Эволюция закупочной логистики. Характеристика этапов ее развития.

Сущность, цели и задачи закупочной логистики

Деятельность любого предприятия как государственного, так и частного сектора зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг. В этой связи целесообразно использовать закупочную логистику.

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных предприятия материальными ресурсами, торговых организаций товарами.

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производственных предприятий и торговых организаций в материальных ресурсах и товарах с максимально возможной экономической эффективностью.

Закупка материальных ресурсов и товаров — важная и ответственная функция в производственно–экономической системе любого уровня. Субъекты хозяйствования осуществляют закупки материальных ресурсов или товаров для удовлетворения собственных нужд или для перепродажи. Производственные предприятия используют основную часть закупаемых материальных ресурсов на выпуск продукции, ремонтно–эксплуатационные нужды, капитальное строительство, а незначительное количество продают другим организациям. Торговые организации, в том числе оптовые и розничные, напротив, приобретают товары с целью их дальнейшей продажи.

Внедрение логистики в практику закупок позволяет достичь следующих целей:

· осуществления функций закупки с минимальными основными и оборотными средствами;

· снижения текущих издержек при закупке, себестоимости и цены;

· исключения простоев в производстве и перебоев в торговле из–за недостатка материальных ресурсов и товаров;

· создания условий для успешного решения маркетинговых задач предприятия.

Для достижения этих целей перед специалистами в области логистики и материально–технического снабжения ставятся следующие задачи:

· закупка материальных ресурсов и товаров в таком ассортименте, который в наибольшей степени отвечает требованиям производства и торговли, обеспечивает эффективное их потребление, исключает необоснованные отходы и потери;

· безусловное выполнение требований производства и торговли к качеству закупаемых материальных ресурсов и товаров;

· обеспечение поставок материальных ресурсов и товаров в полном объеме в соответствии с выявленной потребностью производства и торговли;

· достижение строгой согласованности сроков закупки материальных ресурсов со сроками их в производство и товаров с потребностью рынка;

· определение наиболее рациональных партий закупки материальных ресурсов и товаров;

· обеспечение доставки наиболее экономичным способом в нужное место и своевременной их разгрузки;

· осуществление строгого входного контроля количества и качества поступающих материальных ресурсов или товаров;

· совершенствование документооборота, сопровождающего закупки.

Содержание операций закупочной логистики.

Для решения перечисленных задач необходимо, чтобы выполнялись следующие операции:

· классификация материальных ресурсов и товаров, потребляемых предприятием или организацией;

· анализ эффективности потребления материальных ресурсов или использования товаров;

· расчет потребности в материальных ресурсах или товарах с учетом оптимизации их потребления и использования;

· определение необходимого объема закупки материальных ресурсов или товаров на планируемый период;

· оперативное исследование предложения на рынке материальных ресурсов или товаров;

· увязка запросов предприятия или организации с рыночным предложением материальных ресурсов и товаров;

· выбор каналов закупки материальных ресурсов и товаров;

· выбор поставщиков;

· установление хозяйственных взаимоотношений с поставщиками;

· заключение договоров на закупку необходимых материальных ресурсов и товаров;

· подготовка бюджета закупок, включающий различные виды затрат (стоимость выполнения заказов по поставкам; транспортировка, экспедирование и страхование; приемка и проверка материальных ресурсов; поиск информации о потенциальных поставщиках);

· разработка оперативных планов закупок;

· расчет оптимальных размеров партий и интервалов закупок материальных ресурсов и товаров;

· оперативное управление закупками и доставкой грузов предприятию или организации, их регулирование;

· входной контроль материальных потоков;

· организация оперативного учета наличия, закупки и расхода, использования материальных ресурсов или товаров;

· оперативный анализ обеспеченности производства или торговли материальными ресурсами и товарами.

В содержании закупочной логистики включены виды деятельности предприятий и организаций, конечной целью которых являются своевременная закупка и доставка материальных ресурсов и товаров.

Эволюция закупочной логистики. Характеристика этапов ее развития.

Таблица - Характеристика стадий эволюции закупок

Стадии Определение Характеристика
1. пассивная Подразделение закупки не имеет стратегической направленности и в основном отражает потребности других подразделений организации Большая доля времени на фиксированные рутинные операции; функциональные и индивидуальные взаимоотношения имеют низкий приоритет
2. независимая Подразделение закупки использует современные методы и процедуры, однако его стратегическая направленность независима от корпоративной стратегии компании Закупочная деятельность базируется в основном на сокращении затрат и усилении дисциплины поставок; координационные связи установлены между закупками и техническими подразделениями; топ-менеджмент осознаёт важность профессионального развития; топ-менеджмент осознаёт возможности вклада подразделения закупок в увеличении прибыльности бизнес-компании
3. поддерживающая Подразделение закупки поддерживает корпоративную стратегию компаний за счет методов управления закупками и продуктов, которые усиливают конкурентную позицию фирмы Персонал подразделения закупок включается в команды управления продажами; поставщики рассматриваются как ресурс, с акцентом на опыт, мотивацию и взаимоотношения; рынки, продукты и поставщики постоянно отслеживаются и анализируются
4. интегративная Стратегия закупок полностью интегрирована в корпоративную стратегию фирмы и составляет часть общего стратегического плана Налажены функциональное обучение и переподготовка исполнительного персонала подразделения закупок; установлены постоянно действующие коммуникационные связи закупок с другими подразделениями компании; фокус профессионального развития закупок ориентирован на стратегические элементы корпоративного плана; измерение эффективности закупок связано с их вкладом в успех компании.

Наши рекомендации