистики предприятия, ее отделов и групп; организации рабочих мест в подразделениях службы логистики.
План мероприятий по подготовке службы логистики предприятия к внедрению проектируемых логистических цепей с указанием перечня работ, сроков и этапов внедрения. Данный план содержит: организацию (реорганизацию) службы логистики предприятия с соответствующей организационной структурой и иерархическими ступенями управления, включающими отделы и группы; план подготовки и переподготовки сотрудников службы логистики предприятия; мероприятия по организации (систематизации) нормативно-справочного хозяйства с учетом новых форм документов и показателей деятельности логистики, предполагаемых к использованию в логистических цепях и подсистемах логистики.
Описание постановки и решения комплексов задач, содержащее: описание целевой функции и общей характеристики комплекса задач; описание процедур подготовки исходной информации, включая перечень исполнителей в группах и отделах службы логистики предприятия; описание процедур получения и использования результатов решения комплекса задач с перечнем производственно-хозяйственных ситуаций, в которых используются результаты решения; описание внутренних (с подразделениями предприятия) и внешних (с поставщиками, потребителями, складскими комплексами, транспортными компаниями) информационных связей службы логистики предприятия.
Описание систем программного обеспечения включает описание общего и специального программного обеспечения. Общее программное обеспечение состоит из характеристики выбранной системы (систем), ее версии (версий); подробного описания в целом и библиотеки используемых программ; перечня служебных программ и программ общего пользования. Специальное программное обеспечение состоит из общего описания и краткой характеристики программ по учету материально-технических ресурсов на заводских снабженческих складах и на складах производственных подразделений предприятия, программ по расчету оптимальных объемов запасов материальных ресурсов (текущих, страховых, подготовительных), программ по расчету объемов (необходимых и достаточных) запасов готовой продукции, программ по оптимизации грузовых перевозок продукции, включая выбор вида транспорта, транспортных средств и маршрутов их движения.
Разработка рабочего проекта является завершающим этапом проектной стадии проектирования и функционирования логистических цепей. Рабочий проект включает в себя ряд основных составляющих (рис. 9.3).
Стадия реализации состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных этапов – ввод в действие логистических цепей и анализ их функционирования.
Ввод в действие логистических цепей представляет собой процесс постепенного перехода от существующих методов управления отдельными звеньями логистической цепи к управлению цепью поставок – управление полной логистической цепью на определенном уровне ее функционирования (на уровне предприятия, отрасли, региона или экономического района). Ввод в эксплуатацию осуществляется, как правило, поэтапно, начиная со стадии разработки технического проекта (по мере готовности рабочей документации), до ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих внедрение комплексов задач или объектов, например, складского или транспортного хозяйства, способных самостоятельно функционировать.
К вводу в эксплуатацию приступают при выполнении ряда условий: наличие соответствующих документов по подготовке службы логистики предприятия и предприятия в целом к эксплуатации логистических цепей, а также документации по очередности внедрения комплексов задач; наличие обученного персонала, который должен осуществлять подготовку, ввод в эксплуатацию и, собственно, функционирование логистических цепей; наличие принятых к эксплуатации технических средств, обеспечивающих технологию проведения логистических процедур и операций.
Процесс ввода в эксплуатацию логистических цепей состоит из выполнения разработанного порядка проведения опытной эксплуатации отдельных задач или комплексов задач с установленными сроками, очередностью и периодичностью их решения. При этом периодичность решения задач характеризуется шагом решения (Тш), который определяется следующим образом:
(9.1)
где tc – время, необходимое для сбора информации;
tп – время, расходуемое для подготовки информации;
tо – время, затрачиваемое на обработку информации;
tпр – время, необходимое для представления информации;
tпс – время последствия или наступления результата решения задачи.
Опытная эксплуатация предусматривает: перечень задач и технических средств, проходящих опытную эксплуатацию; количество просчетов задач, устанавливаемое для каждой задачи с учетом ее особенностей; методы и порядок проверки задач на соответствие техническим требованиям; методы и порядок проверки технических средств, применяемых при решении логистических задач.
Целью работ, выполняемых на этапе анализа функционирования логистических цепей является получение объективных и систематизированных данных о качестве созданных логистических цепей, их текущем состоянии и реальном эффекте, полученном от функционирования общей цепи поставок, на основании эксплуатационного опыта. Исследования, проводимые на этом этапе, включают в себя следующие работы: предварительное обследование состояния логистических цепей; экспериментально-статистические исследования; анализ полученных результатов; разработка рекомендаций по эксплуатации логистических цепей.
В качестве исходных данных для проведения работ этого этапа используются: эксплуатационная документация, содержащая все сведения о созданных логистических цепях, необходимых для освоения и эксплуатации цепи поставок; формуляр логистических цепей, отражающий работу цепи поставок и комплекса технических средств, применяемых для ее эффективного функционирования (с фиксацией всех видов неисправностей и способов их устранения); универсальные или специальные (общие или частные) методики по определению экономической эффективности функционирования логистических цепей.
Результаты работ по проведенному анализу функционирования логистических цепей могут быть использованы в дальнейшем для развития и корректировки созданной цепи поставок, разработки унифицированных и типовых решений как в части организационной и технических структур, так и программного обеспечения, а также для научных обобщений всего цикла работ, связанных с проектированием и функционированием логистических цепей.
На стадии эксплуатации логистических цепей решаются задачи, которые можно сгруппировать в следующие основные комплексы:
бесперебойное обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия) в необходимых количествах, требуемой номенклатуре, и в установленные сроки;
организация рационального движения материальных ресурсов внутри предприятия по технологическим процессам изготовления промежуточной продукции (детали, узлы и агрегаты) и конечного готового продукта;
расчет оптимальных объемов хранимых на складах предприятия запасов материальных ресурсов (текущих, страховых, подготовительных), предназначенных для использования в производственных процессах, функционирующих как в режиме толкающей (плановой) системы, так и в режиме тянущей (позаказной) системы;
определение рациональной организации транспортно-складского хозяйства в части приема-отпуска материальных ресурсов, комплектования заказов продукции, формирования транспортных партий, доставка промежуточной и конечной готовой продукции потребителям;
формирование оптимальной организационной структуры службы логистики на предприятии, иерархических ступеней управления ее отделами и группами, а также организационных принципов работы функциональных направлений логистики – закупки, продажи, складирование, хранение, транспортировка;
обеспечение внутренних потребителей предприятия (отделы и группы службы логистики, производственные подразделения, вспомогательные службы) и внешних потребителей (поставщики, торговая сеть, транспортные компании, распределительные склады) нормативно-справочной, оперативной и аналитической информацией, вырабатываемой в логистических цепях в процессе товародвижения;
установление рациональных и оптимальных вариантов технического обслуживания комплекса технологических процессов и технических средств (профилактика, ремонт, обеспечение запасными частями), участвующих в процессе движения материальных, информационных и финансовых потоков при функционировании логистических цепей.
Стадия эксплуатации логистических цепей подразделяется на три направления – определение эксплуатационной надежности созданных логистических цепей, организация их эксплуатации и техническое обслуживание технологических процессов и технических средств.
Под эксплуатационной надежностью созданных логистических цепей понимается их способность выполнять заданные функции в течение требуемого интервала времени при определенных условиях эксплуатации и регламентируемом техническом обслуживании. В свою очередь, эксплуатационная надежность логистических цепей в зависимости от направленности их функционирования (рис. 9.4) имеет свои специфические особенности.
Так, надежность организационной направленности зависит от рационального построения последовательности выполнения логистических процедур и операций, исключающих их дублирование и возвратное движение. При этом выбор рациональных вариантов взаимодействия процедур и операций зависит, как правило, от тщательности проведения реинжиниринга логистических бизнес-процессов. Эксплуатационная надежность организационной направленности функционирования логистических цепей определяется соблюдением (нарушением) сроков поставки материально-технических ресурсов в звеньях логистической цепи, выполнением (невыполнением) поставки требуемых количества и номенклатуры сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Надежность экономической направленности функционирования логистических цепей характеризуется выполнением основных показателей деятельности логистики на предприятии.
Надежность технологической и технической направленности функционирования логистических цепей определяется в основном безотказностью и ремонтопригодностью. Безотказность характеризует способность логистических цепей функционировать без вынужденных перерывов, и определяется качеством компонентов, структурой логистической цепи и уровнем ее управления, а также функциональными и конструктивными особенностями в условиях эксплуатации. В качестве показателей безотказности применяются: вероятность безотказной работы технических средств и технологических процессов в течении заданного времени; наработка на отказ (среднее время безотказной работы) или параметр потока отказов технических средств и технологических процессов.
Ремонтопригодность или приспособленность логистических цепей к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения технического обслуживания и ремонта, обусловливается схемно-конструктивными особенностями технологических процессов и технических средств. К показателям ремонтопригодности относятся: среднее время восстановления технологических процессов и технических средств; вероятность такого восстановления в течение заданного времени. Кроме указанных показателей, характеризующих одну из составляющих надежности, используются также комплексные показатели, отражающие одновременно безотказность и ремонтопригодность. К ним относятся коэффициент готовности и коэффициент оперативной готовности.
Выбор вида показателя надежности конкретной логистической функции (процедуры, операции) производится исходя из времени и особенностей ее выполнения, а также характера связи надежности и эффективности функционирования всей цепи поставок. Так, например, параметр потока отказов применяется для описания надежности непрерывно выполняемых функций (процедур, операций), когда показатели эффективности пропорциональны длительности перерывов выполняемых функций (процедур, операций). В то же время, для функций (процедур, операций), выполняемых в течение короткого времени, показателем надежности может быть коэффициент оперативной готовности.
В процессе создания и эксплуатации логистических цепей должен устанавливаться и обеспечиваться требуемый уровень надежности всей цепи поставок, на которую влияет ряд факторов:
логистическая цепь является многофункциональной, в состав которой входит значительное количество подразделений предприятия, оперативный персонал и технические средства, поэтому для изучения и описания надежности цепи поставок применяется функциональный подход – надежность цепи в целом, надежность конкретных подсистем логистики, надежность реализации отдельных функций, процедур и операций;
функционирование логистической цепи рассчитано на длительный период, включая применяемые технологические процессы и технические средства, поэтому необходимо рассчитывать оптимальные сроки реновации технических средств по их функциональному назначению, типам, видам, маркам, а также по установленным физическим жизненным циклам;
логистическая цепь может обладать информационной и функциональной (в том числе по времени выполнения процедур и операций) избыточностью, которая приводит к более высокой надежности всей цепи поставок по сравнению с отдельными техническими устройствами, особенностями программ и алгоритмов, реализуемых техническими средствами или оперативным персоналом, поэтому необходимо, по возможности соизмерять степень надежности подсистем логистики, технических устройств, цепи поставок в целом.
Следующее направление стадии эксплуатации логистических цепей представляет собой организацию эксплуатации цепи поставок, при которой оперативный персонал службы логистики предприятия организуется по соответствующим участкам, обеспечивающим работу одной или нескольких подсистем логистики, закрепленных за ними. При этом исходными данными для расчета численности оперативного персонала являются сведения об эксплуатационной надежности технологических процессов и технических средств. Методы, по которым осуществляется данный расчет, основываются, как правило, на теории массового обслуживания, где в качестве потока заявок выступает поток отказов, а обслуживающими звеньями – оперативный персонал, решающий комплекс основных задач, как на проектной стадии, так и на стадиях реализации и эксплуатации логистических цепей (табл. 9.3).
Таблица 9.3
Основные задачи, выполняемы службой логистики на различных стадиях проектирования и функционирования логистических цепей
Стадия | Решаемые задачи |
Проектная стадия | участие в разработке планов и программ создания логистических цепей, подготовке технико-экономического обоснования, выработке технических требований, предъявляемых Наши рекомендации
|