Эволюция логистики как экономического направления
Возникновение того или иного направления экономической деятельности (появление идеи или термина, разработка отдельных теоретических аспектов, практическое решение определенных, локальных задач) установить с конкретной степенью точности, как правило, достаточно сложно. Аналогичная ситуация сложилась с логистикой, однако, некую "точку отсчета" с точной достоверностью установить можно – подавляющая часть специалистов-исследователей в области логистики семантику термина "логистика" относят к Древней Греции.
Этимология (истинное значение слова) логистики далеко неоднозначна. Семантика, изучающая значение единиц языка, включает в свой состав три элемента языкового знака. По отношению к логистике все три элемента имеют древнегреческие корни. Первый элемент, означающий слово, представляет собой такие корни как: log – мышление; logos – разум, слово, учение; logo – думать рассуждать. Второй элемент денотата связан с обозначаемым предметом или явлением действительности (logismos – расчет, рассуждение, план; logistikas – вычисления, логика мышления). Третий элемент – означаемое слово как отражение предмета или явления в сознании человека (logistea – искусство практического проведения расчетов). Таким образом, обобщая изложенное выше, следует констатировать, что термин "логистика" согласно греческой интерпретации обозначал "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления".
Согласно французской интерпретации логистику связывают с термином loger (снимать квартиру, располагаться). Данное понятие объясняется тем, что историю возникновения и развития практической логистики связывают с военным делом, а точнее, с проблемами военных сообщений. Термин "логистика" имеется во всех основных европейских языках: logistics – английский; logistik – немецкий; logistique – французский; logistica – итальянский, испанский, португальский; logistikk – норвежский; logistyka – польский.
Как самостоятельная дисциплина и сфера деятельности логистика упоминается в конце IX – начале X вв. в военно-теоретическом трактате "Тактика Льва", автором которого является византийский император Лев VI Мудрый (царствовал в 886-912 гг.). Основополагающими дисциплинами им были названы следующие: стратегия – наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства; тактика – наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях. Наряду с ними автор перечисляет и раскрывает содержание целого ряда вспомогательных дисциплин, одной из которых является логистика – наука о структуре армии, ее снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха, вооружении армии военным имуществом, о своевременном обеспечении ее потребностей и соответствующей подготовке каждого акта военного похода.
В историческом ракурсе прослеживается два направления как общей трактовки термина "логистика" с позиции содержания, так и практического ее использования – математическое и военное применение.
Логистика является синонимом, правда несколько архаичным, терминов "математическая логистика" и "математическая логика". Лейбниц Г.В. (1646-1716 гг.) употреблял термин "logistica" и "logica mathematica" как синонимы для разрабатываемого им "calculus ratiocinator" - исчисления умозаключений, идеи которого получили впоследствии более полное воплощение в современной математической логике. В математике термин "логистика" имеет ряд производных: логистический метод – способ изложения формальной логики посредством построения формализованных языков; логистическая система – формальная система исчисления (неинтерпретированное исчисление, класс выражений, формула которого задается обычно интуитивно – посредством задания исходных элементарных формул и правил образования или построения формул). Понимание логистики как математической логики было закреплено на философском конгрессе, проходившем в Женеве в 1904 году.
Основоположником логистики как военного направления и в ее современном понимании является Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини (1779-1869 гг.) – видный военный историк и теоретик военного дела, швейцарец по происхождению. С 1798 года А.A. Жомини служил в швейцарской армии, с 1804 года – во французской, с 1813 года работал в России и служил в русской армии, (состоял в штабе Александра I), с 1826 года получил чин генерала от инфантерии (устаревшее название пехоты). Был военным советником Николая I и являлся одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828 год). А.А. Жомини являлся личным преподавателем цесаревича Александра II, для которого в 1837 году им была написана его важнейшая работа по логистике - "Précis de l`art de la guerre" ("Краткий курс военного искусства"), впоследствии переведенная на многие иностранные языки.
Данный трактат был разделен на две части: первая часть – чисто военные действия, связанные с искусством управления войсками (расположение конницы, артиллерии, пехоты, наступательные и оборонительные действия), вторая часть – управление тылом, связанное с обеспечением армии всеми необходимыми материальными ресурсами (обмундированием, военным снаряжением, боеприпасами, продуктами питания, медикаментами, лазаретами, полевой кухней), а при наступательных операциях осуществление строительства дорог, понтонов, мостов.
В своих трудах А.А. Жомини обобщил опыт войн конца XVIII – начала XIX века и внес значительный вклад в разработку методики исследования с использованием сравнительного метода. Труды А.А. Жомини оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципов ведения войны вплоть до начала XX века. Систему управления войсками и военными действиями А.А. Жомини подразделил на три составляющие – стратегию, тактику и логистику, которые определялись как "практическое искусство движения войск". Он утверждал, что логистика занимается не только перевозками, но и широким кругом вопросов, включающих планирование, управление и снабжение, определение мест дислокации войск, а также строительство коммуникаций.
Таким образом, логистика возникла как военное направление, но в связи с тем, что армия представляет собой структуру, в которой отсутствует производство и, соответственно, реализация продукции, то единственной функцией логистики на первых этапах и в дальнейшем (в военном деле) явилось снабжение – обеспечение армии в мирное время и в период войн необходимыми материально-техническими ресурсами военного назначения. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика является одним из четырех важнейших элементов военного искусства. В настоящее время под военной логистикой понимается совокупность материально-технических средств, необходимых для доставки боеприпасов и живой силы к месту боя, и мер по подготовке и осуществлению мероприятий, связанных с этим процессом. Армия – организация, где индивидуальные интересы подчиняются интересам всей системы, что для реализации идей логистики является необходимым условием.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако, как военная наука в полной мере логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Обеспечение армии материально-техническими ресурсами все более совершенствовалось благодаря продолжающимся разработкам логистических методов и моделей, которые охватывали все более широкий круг военных проблем и направлений использования. Так, в 1884 году американский институт военно-морского флота ввел понятие "логистика" для нужд навигации. В 1905 году майор американской армии Чонси Б.Бейкер выпустил "Наставления искусству воевать", относящиеся к передвижению и снабжению армии. Им было официально введено понятие "логистика", трактующееся как материально-техническое обеспечение армии и различные варианты ее дислокации.
Вторая мировая война внесла ряд корректив в развитие логистики. Вместо двух воюющих сторон в этой войне приняла участие коалиция, в частности СССР, США и Великобритания. Естественно, была необходима соответствующая координация не только чисто военных действий между этими странами, но и своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами войск, территориально разобщенных. Поэтому практические принципы логистики, используемой в военном деле, в полной мере реализовались уже в XX веке. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения именно в годы второй мировой войны.
Послевоенный период характерен развертыванием США значительного количества военных баз (морских, воздушных, сухопутных) на отдаленных зарубежных территориях. Поэтому приходилось решать задачи оперативного, маневренного и рационального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материально-техническими ресурсами. Следовательно, возникли задачи, требующие оперативного решения, и логистика несколько расширила свои границы, когда реализация логистических программ снабжения армии выходила на уровень отношений между многочисленными странами. Потребовалось решение задач по закупкам широкой номенклатуры материально-технических ресурсов в различных регионах и странах, по выбору оптимальных вариантов доставки грузов на десятки военных баз, рассредоточенных по регионам.
Современная военная география, изучающая военно-политические, военно-экономические, физико-географические условия и оперативное снабжение возможных сухопутных и морских театров военных действий, использует наработанные ранее логистические методы (рис. 1.1).
В послевоенный период резкого экономического подъема многие методы логистики, применявшиеся во время Второй мировой войны, временно отодвинулись на второй план, а точнее – были забыты. До 1950-х годов менеджмент и маркетинг решали, в основном, проблемы удовлетворения спроса и насыщения послевоенного товарного рынка. На этом этапе развития промышленного производства товары представляли собой однообразный ассортимент, и при этом более значительное внимание по сравнению с оформлением при производстве продукции уделялось ее функциональным качествам. Выполненные в одном цвете и габаритах товары были практически идентичны.
В период экономического спада в 1950-х годах менеджмент начал изучать сети физического распределения продукции. В этот же период, с развитием маркетинга, многие компании стали придавать большое значение удовлетворению различных требований потенциальных потребителей к продукции на различных сегментах рынка. Экономический спад и сокращение объемов прибыли привели к созданию такой экономической ситуации, в которой промышленное производство и торговля вынуждены были искать более эффективные системы контроля за затратами.
На многих предприятиях и в организациях менеджмент пришел к выводу, что физическое распределение продукции производственного и потребительского назначения представляет собой вид деятельности, затратам на которую не придавалось внимания, и они до сих пор не оценивались. Одновременно появились определенные тенденции, которые привели к необходимости сосредоточить внимание на распределении продукции.
Прежде всего, быстрыми темпами начала расти стоимость транспортных услуг, поэтому традиционные методы распределения продукции стали более дорогими. В этой связи возникла необходимость более жесткого контроля транспортных расходов практически на всех видах транспорта, особенно железнодорожного и автомобильного, тарифы на грузовые перевозки которых являются выше тарифов на грузовые перевозки водным транспортом.
В этот период произошли фундаментальные изменения в отношении к запасам материально-технических ресурсов. Изменения в характеристиках продукции обозначали для изготовителей и каналов распределения необходимость оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что привело к увеличению объемов запасов продукции, занимающей прежние складские площади. Одновременно с этим возникла необходимость увеличения запасов, так как изготовители продукции не были уверены в предпочтениях потребителей.
В начале 1960-х годов ассортимент товаров существенно расширился, что явилось прямым следствием маркетинговой политики, направленной на то, чтобы удовлетворять потребности каждой отдельной группы потребителей, а также каждого потребителя в продукции, в которой они нуждаются. Однако, до этого периода система распределения на предприятиях и в организациях строилась исключительно на функциональной основе при отсутствии теории и концепции интеграционного процесса товародвижения. Такое положение объясняется следующими факторами.
Прежде всего, до широкого распространения вычислительной техники отсутствовали возможности интеграции процесса товародвижения, более того, не предполагалось, что межфункциональная интеграция может повысить результативность распределения продукции. Таким образом, даже начальное развитие информационных технологий не затронуло процесс товародвижения. Внедрение вычислительной техники на ранних этапах ее развития способствовало совершенствованию отдельных распределительных функций, таких как оборот заказов, управление запасами, транспортные операции.
Далее, в этот период наблюдается довольно изменчивый экономический климат – резкие колебания рыночных условий. Целевой функцией предприятий и организаций становится непрерывное наращивание прибыли, что, в свою очередь, существенно повлияло на решение задач в отношении всемерного сокращения расходов. В этот период невозможно было сломить сложившийся стереотип функционального разделения учета издержек и их снижения, а интеграционные процессы в системе распределения предполагают возможное увеличение издержек в отдельной функциональной области товародвижения, которое позволяет снижать общие расходы в системе распределения.
В период с 1960 по 1970 годы развитые страны достигали успеха благодаря следующим основным факторам (рис. 1.2).
В 70-х – 80-х годах появляются определенные признаки замедления развития промышленности практически во всех странах, вследствие которого возник ряд проблем, связанных с достаточно резким снижением темпов роста в целом, в том числе в сфере материального производства. Данные проблемы представляли собой следующее: общее снижение деловой активности в торговле, строительстве, добывающих и перерабатывающих отраслях производства, инвестиционной политике; стагнация промышленного производства привела к увеличению банковских процентных ставок; резко обострилась международная конкуренция в сырьевых отраслях производства, в изготовлении промежуточных продуктов, и особенно в выпуске конечного готового продукта.
В 1970-х годах стоимость транспортных услуг возросла до критического уровня, так как цены на топливо стремительно увеличивались, а в отдельных регионах Европы и США наблюдался дефицит в топливных ресурсах. Транспорт перестал считаться стабильным фактором бизнеса и надежной опорой в деловых отношениях. Для реализации проблем процесса товародвижения, связанных с транспортировкой продукции, необходимо было осуществлять менеджмент более высокого уровня, причем решать одновременно важнейшие вопросы, связанные как с текущими транспортными операциями, так и с политикой, в том числе – энергетической.
Период 1980-х годов и начала 1990-х ознаменовался определенными и существенными переменами в области распределения и товародвижения продукции, которые произошли вследствие ряда существенных экономических и технических преобразований (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Экономико-технические преобразования и их результаты
№ п/п | Экономические и технические преобразования | Результаты преобразований |
Государственное регулирование бизнеса | Осуществление реформ инфраструктуры товародвижения | |
Организация совместных баз данных | Появление компьютеров массового пользования | |
Развитие информационных технологий | Возникновение новых стратегий в товародвижении | |
Появление системы управления качеством | Повышение требований к обслуживанию потребителей | |
Возникновение стратегических союзов | Ликвидация дублирования операций в товародвижении |
Таким образом, на протяжении довольно длительного периода, начиная с 1950-х годов и до середины 1990-х годов создавались необходимые предпосылки для становления логистики в том виде, в котором она функционирует сегодня. Естественно, что логистика в этот период развивалась благодаря достижениям научно-технического прогресса, совершенствованию организационных форм в производственных отношениях, экономическим преобразованиям в сфере производства и торговли, международной специализации и кооперирования.
В отношении эволюции логистики и этапов ее развития зарубежные и отечественные специалисты в этой области предлагают несколько отличных друг от друга версий, но в одном они сходятся во мнении: развитие логистики прошло два глобальных этапа. Первый этап – военное направление логистики, основанное на рациональном снабжении армии необходимыми материально-техническими ресурсами. Второй этап – рождение, формирование, становление и развитие логистики как гражданского направления экономической деятельности.
Развитие логистики прошло несколько этапов или периодов – становление, формирование, собственно, развитие. В каждом периоде на ее направление деятельности влияли соответствующие факторы, характеризующие в большей степени экономическое положение и функционирование бизнеса. На рис. 1.3 представлены обобщенные периоды развития логистики, факторы, повлиявшие на ее развитие и основные направления деятельности логистики в эти периоды.
Период 1950-х годов характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат (как производственных, так и логистических). В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистических концепций, которые заключаются в следующем: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепций маркетинга; развитие теории и практики военной логистики. К характерным чертам периода 1950-х годов относится локальное решение логистических задач: закупки сырья, материалов, комплектующих изделий; транспортировки продукции; складирования и грузопереработки; управления запасами продукции; упаковочной индустрии.
Период 1960-х годов характеризуется интенсивным развитием теории и практики логистики. Одним из ключевых факторов этого развития явилось появление концепции общих (тотальных) затрат в физическом распределении. В этот период наступили изменения в моделях и отношениях потребительского спроса – развитие олигополистических рынков, что привело к поиску новых путей координации спроса и предложения, повышению качества обслуживания потребителей. К характерным чертам периода 1960-х годов относятся теоретические разработки в области логистического менеджмента; физического распределения готовой продукции; производственного менеджмента.
Период 1970-х годов ознаменовался резким ухудшением экономического положения Европы и США. Растущая инфляция и безработица, ожидание социального взрыва потребовали разработки срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. Тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства и транспорта. В этот период были сформулированы принципы бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Акцент логистики сместился на производство (снижение себестоимости производства продукции и рациональное использование материальных ресурсов) на фоне значительного роста общих логистических издержек.
В 1970-х годах практически завершилась, так называемая "тарно-упаковочная революция", которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение. Значительное развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных складских комплексов, активно начала внедряться контейнеризация перевозок грузов.
Период 1980-1990 годов представляет собой бурное развитие логистики – максимальная за все предыдущие периоды интеграция логистических процедур и операций, осуществляемых в компаниях, и ее партнеров в полной логистической цепи. Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций. Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи.
Третий период (1980-е годы) представляет собой уже частично интеграционные функции: сфера закупок и снабжение – производство – сфера физического распределения продукции. К дополнительным функциям были отнесены: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча (или закупка) сырья, управление запасами промежуточной продукции в незавершенном производстве. При этом компании стремились повысить производительность системы товародвижения, а не сократить расходы, как это характерно для логистики предыдущих уровней развития.
Четвертый период (1990-е годы) характерен интеграцией функций: сфера закупок и снабжения – управление материалами в сфере производства – сфера физического распределения. На этом этапе развития логистики интегрируются не только процессы планирования и контроля логистических процедур и операций, но и операции маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление логистикой осуществляется на основе долговременного планирования, а работа логистики оценивается с учетом требований международных стандартов.
Период 2000-х годов характеризуется максимальной интеграцией логистики на фоне мировых интеграционных процессов – глобализации экономики (бизнеса), что приведет к передаче логистике значительной части функций производственно-хозяйственной деятельности экономических и социальных систем. Поэтому экономическое значение логистики как средства поддержки и повышения прибыльности производства в настоящее время велико как никогда. Многие специалисты сходятся во мнении, что проблемы логистики одинаковы во всем мире – язык, культура или стиль управления не создают практических различий.
Логистика сегодня распространена во всех сферах экономики. Она создает условия для нормальной деятельности той сети, которая призвана обеспечивать нормальную жизнедеятельность предприятий и организаций. Повышение производительности, достигнутое в логистике как системе, создает источник рационализации и оптимизации, который можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Таким образом, логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности в целом, и становится одним из существенных направлений экономического прогресса.