Основные этапы проведения экономического анализа
№ п/п | Наименование этапа | Содержание этапа |
Составление плана аналитической работы | определение темы анализа и направлений использования его результатов, разработка программы и календарного плана проведения анализа, определение источников получения информации, разработка макетов аналитических таблиц и вариантов оформления результатов анализа | |
Подготовка материалов для анализа | подбор, систематизация и классификация имеющейся в наличии информации, сбор (при необходимости) дополнительных данных, проверка достоверности полученной информации, аналитическая обработка полученной и систематизированной информации | |
Предварительная аналитическая оценка | характеристика выполнения плана по изучаемым показателям, характеристика изменения показателей по сравнению с предшествующим плановым периодом, характеристика степени использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов | |
Анализ причин отклонений от плана | определение перечня взаимодействующих факторов и их группировка, определение связей и зависимостей между факторами, элиминирование влияния факторов, которые не зависят от состояния анализируемого объекта, определение степени влияния факторов в динамике | |
Итоговая аналитическая оценка | обобщение результатов экономического анализа, сводный анализ выявленных резервов снижения логистических издержек, выводы по результатам проведенного экономического анализа, подготовка предложений по реализации выявленных резервов снижения логистических издержек |
Итоговая аналитическая оценка укрупненно включает в себя следующие составляющие, определяющие степень выполнения, оптимизации или рационализации отдельных логистических операций, процедур или функций, а именно: выполнение плана поставки материальных ресурсов по срокам, количеству и номенклатуре; оптимизация объемов производственных и страховых запасов материальных ресурсов; рационализация погрузочных и разгрузочных работ; оптимизация транспортировки продукции по грузоподъемности и маршрутам движения транспортных средства; рационализация складских операций, связанных с хранением материальных ресурсов, комплектованием заказов для потребителей, формированием транспортных партий; применение эффективных способов сохранности материальных ресурсов.
При проведении технико-экономического анализа используется достаточно широкий комплекс показателей, оценивающих степень эффективности логистической деятельности, которые должны быть, по возможности, определенным образом сгруппированы, а, следовательно, классифицированы. При этом целью классификации является упорядочение всего комплекса технико-экономических показателей, в той или иной степени характеризующих процесс товародвижения как в натуральном, так и в стоимостном выражении во всех функциональных блоках логистики – материально-техническом снабжении, складском и транспортном хозяйстве, управлении запасами материальных ресурсов, производственном процессе, сбытовой деятельности.
Классификация показателей, оценивающих степень эффективности выполнения логистических операций и процедур на промышленных предприятиях и в организациях, осуществляющих коммерческую деятельность, дает возможность успешно применять эти показатели при оценке отдельных направлений производственно-хозяйственных функций с разнообразной широтой и детализацией, в различных масштабах и объемах, что, в свою очередь, позволяет:
во-первых, в полной мере и с большей достоверностью оценивать использование материальных ресурсов, их объем и затраты набором показателей определенной классификационной группы, которые комплексно характеризуют состояние потребления материальных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности;
во-вторых, контролировать правильность величин затрат и объемов материальных ресурсов, рассчитанных по отдельным основным показателям, с помощью дополнительных относительных или опосредованных показателей, которые могут внести определенные коррективы в установленные величины;
в-третьих, выявить скрытые резервы экономии и рационального использования материальных ресурсов, в частности, в промышленном производстве путем сопоставления технико-экономических показателей, характеризующих различные сферы производственно-хозяйственной деятельности;
в-четвертых, прогнозировать расход материальных ресурсов, как для текущего, так и для перспективного планирования производственно-хозяйственной деятельности на основе объективных всесторонних характеристик, отражающих динамику изменения использования материальных ресурсов.
В качестве предметов оценки эффективности логистической деятельности выделяются, в частности, объемы, затраты, использование и структура материальных ресурсов, применяемые в производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Соответственно, показатели, характеризующие указанные предметы оценки, классифицируются по масштабу оценки на общие и частные.
Общие показатели охватывают предметы и объекты оценки в целом и определяют состояние расхода материальных ресурсов при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций – системы материально-технического снабжения, основного и вспомогательного производства, транспортно-складского хозяйства, технической подготовки производства, оборотных средств, конструирования новых образцов техники и разработки технологических процессов ее изготовления. Частные показатели характеризуют состояние использования материальных ресурсов отдельно по каждому предмету оценки конкретного объекта дифференцированно по видам сырья, основных и вспомогательных материалов, топливно-энергетических ресурсов, полуфабрикатов, покупных готовых и комплектующих изделий.
Общие и частные показатели в зависимости от характерного измерителя каждого из них подразделяются на показатели, оценивающие затраты и использование материальных ресурсов в натуральном и стоимостном выражениях, а также в относительном выражении – коэффициенты, проценты, индексы. В свою очередь, каждый характерный измеритель объединяет группу показателей – прямых и косвенных.
Прямые показатели характеризуют предметы и объекты оценки абсолютно (в натуральном и стоимостном выражениях). Косвенные показатели, в свою очередь, подразделяются в зависимости от степени оценки на основные и дополнительные. Основные косвенные показатели оценивают степень использования материальных ресурсов и могут выражаться как в натуральных и стоимостных единицах, так и с помощью ряда коэффициентов и индексов (в относительном выражении). Дополнительные косвенные показатели характеризуют затраты и использование материальных ресурсов, опосредуя их через ряд показателей, которые являются дополнительными дифференцированными источниками – характеристиками при комплексной оценке объемов, затрат, использования и структуры материальных ресурсов.
Таким образом, все показатели затрат и использования материальных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций классифицированы по уровням или классификационным признакам, а также по физическому смыслу (рис. 8.5.).
В качестве примеров в таблицах 8.7 и 8.8 приведены некоторые показатели производственно-хозяйственной деятельности материально-технического снабжения и транспортного хозяйства промышленного предприятия, классифицированные в соответствии с рассмотренной классификационной схемой.
Таблица 8.7
Некоторые показатели оценки производственно-хозяйственной деятельности материально-технического снабжения предприятия
Показатели | Содержание показателей |
Объем | |
Прямые (в натуральном выражении) | потребность в материальных ресурсах – основное производство (среднесуточная), вспомогательное производство (по заявкам); запасы – текущий производственный, страховой; общий объем поставок материальных ресурсов |
Прямые (в стоимостном выражении) | удельный расход отдельных видов материальных ресурсов на единицу продукции; потребность (общая) в инструменте, запасных частях, вспомогательных материалах, приспособлениях |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | интервал (средний) поставки материальных ресурсов; обеспеченность предприятия в материальных ресурсах; среднегодовой абсолютный прирост объема продукции |
Дополнительные косвенные (в стоимостном выражении) | общий индекс производства (физического объема) продукции; оборотный фонд инструмента; прирост объема производства продукции; баланс материальных ресурсов; |
Затраты | |
Прямые (в стоимостном выражении) | амортизационные расходы основных фондов (месяц, год); нормативные затраты на обслуживание и ремонт оборудования; среднегодовая стоимость остатков оборотных средств |
Основные косвенные (в стоимостном выражении) | нормативы оборотных средств – на запасные части для оборудования, незавершенное производство, запасы готовой продукции; удельные материальные затраты на единицу продукции |
Дополнительные косвенные (в стоимостном выражении) | затраты материальных ресурсов на 1 час работы оборудования; средневзвешенная сумма приведенных затрат на использование новой техники; затраты на пар и сжатый воздух, силовую электроэнергию |
Использование | |
Прямые (в стоимостном выражении) | себестоимость единицы продукции (среднегодовая); сметная калькуляция себестоимости новой конструкции; эксплуатационная единица расхода работы оборудования; потери от брака |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | количество заготовок, получаемых из единицы материала; объем утилизированных веществ от общего количества отходов; количество используемых отходов в собственном производстве |
Основные косвенные (в относительном выражении) | удельная материалоемкость единицы продукции; коэффициенты – эксплуатационной материалоемкости оборудования, раскроя листового материала; среднее снижение норм расхода материальных ресурсов |
Дополнительные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – охвата изделий типовыми технологическими процессами, сортности продукции, применяемости материалов по типосорторазмерам |
Структура | |
Прямые (в относительном выражении) | удельный вес отдельных видов потребляемых материальных ресурсов в общем потреблении; удельный вес листового проката в общем производстве готового проката |
Дополнительные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – механизации (автоматизации) и электрификации производства, электроемкости продукции; удельный вес полуфабрикатов в общих материальных затратах |
Таблица 8.8
Некоторые показатели оценки производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства предприятия
Показатели | Содержание показателей |
Объем | |
Прямые (в натуральном выражении) | ассортимент перевозимой продукции; общий парк транспортных средств; сроки и скорость доставки грузов; эксплуатируемый парк транспортных средств |
Прямые (в стоимостном выражении) | сумма амортизации основных фондов (годовая); эксплуатационные расходы транспорта; стоимость грузовой массы; тарифная ставка; прямые эксплуатационные расходы |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | средняя масса транспортного средства брутто и нетто; бюджет времени транспортного средства; средний возраст действующих транспортных средств |
Основные косвенные (в стоимостном выражении) | первоначальная стоимость транспортных средств; полная восстановительная стоимость транспортных средств; текущие годовые эксплуатационные расходы на объем работ или единицу продукции |
Затраты | |
Прямые (в стоимостном выражении) | общая сумма эксплуатационных расходов; расходы на простой транспортных средств; нормативные затраты на обслуживание и ремонт транспортных средств |
Основные косвенные (в стоимостном выражении) | нормативы оборотных средств на запасные части для транспортных средств, по транспортной таре и оборудованию; средневзвешенная сумма приведенных затрат на использование новой техники |
Дополнительные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – ремонтных затрат, затрат на 1 час работы транспортного средства, использования транспортных средств; общий индекс затрат на транспортное хозяйство |
Использование | |
Прямые (в натуральном выражении) | средняя скорость доставки грузов; среднее время доставки грузов; производительность труда одного работника на транспорте; потребный парк контейнеров; время оборота контейнеров |
Прямые (в стоимостном выражении) | среднесуточный пробег транспортного средства; сметная калькуляция затрат на новую технику; эксплуатационная единица расхода транспортного средства; потери от перевозочного процесса |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | долговечность транспортных средств; пробег транспортных средств; производительность транспортных средств (среднесуточная); увеличение срока службы транспортных средств |
Основные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – использования транспортных средств, использования грузоподъемности транспортного средства; эксплуатационных издержек подвижного состава |
Структура | |
Прямые (в натуральном выражении) | средняя длина погрузочно-разгрузочных площадок и приемно-отправочных станционных путей; техническая и участковая скорость движения поезда |
Прямые (в стоимостном выражении) | амортизационные расходы на 1 час работы транспортного средства; восстановительная стоимость транспортных средств; выбытие транспортных средств за год |
Прямые (в относительном выражении) | процент порожнего пробега транспортного средства; оборот грузового вагона; коэффициенты – технической оснащенности транспортного хозяйства, механовооруженности труда |
Дополнительные (в относительном выражении) | коэффициенты – использования производственных площадей, механизации (автоматизации) производственных процессов, естественной убыли груза в процессе перевозки |
В качестве источников снижения логистических издержек следует выделить направления организационного, планового и управленческого характера. Организационное направление связано с долгосрочными соглашениями – договорами с поставщиками материально-технических ресурсов и с потребителями готовой продукции, а также с совместными программами по снижению логистических издержек. Плановое направление включает точность разработки планов и прогнозов выпуска и реализации готовой продукции. Управленческое направление связано с оптимизацией организационной структуры службы логистики и соответствующими рациональными принципами управления. Кроме этого, важным фактором в снижении логистических издержек является техническое направление, связанное с развитием научно-технического прогресса в области информационных связей, систем и технологий, совершенствованием технических устройств в части экономичности, применяемых в складском и транспортном хозяйстве.