Виды и характеристика транспортных средств
Транспортное хозяйство, в широком понимании этого термина, является одной из подсистем логистики, которая обеспечивает процесс товародвижения между субъектами хозяйствования (поставщиками и потребителями) в макрологистических цепях. В свою очередь, транспорт участвует в движении продукции материально-технического назначения внутри материального производства на конкретных промышленных предприятиях, в строительных и торгово-посреднических организациях, на распределительных складских комплексах и таможенных терминалах – перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными или технологическими.
Транспортным хозяйством решаются разнообразные, многоплановые задачи, которые следует классифицировать на ряд направлений, а именно: организационное, экономическое, перевозочное, сервисное.
Организационное направление включает: диспетчирование транспортных перевозок по ряду основных операций (проведение коммерческого осмотра грузов, проверка транспортных средств, осуществление переадресации грузов, проведение перевалки грузов); разработку нормативной базы (расчет норм загрузки транспортных средств, дифференциация нормативов для насыпных, навалочных, наливных, лесных грузов); проведение подготовительных процедур (подготовка необходимой перевозочной документации, маркировка грузов, осуществление погрузочно-разгрузочных операций, определение сроков доставки грузов, формирование грузов в соответствующий транспортный пакет, составление грузового плана для различных видов транспорта).
Экономическое направление включает: анализ и оценку использования терминальных перевозок в международном сообщении, в крупных морских портах и транспортных узлах; анализ и оценку переменных затрат, связанных с перевозкой грузов (затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт); анализ и оценку постоянных затрат, связанных с перевозкой грузов; анализ и оценку логисических составляющих издержек; оценку соотношения себестоимости перевозок грузов и оборотных средств, вложенных в грузы (стоимость грузовой массы), находящиеся в процессе транспортировки; определение величины высвобожденных оборотных средств при ускорении доставки грузов; оптимизация расходов на транспортные операции (начально-конечные операции, перемещение грузов, дополнительные операции); минимизацию средств технической оснащенности фронта погрузки и выгрузки по стоимостному критерию.
Перевозочное направление состоит из: выбора оптимальных вариантов транспортировки грузов (выбор вида транспортировки или системы доставки грузов, выбор вида или нескольких видов транспорта, выбор или оптимальное сочетание способа транспортировки, оптимальное сочетание участников перевозочного процесса); составления рациональных маршрутов движения транспортных средств (расчет графиков движения транспортных средств по различным маршрутам, использование различных видов транспорта, разработка гибких схем маршрутизации перевозок; рационального использования транспортных средств по грузоподъемности (осуществление комбинированных перевозок, возможность использования дополнительного оборудования в процессе перевозки, разработка оптимальных схем укладки грузов в транспортное средство); транспортировки грузов (доставка грузов грузополучателям в установленные сроки, осуществление развоза мелкопартионного груза в место назначения, разрешение споров, возникающих в процессе транспортировки).
Сервисное направление имеет следующие составляющие: осуществление возврата многооборотной тары (поддоны, контейнеры) с организацией ее доставки; выбор логистических посредников с позиции оптимизации заданных заказчиком критериев (затраты, надежность и время доставки, сохранность грузов); отслеживание грузов (экспорт-импорт) при прохождении границ сопредельных государств; предоставление информации о транспортной компании по обслуживанию участников логистической цепи; получение документов для экспортно-импортных грузов; выполнение таможенных формальностей и контроль оплаты таможенных пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой; хранение, складирование, сортировка, комплектация грузов; информационные услуги, страхование и охрана грузов.
Транспортировки грузов предполагает различные варианты использования одного или нескольких видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существует ряд моделей перевозки грузов, которые представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Виды моделей перевозки грузов
Наименование модели | Специфические признаки | Методы организации |
Унимодальная | один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт | "от двери до двери" отправителя и получателя |
Интермодаль-ная | распределение ответственности за груз между участниками перевозки грузов, различные тарифы и транспортные документы | система "МРП" - толкающая плановая система |
Мультимодаль-ная | роль перевозчика - один вид транспорта, остальные участники перевозок - оплата услуг единая ставка фрахта, единый транспортный документ | "точно в срок" - тянущая позаказная система |
Трансмодаль-ная | единые транспортно-проездные документы на перевозку грузов различными транспортными средствами | "движущееся шоссе" - непрерывный процесс перевозки |
Амодальная | один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз | сочетание систем "МРП" и "точно в срок" - метод быстрого реагирования |
Унимодальная модель перевозки грузов предусматривает использование только одного вида транспорта при доставке грузов потребителю. Как правило, эта модель применяется в случаях, когда четко заданы начальный и конечный пункты транспортировки, и при этом отсутствуют промежуточные операции по складированию и грузопереработке. Эта модель используется при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки груза.
Все остальные модели относятся или к системе смешанной перевозки грузов, осуществляемой процесс транспортировки двумя видами транспорта (например, железнодорожный-автомобильный или морской-железнодорожный), или к системе комбинированной перевозки грузов, осуществляемой несколькими видами транспорта.
Интермодальная модель представляет собой последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта: трейлерные перевозки перемещение железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки – перемещение автотранспортных средств на вагоне-платформе; систем роудрейлеров – установка полуприцепа на железнодорожную тележку.
Мультимодальная модель перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги. К основным принципам функционирования приведенных моделей следует отнести: единый коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок; единый организационно-технологический подход к управлению перевозками; координация действия всех логисических посредников, участвующих в процессах транспортировки.
Наиболее прогрессивными моделями перевозки грузов на сегодняшний день, способными повысить конкурентоспособность транспортных услуг, являются: трансмодальная модель, основанная на технологии перевозок различными видами транспорта по единым транспортно-проездным документам; амодальная модель, предусматривающая организацию определенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта и контролируемых из одного диспетчерского пункта.
Транспорт в зависимости от масштаба его использования подразделяется на две самостоятельные группы – магистральный и промышленный. Магистральный транспорт (транспорт общего пользования) применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города, промышленные центры и экономические районы. Магистральный транспорт может быть сгруппирован следующим образом: универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный (трубопроводный); внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (осуществляет международные перевозки); круглогодичный (железнодорожный, автомобильный) и сезонный (внутренний водный). Ведомственный транспорт предприятий и организаций принято называть промышленным транспортом. Магистральный и промышленный транспорт (за исключением трубопроводного) может осуществлять как грузовые, так и пассажирские перевозки. На рис. 4.1 представлена классификация видов транспорта.
Каждый из приведенных на рис. 4.1 видов транспорта имеет свои специфические особенности и преимущества. Кратко рассмотрим характеристики видов транспорта и их значение для производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования – участников макрологистической цепи.
Железнодорожный транспорт является одним из важнейших видов современного транспорта. В настоящее время железнодорожный транспорт воплотил в себе результаты длительного процесса развития сети железных дорог и постоянного совершенствования отдельных их элементов – рельсовых путей, станционных построек, средств тяги, вагонов, средств связи, сигнализации и безопасности. Особенности и преимущества железнодорожного транспорта состоят в следующем:
во-первых, более низкая себестоимость перевозки грузов по сравнению с другими видами транспорта и возможность осуществления регулярной транспортировки независимо от метеорологических условий и времени года;
во-вторых, возможность сооружения железнодорожных путей практически на любой сухопутной территории и организации массовых перевозок с высокой провозной способностью, а также со значительной скоростью;
в-третьих, возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями с использованием подъездных железнодорожных путей и обеспечение доставки грузов без дорогостоящих перевалок;
в-четвертых, железнодорожный транспорт отличает универсальность подвижного состава, предназначенного для перевозок целого спектра различных грузов – нефти, и нефтепродуктов, угля, лесных и строительных материалов.
Железнодорожный транспорт имеет еще ряд специфических особенностей экономико-организационного характера, отличающих его от других видов транспорта, которые заключаются в следующем:
- высокая капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленная отдача авансируемого капитала. При этом окупаемость капитальных затрат в железнодорожном строительстве в значительной мере зависти от мощности осваиваемых грузопотоков на новых линиях;
- техническое оснащение железнодорожного транспорта включает в свой состав разнообразные и многочисленные сооружения и устройства – рельсовые пути с искусственными сооружениями, станции с соответствующими обустройствами, подвижной состав, устройства электроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения;
- преобладание в структуре фондов железнодорожного транспорта стоимости постоянных, стационарных устройств. Поэтому спады объемов перевозок грузов влекут за собой снижение доходных поступлений, что негативно отражается на финансовом состоянии железнодорожного транспорта;
- существование сформированной достаточно крупной промышленности, обслуживающей основную деятельность железных дорог, которая подразделяется на предприятия, выполняющие текущий ремонт и техническое обслуживание подвижного состава – локомотивные и вагонные дело, и ремонтные предприятия, осуществляющие капитальный ремонт и модернизацию подвижного состава, а также производящие запасные части для проведения текущего ремонта.
В организации, планировании, управлении, регулировании и координации функционирования железнодорожного транспорта выделяются два самостоятельных, но тесно связанных между собой направления производственно-хозяйственной деятельности: перевозка грузов (транспортировка грузов по заданным маршрутам в конкретное место назначения, обеспечение контроля за движением грузов в реальном масштабе времени); техническое обслуживание (комплекс научно-технических, исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение ремонта и обслуживания подвижного состава, сопровождающееся высокой трудоемкостью, материалоемкостью и энергоемкостью).
Автомобильный транспорт осуществляет перевозку грузов по безрельсовым путям – автодорогам и имеет значительную сферу применения как при доставке продукции на короткие и средние расстояния, так и на дальние расстояния, когда требуется перевезти специфичные виды грузов и при этом сократить время их доставки. Автомобильный транспорт имеет свои особенности, отличные от других видов транспорта, которые сводятся, в основном, к следующему:
во-первых, возможность перевозки практически всех видов грузов (от тарно-штучных до сыпучих и жидких), при этом партия груза при автомобильных перевозках в среднем в 5-10 раз меньше вагонных при железнодорожных перевозках, что позволяет мобилизовать из оборота значительные материальные ресурсы;
во-вторых, осуществление прямых доставок без перевалок грузов или сведения количества погрузочно-разгрузочных операций к минимуму, например, около четверти всех грузов железных дорог подвозится или вывозится со станции автомобильным транспортом – количество погрузочно-разгрузочных операций в этих случаях доходят до шести (по мелким оправкам – больше) против двух при прямой автомобильной перевозке;
в-третьих, возможность доставки грузов потребителям транспортных услуг с высокой скоростью (по скоростным характеристикам автомобильный транспорт уступает только воздушному), что повышает вероятность доставки груза точно в срок, например, при доставке груза на расстояние перевозки в 100 км автомобильным транспортом в 20 раз быстрее, чем железнодорожным;
в-четвертых, наличие значительной маневренности автомобильного транспорта, особенно при подвозе и вывозе продукции в пунктах грузоотправителей и грузополучателей, где отсутствуют подъездные железнодорожные пути, а в некоторых случаях выбор более короткого маршрута движения, когда, например, расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам;
в-пятых, возможность доставки грузов со значительным спектром применения автомобильного транспорта по расстояниям, при этом наиболее эффективно использовать автотранспорт в следующих диапазонах расстояний – при подвозе и вывозе массовых навалочных грузов до 100-200 км и при перевозке промышленных и продовольственных грузов до 400 км.
Однако автомобильный транспорт является наиболее трудоемким и затратным видом транспорта в связи с относительно малой грузоподъемностью и вместительностью автомобилей. Себестоимость перевозки грузов на автомобильном транспорте значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте.
Внутренний водный транспорт занимает специфическое место в транспортном обслуживании. Он обеспечивает доставку грузов в отдельные территориальные образования, не имеющие развитых сухопутных путей сообщения, и перевозку рядов грузов, в основном, массовых (уголь, строительные и лесные материалы). Следует отметить, что речные бассейны полностью или частично изолированы и образуют самостоятельные транспортные рынки. Внутренний водный транспорт имеет ряд специфических особенностей:
во-первых, сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов (так себестоимость перевозки на магистральных реках на 35% ниже железнодорожных перевозок и в 3-5 раз ниже автомобильных), что объясняется, прежде всего, удельными затратами энергии, которые на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта;
во-вторых, сезонность перевозки грузов и ограничение движения погодными условиями, что, естественно, влияет на продолжительность эксплуатации внутренних водных транспортных средств в течение года;
в-третьих, значительно меньше капитальные затраты по сравнению с сухопутным транспортом, так первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным магистральным рекам в 8–10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог и в 3-4 раза меньше затрат на строительство автомобильных дорог с твердым покрытием;
в-четвертых, высокая провозная способность внутреннего водного транспорта, которая обусловлена глубоководными внутренними водными магистральными путями, приспособленными для перевозки массовых грузов.
Морской транспорт широко применяется в международных перевозках и внутренних каботажных (судоходство между портами одной страны) перевозках. Наибольшая доля в объеме перевозок и грузообороте приходится на международные сообщения. Морской транспорт имеет ряд особенностей:
во-первых, наличие практически неограниченной линейной пропускной способности, которую могут сдерживать производительность переработки грузов в портах (причальных линий и погрузочно-разгрузочных механизмов) и пропускания способность каналов;
во-вторых, наличие, также как и на речном транспорте, сравнительно невысоких капиталовложений, как первоначальных, так и последующих – сооружение и эксплуатация путей сообщений, а также относительно невысоких топливно-энергетических затрат на перевозку грузов на дальние расстояния, следовательно, достаточно низкой себестоимости перевозочного процесса;
в-третьих, значительные объемы внешнеторговых грузов, которые ни один из других видов транспорта в настоящее время не может доставлять в международном и межконтинентальном масштабе.
Воздушный транспорт (самолеты и вертолеты) является самым скоростным, но при этом и самым дорогостоящим видом транспорта, осуществляющим грузовые перевозки, поэтому он играет значительную роль, в первую очередь, в пассажирских перевозках на дальние расстояния и при недостаточной развитости сухопутной транспортной инфраструктуры в некоторых территориальных образованиях. Основными преимуществами грузового воздушного транспорта являются:
во-первых, доставка срочных грузов, например, медикаментов, гуманитарной помощи, скоропортящихся грузов в места, где зафиксировано чрезвычайное положение;
во-вторых, доставка промышленной и продовольственной продукции, наиболее ценных грузов, а также почты в труднодоступные для сухопутного и водного транспорта территориальные образования;
в-третьих, достаточная маневренность подвижного состава воздушного флота в зависимости от объемов перевозимых грузов при наличии значительной беспосадочной дальности полета и кратчайших расстояний воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта.
Промышленный транспорт представляет собой производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющий внутренние перевозки грузов (заготовки, детали, узлы, агрегаты, готовая продукция) и внешние кооперированные перевозки между предприятием и поставщиками или потребителями. Поэтому промышленный транспорт является, с одной стороны, неотъемлемой частью производственного процесса, с другой стороны – важнейшим звеном транспорта общего пользования.
Рассмотренные виды транспорта (и их характеристики) в совокупности и своем взаимодействии при осуществлении смешанных перевозок представляют собой единую транспортную систему, которая имеет в своем распоряжении разнообразный подвижной состав, пути сообщения (сухопутные, водные, воздушные), парк различных погрузочно-разгрузочных механизмов и другие вспомогательные устройства и оборудование, обеспечивающие процесс перевозки грузов.