Классификация потерь в логистических цепях
Причины возникновения потерь | Содержание потерь |
Объективные | простои транспортных средств, подъемно-транспортного и складского оборудования (по вине поставщика или потребителя); недостаточная надежность или мощность средств труда; несоответствие параметров оборудования характеру выполняемых работ; сверхнормативные запасы или дефицит предметов труда, возникающие вследствие изменения спроса; износ оборудования и технических устройств |
Субъективные | простои оборудования (по вине владельца); физическое повреждение продукции в результате проведения погрузочно-разгрузочных работ, перемещения продукции на складе, осуществления транспортных операций; образование неиспользуемых материально-технических ресурсов; низкое качество поставляемой продукции; неполное использование подъемно-транспортного и складского оборудования |
Логистические издержки, как правило, определяются применительно к подсистемам логистики – функциональным блокам: материально-техническое снабжение, складское хозяйство, управление запасами, транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия, производство (движение продукции по технологическим операциям), сбытовая деятельность. В свою очередь, логистические издержки могут рассчитываться как в целом по функциональным блокам, так и отдельно по процедурам, из которых состоит конкретный блок, а также по отдельным операциям определенной процедуры в зависимости от объекта приложения статьи логистических расходов.
Одновременно логистические издержки, опять же, в зависимости от характера и объекта приложения могут определяться в целом по всем направлениям логистической деятельности, осуществляемой на предприятии или в организации. В общем виде весь спектр логистических издержек с учетом их специфических особенностей, разнообразием вариантов приложения к объектам управления и выполняемыми логистическими функциями можно классифицировать по отдельным их видам в соответствии с рядом признаков (рис. 8.1.)
По принадлежности к товародвижению логистические издержки подразделяются на прямые и косвенные. Прямые логистические издержки связаны непосредственно с процессом товародвижения и представляют собой затраты на: упаковку и маркировку продукции, входной контроль продукции, передвижение продукции по складу, комплектование заказов и формирование транспортных партий продукции, транспортировку продукции, отгрузку продукции и ее продвижение по каналам распределения, обслуживание и эксплуатацию технических устройств, проведение погрузочно-разгрузочных работ. Косвенные логистические издержки призваны поддерживать процесс товародвижения и состоят из затрат на: создание соответствующих условий для нормальной работы сотрудников службы логистики, поддержание в рабочем состоянии зданий, в которых располагаются в том числе отделы и группы службы логистики, системы и средства безопасности и пожаробезопасности, общую информационную систему коммуникаций и связи.
По отношению к результату логистические издержки классифицируются на производительные и непроизводительные расходы. Производительные расходы характеризуются конкретным результатом, получение которого сопровождается затратами на: перемещение продукта в конкретное место назначения, складирование продукта в определенные ячейки, отпуск требуемого объема материальных ресурсов потребителю, сортировку продукции и формирование складской грузовой единицы. Непроизводительные расходы состоят из работ, которые не приносят конкретного результата по физическому перемещению продукта, но способствуют получению такого результата, и включают затраты на: обучение, подготовку и переподготовку сотрудников службы логистики, средства пожаротушения на складах, хранение материально-технических ресурсов, почтовые расходы и оплату пользования средствами связи, страхование грузов и транспортных средств.
По способу расчета логистические издержки подразделяются на калькуляционные и удельные. Калькуляционные издержки представляют собой затраты, которые рассчитываются на основе калькуляций или смет, составленных исходя из реальных нормативных, планируемых или прогнозируемых расходов в расчете на единицу выполняемой работы или оказываемой услуги. Рассматривая калькуляционные издержки с позиции возможности их расчетов, следует отметить, что к такого вида издержкам относятся, как правило, расходы, связанные непосредственно с техническими операциями, которые можно оценить количественно с помощью установленных норм выработки и норм расхода соответствующих материалов. К удельным издержкам относятся затраты на такие логистические операции, которые не могут быть оценены количественно по соответствующим статьям трудовых и финансовых затрат. Поэтому логистические издержки по таким операциям рассчитываются в относительных показателях – в процентах, в виде удельных затрат или различных коэффициентов.
По структуре формирования различают основные и трансакционные логистические издержки. Основные издержки представляют собой весь комплекс логистических затрат, связанных с процессом товародвижения в микрологистической цепи предприятия или организации – снабжение, складское и транспортное хозяйство, сбытовая деятельность. Кроме этих издержек к основным относятся затраты по доставке материальных ресурсов от поставщиков и готовой продукции потребителям. Трансакционные издержки, как правило, состоят из операционных логистических издержек в виде дополнительных к основным затратам на логистическую деятельность – это расходы, связанные с организацией товародвижения, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков и потребителей, заключением контрактов, организацией рекламных кампаний, обеспечением юридической защиты.
По виду распределения логистические издержки классифицируются на единовременные и повторяющиеся. Единовременные издержки включают в себя затраты, которые могут быть распределены в дальнейшем на определенные плановые периоды. К ним относятся затраты на: размещение заказа с организацией длительных производственно-хозяйственных связей с поставщиками, приобретение складских технологических устройств и транспортных средств с последующими амортизационными отчислениями, приобретение технических средств безопасности и пожаротушения. Повторяющиеся издержки представляют собой текущие затраты, связанные с: постоянной или периодической доставкой материальных ресурсов на предприятие или в организацию, их складированием и отпуском в производство; комплектованием заказов, формированием транспортных партий и отгрузкой продукции; погрузочно-разгрузочными работами.
По результатам работы логистические издержки классифицируются на плановые и фактические. Плановые издержки по целому ряду направлений логистической деятельности представляют собой планируемые затраты как по функциональным логистическим блокам, так и по отдельным процедурам и операциям. Фактические издержки определяются по результатам работы предприятия или организации, функциональным блокам логистики за определенный плановый период.
По уровню стабильности логистические издержки классифицируются на постоянные и переменные. Постоянные издержки состоят из затрат, которые не зависят непосредственно от объема товародвижения и не могут быть в течение короткого времени увеличены или снижены в связи с изменением грузопотока на всех стадиях товародвижения. Переменные издержки зависят от изменения объемов потребления предприятием материальных ресурсов, объемов реализации готовой конечной или промежуточной продукции (при увеличении или снижении количества выпускаемых изделий).
По степени дифференциации логистические издержки подразделяются на полные и поэлементные. Полные издержки характеризуют деятельность логистики на предприятии или в организации в целом, и, соответственно, выражаются в виде общих логистических затрат. Поэлементные издержки относятся или к функциональным блокам логистики, или к определенным процедурам, или к конкретным операциям, выполняемым в звеньях микрологистической цепи. Сумма поэлементных издержек логистических операций представляет собой издержки на осуществление процедуры, в которую входят данные операции, и, соответственно, сумма издержек на выполнение процедур – издержки по конкретному функциональному блоку логистики, а сумма издержек по всем функциональным блокам составляет полные логистические издержки по предприятию или организации.
По характеру содержания различают экономические и организационные логистические издержки. Экономические издержки состоят из расходов, связанных с физическим движением материально-технических ресурсов, и включают, в частности, налоговые и таможенные сборы, страхование продукции в местах ее хранения и транспортируемых грузов. Организационные издержки представляют собой совокупность затрат, связанных с организацией, диспетчированием и мониторингом логистической деятельности, экспедиторским обслуживанием, оказанием потребителям сервисных услуг. К данного вида издержкам относятся, в частности, оформление документации на доставку материальных ресурсов от поставщиков, или продукцию, имеющую определенные дефекты (рекламации).
По месту образования логистические издержки создаются в зависимости от иерархических уровней организационной структуры службы логистики – на рабочих местах или в ее подразделениях в целом. Логистические издержки на рабочих местах образуются в процессе проведения конкретных логистических операций и процедур и рассчитываются в зависимости от применяемых рабочих движений, времени функционирования технических устройств, трудоемкости выполнения организационных операций. Логистические издержки в подразделениях службы логистики характеризуются суммарными издержками логистических операций и процедур, осуществляемых на конкретном складе, на транспортном средстве, в производстве продукции – в конкретном производственном подразделении предприятия.
По используемым единицам измерения логистические издержки классифицируются на абсолютные и относительные. Абсолютные издержки определяются исходя из выполняемых логистических операций, процедур и функций, по которым можно установить абсолютные показатели, характеризующие осуществление конкретных работ – объемы перевозимых грузов, объемы складской переработки продукции, тарифы и таможенные пошлины на перевозимые грузы. В качестве абсолютных показателей могут быть использованы величины трудоемкости выполнения отдельных логистических операций и процедур, например, трудоемкость регистрации и обработки заказа и его комплектования, трудоемкость проведения контроля поступающей на предприятие продукции. Относительные издержки характеризуются тем, что часть логистических операций и процедур не может быть оценена расходами в абсолютном выражении, а рассчитывается в процентах к более общим показателям, например, амортизационные отчисления, физическое повреждение продукции, налоги на продукцию и оборудование, затраты на природоохранительные мероприятия.
По источникам возмещения логистические издержки имеют два основных направления восполнения: первое – включение большей части издержек в себестоимость производимой промышленным предприятием продукции; второе – возмещение части издержек из прибыли, получаемой предприятием. Для торгово-посреднических организаций существует только один источник возмещения логистических издержек – прибыль.
Расчет логистических издержек по каждому функциональному блоку логистики и полных логистических издержек в микрологистической цепи в общем виде осуществляется по этапам в следующей последовательности (рис. 8.2.).
Комментируя содержание приведенной на рис. 8.2. общей схеме формирования логистических издержек в микрологистической цепи, следует отметить, что затраты на конкретную операцию определяются в стоимостном выражении (при условии, что ее измерителем является стоимость). Возможен вариант, при котором операционные затраты определяются трудоемкостью. В этом случае величина трудоемкости в часах (нормо-часах) умножается на соответствующую почасовую ставку сотрудника (рабочего) – в результате определяются издержки в стоимостном выражении на операцию.
Затраты на процедуру являются суммой операционных затрат в стоимостном выражении. Здесь возможен вариант, когда отдельные затраты определяются в целом на процедуру (в процентах или в виде удельных затрат), тогда суммарные издержки на процедуру исчисляются с учетом этих затрат.
Формирование затрат по каждому функциональному блоку производится суммированием затрат по всем процедурам данного блока. Однако, часть затрат может относиться в целом к конкретному функциональному блоку. В этом случае они должны быть в общих затратах по функциональному блоку. Аналогичная ситуация возникает при расчете полных логистических издержек в микрологистической цепи, когда часть затрат в ней не может быть выражена абсолютной величиной (трудоемкостью или стоимостью), а определяется посредством коэффициентов, удельных затрат или процентов, отнесенных к соответствующим абсолютным величинам. В этом случае данные затраты суммируются с затратами по всем функциональным блокам логистики. Таким образом, осуществляется расчет полных логистических издержек предприятия или организации за определенный период времени.
Рассмотрим в общем виде логистические издержки по каждому функциональному блоку логистики: материально-техническому снабжению, складскому хозяйству, транспортному хозяйству, производственному процессу, сбытовой деятельности. Так, укрупненная классификация логистических издержек в материально-техническом снабжении представлена в табл. 8.2.
Таблица 8.2.