Раздел 1. Теоретические основы логистики
В.И. Степанов
Л о г и с т и к а
В товароведении
Учебник
Москва – 2006
УДК 347.763
УДК 658.8
УДК 658 (075.8) 33
ББК 65.40 я 73
ББК 65.050 я 73
ББК 65.9 (2) 40
ББК 65.050
ББК 65.37
ББК 65.40
Степанов В.И. Логистика в товароведении. Учебник для высших учебных заведений.
В учебнике изложены понятийный аппарат логистики и сформулированы основные задачи, решаемые в сферах ее деятельности. Подробно рассматриваются направления функционирования логистики – материально-техническое снабжение, складское и транспортное хозяйство, сбытовая деятельность. Отдельный раздел учебника посвящен функционированию логистических цепей, в котором отражены организационные аспекты логистики и эффективность ее деятельности. Учебник предназначен для учащихся вузов по специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров", аспирантов и преподавателей вузов, а также практических работников, руководителей и специалистов в области логистики.
Содержание
Предисловие
Раздел 1. Теоретические основы логистики
Глава 1. Введение в логистику
1.1. Эволюция логистики как экономического направления
1.2. Понятийный аппарат логистики
1.3. Основные функциональные блоки логистики
Глава 2. Методические обеспечение логистики
2.1. Концептуальные основы логистической деятельности
2.2. Формы и этапы логистических исследований
2.3. Информационное обеспечение товародвижения
Раздел 2. Операционная логистика
Глава 3. Материально-техническое снабжение
3.1. Нормирование и планирование в снабжении
3.2. Организация закупочной деятельности
3.3. Структура запасов материальных ресурсов
Глава 4. Транспортное хозяйство
4.1. Виды и характеристика транспортных средств
4.2. Выбор способа транспортировки и перевозчика
4.3. Формирование тарифов на транспорте
Глава 5. Складское и тарное хозяйство
5.1. Назначение, классификация и устройство складов
5.2. Технологические процессы на складах
5.3. Организация тарного хозяйства
Глава 6. Производственно-сбытовая деятельность
6.1. Товародвижение при производстве продукции
6.2.Планирование реализации продукции на предприятиях
6.3. Организация и регулирование сбытовой деятельности
Раздел 3. Функционирование логистических цепей
Глава 7. Организационные аспекты логистики
7.1. Оптовая и розничная торговля
7.2. Ресурсосбережение в логистических цепях
7.3. Организация службы логистики на предприятии
Глава 8. Эффективность логистической деятельности
8.1. Издержки в функциональных блоках логистики
8.2. Задачи и методы технико-экономического анализа
8.3. Оценка затрат на логистические процедуры и операции
Глава 9. Порядок создания и функционирования логистических цепей на различных уровнях управления
9.1. Общие положения процесса проектирования и эксплуатации логистических цепей товародвижения
9.2. Методическое обеспечение проектирования и функционирования логистических цепей
9.3. Перечень задач и этапы их реализации при проектировании материальных и информационных потоков
Литература
Предисловие
Логистика в общем виде представляет собой систему управления потоковыми процессами – материальными, информационными и финансовыми потоками. Современная логистика включает в себя производственно-хозяйственные, организационные, правовые, экономические аспекты и целый ряд разнообразных функций, обеспечивающих процесс товародвижения, и одновременно является состоявшимся и действующим механизмом на различных уровнях управления движением материально-технических ресурсов.
В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает условия для нормальной деятельности той сети, которая призвана обеспечивать нормальную жизнедеятельность предприятий и организаций. Повышение производительности, достигнутое в логистике как направлении экономической деятельности, создает источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Таким образом, логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности в целом, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.
В производственной и торговой деятельности субъектов хозяйствования затраты на распределение материально-технических ресурсов постоянно возрастают. Причины такого положения разнообразны и неоднородны по своей экономической сути. Следует отметить, что существенное влияние на различные изменения системы распределения оказали исторические преобразования в логистике. В свою очередь, эти преобразования происходили как в самих методах и принципах управления процессом товародвижения, так и в общем организационно-экономическом развитии общества, на которое повлияли внешние факторы экономического, социального и политического характера.
Постоянно возрастающий интерес к изучению логистики обусловлен широкими потенциальными возможностями повышения оперативности материально-технического снабжения сырьевыми ресурсами и сбыта промежуточной и конечной готовой продукции, которыми обладает комплекс взаимосвязанных методов, принципов и факторов логистического направления производственно-хозяйственной и экономической деятельности предприятий и организаций. Перевод деятельности предприятий с функциональной на процессную ориентацию требует создания интегрированной логистической системы, необходимой для координации работ, связанных с планированием снабжения, закупками, транспортно-складским хозяйством, сбытовой деятельностью. В свою очередь, такая постановка вопроса влечет за собой соответствующие изменения организационных структур предприятий.
Внутреннее содержание логистики выражается совокупностью, единством многообразных форм ее проявления, которые состоят в следующем: доставка определенного вида, наименования и комплектации продукции производственного или потребительского назначения, в необходимых количествах, обладающих требуемыми качествами и свойствами, по приемлемой цене, по которой потребитель готов приобрести данный продукт, в точно указанное место назначения, в строго определенный срок и конкретному потребителю.
Логистика охватывает многочисленные функциональные области производственной, хозяйственной и экономической деятельности предприятий и организаций. В сферу ее действия входят: материально-техническое снабжение (закупка сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий); складское хозяйство (организация приемки, контроля, складирования и отпуска материальных ресурсов потребителям); транспортное хозяйство (выбор оптимальных вариантов вида транспорта, осуществление доставки материальных ресурсов до потребителей, эксплуатация транспортных средств, разработка оптимальных маршрутов их движения); управление запасами (хранение материальных ресурсов, определение оптимальных объемов хранимых запасов, прогнозирование уровня запасов материальных ресурсов); распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям промышленного предприятия; движение материальных ресурсов, заготовок, деталей, узлов и агрегатов по технологическим операциям производственного процесса; сбытовая деятельность (организация и управление процессом реализации промежуточной или конечной готовой продукции потребителям по прямым или косвенным каналам распределения).
Принципы логистики находят применение при проектировании гибких производственных систем, при организации гибких систем складской грузопереработки (общей массы грузов, подвергшихся складским операциям); при организации рациональных систем грузовых перевозок, сочетающих различные виды транспорта; при оптимизации всей транспортной отрасли, включающей железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт.
Функциональные области логистики включают в свой состав многообразие задач, среди которых можно выделить следующие: своевременная доставка продукта; прогнозирование потребности предприятий и организаций в продукции материально-технического назначения; прогнозирование спроса на перевозки различным видом транспортных средств; оперативный и аналитический контроль за состоянием запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, определение оптимальной потребности при организации звенности логистических цепей различных уровней управления.
Системный подход к разделению логистики на ее различные функции привел логистику на современном этапе к интеграции в соответствии с существующими тенденциями глобализации бизнеса и экономики. Данный подход предполагает многокритериальную оптимизацию логистического процесса, в том числе учет конструкторами требований технологичности (удобства сборки, обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации продукции длительного пользования), транспортабельности (сохранения качественных и количественных параметров при транспортировании в установленных стандартами и нормативными актами условиях) и утилизируемости продукции на стадии разработки модификаций существующих и выпускаемых изделий, а также новой продукции, создание образцов тары с учетом особенностей грузопереработки на различных видах транспорта и грузоподъемности транспортных средств.
Цель настоящего курса – изучение основных положений, категорий и закономерности логистики как современного теоретического и практического направления, рассмотрение главных подходов к формированию комплексной программы повышения конкурентоспособности компаний, предприятий и организаций с точки зрения логистики как современного экономического направления предпринимательской деятельности, в частности применения логистического подхода к управлению бизнес-процессами в различных сферах производства и экономики посредством осуществления логистического функционального управления развитием ресурсного потенциала отдельных фирм, компаний, предприятий и организаций.
Планирование реализации продукции на предприятиях
Сбытовая деятельность – процесс продвижения конечной (промежуточной) продукции, выпускаемой конкретными предприятиями, на рынок и ее реализация организациям-потребителям (товары производственного назначения) и индивидуальным потребителям (товары потребительского назначения). Сбыт представляет собой комплекс организационных, плановых и оперативно-управленческих мероприятий, связанных с поставкой, реализацией и продвижением продукции от поставщика к потребителю.
Планирование сбытовой деятельности состоит из нескольких основных функций: разработка оперативных и перспективных планов продаж готовой продукции; формирование ассортиментного плана производства; планирование рекламных компаний; планирование мероприятий по стимулированию сбыта; планирование новых рынков сбыта и каналов продвижения продукции; планирование количества потенциальных заказов; составление плановой сметы затрат на сбытовую деятельность.
Планирование сбыта на промышленных предприятиях находит конкретное выражение в соответствующих планах. К ним относят: планы общего объема поставок готовой продукции; планы реализации готовой продукции; планы ассортиментной поставки; планы ассортиментных заказов производству; планы отгрузки (перевозки готовой продукции). В сбыте принято оперировать такими показателями, оценивающими его деятельность, как товарная, реализованная и отгруженная продукция.
Товарная продукция – объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаще всего за год) конечной готовой продукции, исчисленный в стоимостном выражении. Товарная продукция предназначена для удовлетворения потребностей организаций-потребителей в товарах производственного назначения и индивидуальных потребителей в товарах потребительского назначения.
Реализованная продукция – объем готовой продукции в стоимостном выражении, проданной предприятием за определенный период времени и оплаченной потребителем. Реализованная продукция определяется моментом поступления финансовых средств от потребителей на счет предприятия-изготовителя (поставщика).
Реализованная продукция по своему составу тождественна товарной продукции, но отличается тем, что в реализованной продукции учитывается изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. Связь между реализованной продукцией (РП) и товарной продукцией (ТП) определяется следующим соотношением:
, (6.3)
где ОН – остаток нереализованной продукции (остатки на складах предприятия-изготовителя и остатки отгруженной продукции, но не оплаченной потребителем) на начало планируемого периода;
ОК – то же, остаток нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Отгруженная продукция – продукция, изготовленная на предприятии (поставщике), доставленная и отгруженная на склад потребителя. Показатель "отгруженная продукция" имеет много общего с показателем "товарная продукция" и "реализованная продукция".
Отгруженная и товарная продукция одинаковы по своему составу, но отличаются друг от друга тем, что в состав отгруженной продукции включается изменение запасов готовой продукции на складе предприятия-изготовителя на начало и конец планируемого периода. Связь между товарной и отгруженной продукцией (ОП) аналогична связи товарной и реализованной продукции:
, (6.4)
где ЗН – запасы готовой продукции на начало планируемого периода;
ЗК – запасы готовой продукции на конец планируемого периода.
Схематично расчет плана реализации в стоимостном выражении может быть представлен следующим образом. Предварительно определяется общий объем выпуска товарной продукции, к которому добавляются остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода и исключаются остатки на конец планируемого периода:
, (6.5)
где ТП – товарная продукция;
ЗН – запасы готовой продукции на складах предприятия-изготовителя на начало планируемого периода;
ЗК – запасы готовой продукции на складах предприятия-изготовителя на конец планируемого периода;
ОП – объем отгруженной продукции (объем поставок);
ОН – остатки отгруженной продукции, но не оплаченной потребителями на начало планируемого периода;
ОК – то же, на конец планируемого периода;
РП – реализуемая продукция.
Таким образом, продукция, реализуемая предприятием-изготовителем, складывается из трех источников: товарная продукция данного планового периода; переходящие запасы готовой продукции на складах предприятия-изготовителя; остатки отгруженной продукции, но не оплаченной потребителями в установленный срок. Схематично составление расчета плана реализации на планируемый период отражено на рис. 6.7.
В план реализации включается только та номенклатура готовой продукции, которая реализуется за пределы промышленного предприятия – в план не включается та часть изготовленной продукции (полуфабрикаты, готовая продукция), которая потребляется для собственных производственно-хозяйственных нужд внутри данного предприятия. При этом номенклатура готовой продукции, включенная в план реализации, должна соответствовать выявленной ассортиментной потребности потребителей.
Остатки готовой продукции на начало и конец планового периода рассчитываются в натуральном и стоимостном выражении на складе промышленного предприятия и в стоимостном выражении для отгруженной продукции. При этом определение данных остатков требует дополнительных расчетов, которые осуществляются отдельно для запасов готовой продукции на складе и для отгруженной, но неоплаченной продукции. При расчете ожидаемых остатков готовой продукции на складе и в отгруженной продукции необходимо проанализировать соответствующие экономические показатели деятельности предприятия, а именно: фактическое состояние остатков нереализованной товарной продукции на последнюю отчетную дату к моменту составления плана реализации; выполнение плана реализации за истекший период; отклонения фактических запасов нереализованной продукции от плановых.
Источником показателей фактического наличия остатков нереализованной продукции к началу составления плана реализации являются данные оперативного учета по номенклатуре и по их видам: готовая продукция на складе; продукция отгруженная, но не оформленная документами; продукция, отгруженная по документам, неоплаченным в срок; продукция, оставленная на ответственное хранение. Отклонения величины фактических остатков от плановых устанавливаются сопоставлением их с остатками, предусмотренными соответствующим планом реализации. Указанное выше позволяет определить реальные ожидаемые остатки готовой продукции на начало планового периода на складах и по отгруженной продукции.
Размер ожидаемого запаса готовой продукции на складе на начало планового периода как в целом, так и по отдельным ее видам определяется по следующей схеме: к фактическому остатку на ближайшую дату к моменту составления плана прибавляется установленный оперативным планом объем ожидаемого поступления товарной продукции из производства за период между датой, на которую определены фактические остатки, и началом планируемого периода, и вычитается планируемый объем поставки за тот же период. Остаток товаров отгруженных на начало планируемого периода исчисляется аналогично: к фактическому остатку прибавляется объем продукции, подлежащей отгрузке до конца года по оперативному плану от той даты, на которую взяты фактические остатки, и вычитается тот объем продукции, который намечается реализовать за тот же период времени. Размер запасов готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяется расчетным путем – умножением среднесуточного выпуска продукции на норматив запасов в днях.
Отправка потребителям готовой продукции, изготовленной промышленным предприятием, осуществляется в виде отгрузки, или в виде отпуска. Отгрузка продукции – это ее отправка потребителям различными видами транспорта. Отпуск продукции представляет собой сдачу готовой продукции грузополучателю на месте (со склада поставщика). В свою очередь, грузополучатель доставляет продукцию на свое предприятие собственными транспортными средствами или привлекает для осуществления перевозки самостоятельные транспортные компании. При этом увязка плана поставки с планом перевозки осуществляется, как правило, путем формирования товарно-транспортного баланса (рис. 6.8).
Важное значение в сбытовой деятельности имеет планирование ассортиментной загрузки производства в соответствии с получаемыми промышленным предприятием заказами от потребителей. Первым этапом планирования является выявление ассортиментной потребности всех потребителей. Второй этап – согласование данной потребности с производством. Третий этап – размещение заказов по производственным подразделениям промышленного предприятия.
Разработка номенклатурного (в ассортименте) плана производства может быть осуществлена в развернутом или групповом ассортименте. Этот план должен учитывать ряд технических и экономических факторов, а именно: производственные мощности предприятий-поставщиков; длительность планируемого периода; выполнение планов по поставкам продукции каждым поставщиком в отчетном периоде; технический уровень и специализацию предприятий-изготовителей; общий ассортиментный состав продукции, выпускаемой аналогичными предприятиями; сложность и трудоемкость изготовления поставляемой продукции; количество потребителей выпускаемой готовой продукции; обеспеченность производства поставляемой продукцией – сырьем, основными и вспомогательными материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями.
Важное значение в планировании сбытовой деятельности имеет планирование мероприятий по стимулированию сбыта, одним из направлений которого является планирование рекламных компаний. При этом используются, как правило, различные варианты рекламы: сейлз-промоушн – деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи продукции, включая использование упаковочных материалов как носителей рекламной информации и проведение специальных мероприятий по продвижению продукции на рынок, в том числе поощрение сотрудников, осуществляющих продажи; паблик рилейшнз – использование редакционной части средств распространения информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на соответствующее отношение потребителей к товарным семействам и выпускающим их предприятиям; директ-маркетинг – постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с потребителями, реализуемые путем прямой почтовой рассылки или через узкоспециализированные средства распространения рекламы.
При этом возможны различные способы передачи рекламной информации: прямая реклама – направленные по почте или лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма, листовки рекламного содержания; реклама в прессе – специализированные и отраслевые журналы, фирменные бюллетени, справочники различной направленности; печатная реклама – проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, открытки, календари и другие виды печатной продукции; сувениры и другие малые формы рекламы.
Одной из исходных составляющих планирования рекламных кампаний являются результаты проведения предварительного анализа: внутреннего положения предприятия (продукция, стратегия и тактика развития, сравнение с конкурентами); вторичных источников информации (данных, опубликованных различными исследовательскими и торговыми организациями); внешней обстановки (информация торговой сети); статистики продаж предприятием за прошлые плановые периоды.
Другая составляющая представляет собой определение потенциального объема сбыта (оценочный показатель возможностей рынка в отношении закупок конкретной продукции). Оценка потенциального объема сбыта отражает экономические ресурсы рынка и масштабы возможностей реализации на нем продукции. Оценка потенциального объема сбыта, выраженная в физических единицах, служит исходным количественным показателем для приведения рекламной стратегии в соответствие с возможностями сбыта на различных сегментах рынка.
Важным моментом в планировании сбытовой деятельности предприятий является прогнозирование рынка. При разработке прогноза рыночной ситуации для конкретной продукции различают два подхода – поисковый (исследовательский) и нормативный (прогрессивный). Поисковый прогноз разрабатывается для оценки будущих возможных характеристик рынка, например, спроса, предложения, цен в зависимости от ожидаемых уровней тех или иных факторов, обусловливающих закономерности его развития. Данный тип прогноза основан на возможный решениях и действиях, направленных на изменение существующих тенденций развития этих характеристик, на вмешательство в эти тенденции со стороны предприятий. Управляющие воздействия, вмешательство в рыночную ситуацию предприятий при поисковом прогнозе выступают в форме определенных временных факторов, варианты которых предполагаются как известные.
При нормативном прогнозировании оцениваются те необходимые изменения в ходе развития процесса и масштаба соответствующих им управлений, которые должны иметь место с тем, чтобы были достигнуты уже заранее намеченные на определенные моменты в будущем его состояния, имеющие в данном случае характер целей, целевых установок. Примером такого прогноза является оценка доли рынка, которую стремятся завоевать предприятия. В этом случае его величина задается в качестве целевого ориентира, для достижения которого определяются необходимые объемы и характеристики качества товара, отчисления на рекламу, расходы на продвижение товара. Таким образом, в качестве исходных данных при нормативном прогнозировании уже выступают конечные состояния процесса, а решениями прогнозной задачи являются условия, приводящие к заданной цели, сроки достижения конечного и промежуточного результатов.
По периоду времени, на который разрабатывается прогноз рыночной ситуации, различают: оперативные прогнозы – разрабатываются на срок до одного-шести месяцев; краткосрочные прогнозы – до года; среднесрочные прогнозы – до трех-пяти лет; долгосрочные прогнозы – до пяти-десяти лет; дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы – находятся за пределами долгосрочных. Кроме сроков, эти типы прогнозов различаются по содержанию и степени детализации характеристик, учитываемых при их разработке.
В оперативных прогнозах преобладают детальные количественные характеристики процессов (уровень цен, объемы продаж), которые получают, основываясь на предположении о том, что в последующий период не произойдет существенных количественных, и тем более качественных изменений в их развитии. При разработке краткосрочных прогнозов учитывается возможность изменения количественных характеристик процесса под действием определенных факторов.
В среднесрочных и долгосрочных прогнозах стремятся отразить как качественные, так и количественные изменения, причем в среднесрочных – степень качественных изменений предполагается не столь значительной как в долгосрочных, а качественные оценки носят более детальный характер. Примером объекта такого прогнозирования являются будущие параметры рынка сбыта продукции. Однако в среднесрочном прогнозировании речь чаще всего идет об определении объемов уже известных рынков, а в долгосрочном – о самих рынках, их основных параметрах (местонахождении, сегментах).
В дальнесрочных прогнозах, в первую очередь, стремятся отразить качественные, структурные изменения в рыночной ситуации. При этом объектом прогнозирования могут выступать потребительские свойства, технологические характеристики новой продукции, которые появляются в связи с развитием научно-технического прогресса.
Для выбора рационального варианта продвижения готовой продукции могут быть использованы каналы различных уровней – звеньев логистической цепи: канал нулевого уровня или прямой канал (производитель реализует продукцию непосредственно потребителю); одноуровневый канал (один посредник); двухуровневый канал (два посредника); трехуровневый канал (три посредника). В общем виде структура вариантов продвижения продукции по каналам распределения представлена на рис. 6.9.
Одним из важнейших элементов планирования сбытовой деятельности является планирование количества потенциальных заказов на готовую продукцию. Что касается постоянных плановых потребителей, то расчет количества заказов осуществляется в режиме функционирования системы MRP (количество заказов – план производства – план материально-технического снабжения). В отношении внеплановых, разовых заказов на практике, как правило, используется анализ XYZ, основанный на статистической информации поступления на предприятие заказов от потребителей за прошлые плановые периоды.
Анализ XYZ базируется на колебаниях поступающих заказов на готовую продукцию. В общем виде исходной позицией для варианта X (рис. 6.10) является стабильное поступление заказов, ограниченное верхним (а – максимальным) и нижним (б – минимальным) пределами количества поступающих на предприятие заказов на готовую продукцию от потребителей в прошлые плановые периоды.
Это наиболее благоприятный вариант, при котором колебания количества поступивших заказов за прошлые периоды находятся в строго ограниченных пределах. Следовательно, надежность прогноза реализации готовой продукции по заказам достаточно высокая.
Для варианта Y характерны, как правило, сезонные колебания поступления заказов на производство готовой продукции или колебания, вызванные определенными тенденциями (рис. 6.11), поэтому надежность прогноза реализации готовой продукции по заказам средняя.
Вариант Z представляет собой наиболее сложный в части планирования потенциальных заказчиков, так как колебания их количества за прошлые плановые периоды не дают возможность установить определенную закономерность или тенденции поступления заказов, которые носят нерегулярный характер (рис. 6.12), поэтому надежность прогнозов при этом варианте достаточно низкая.
Для успешного выполнения предприятием поступающих в будущем заказов на готовую продукцию при данном варианте необходимо соблюдение двух условий: первое – максимальная гибкость при организации производственного процесса на промышленном предприятии (возможность немедленной реакции на увеличение выпуска готовой продукции); второе – наличие поставщиков материальных ресурсов, готовых доставлять их в необходимых количествах в кратчайшие сроки.
Таблица 7.1
Таблица 7.2
Таблица 8.3
Таблица 8.4
Таблица 8.5
Таблица 8.6
Таблица 8.7
Некоторые показатели оценки производственно-хозяйственной деятельности материально-технического снабжения предприятия
Показатели | Содержание показателей |
Объем | |
Прямые (в натуральном выражении) | потребность в материальных ресурсах – основное производство (среднесуточная), вспомогательное производство (по заявкам); запасы – текущий производственный, страховой; общий объем поставок материальных ресурсов |
Прямые (в стоимостном выражении) | удельный расход отдельных видов материальных ресурсов на единицу продукции; потребность (общая) в инструменте, запасных частях, вспомогательных материалах, приспособлениях |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | интервал (средний) поставки материальных ресурсов; обеспеченность предприятия в материальных ресурсах; среднегодовой абсолютный прирост объема продукции |
Дополнительные косвенные (в стоимостном выражении) | общий индекс производства (физического объема) продукции; оборотный фонд инструмента; прирост объема производства продукции; баланс материальных ресурсов; |
Затраты | |
Прямые (в стоимостном выражении) | амортизационные расходы основных фондов (месяц, год); нормативные затраты на обслуживание и ремонт оборудования; среднегодовая стоимость остатков оборотных средств |
Основные косвенные (в стоимостном выражении) | нормативы оборотных средств – на запасные части для оборудования, незавершенное производство, запасы готовой продукции; удельные материальные затраты на единицу продукции |
Дополнительные косвенные (в стоимостном выражении) | затраты материальных ресурсов на 1 час работы оборудования; средневзвешенная сумма приведенных затрат на использование новой техники; затраты на пар и сжатый воздух, силовую электроэнергию |
Использование | |
Прямые (в стоимостном выражении) | себестоимость единицы продукции (среднегодовая); сметная калькуляция себестоимости новой конструкции; эксплуатационная единица расхода работы оборудования; потери от брака |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | количество заготовок, получаемых из единицы материала; объем утилизированных веществ от общего количества отходов; количество используемых отходов в собственном производстве |
Основные косвенные (в относительном выражении) | удельная материалоемкость единицы продукции; коэффициенты – эксплуатационной материалоемкости оборудования, раскроя листового материала; среднее снижение норм расхода материальных ресурсов |
Дополнительные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – охвата изделий типовыми технологическими процессами, сортности продукции, применяемости материалов по типосорторазмерам |
Структура | |
Прямые (в относительном выражении) | удельный вес отдельных видов потребляемых материальных ресурсов в общем потреблении; удельный вес листового проката в общем производстве готового проката |
Дополнительные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – механизации (автоматизации) и электрификации производства, электроемкости продукции; удельный вес полуфабрикатов в общих материальных затратах |
Таблица 8.8
Некоторые показатели оценки производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства предприятия
Показатели | Содержание показателей |
Объем | |
Прямые (в натуральном выражении) | ассортимент перевозимой продукции; общий парк транспортных средств; сроки и скорость доставки грузов; эксплуатируемый парк транспортных средств |
Прямые (в стоимостном выражении) | сумма амортизации основных фондов (годовая); эксплуатационные расходы транспорта; стоимость грузовой массы; тарифная ставка; прямые эксплуатационные расходы |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | средняя масса транспортного средства брутто и нетто; бюджет времени транспортного средства; средний возраст действующих транспортных средств |
Основные косвенные (в стоимостном выражении) | первоначальная стоимость транспортных средств; полная восстановительная стоимость транспортных средств; текущие годовые эксплуатационные расходы на объем работ или единицу продукции |
Затраты | |
Прямые (в стоимостном выражении) | общая сумма эксплуатационных расходов; расходы на простой транспортных средств; нормативные затраты на обслуживание и ремонт транспортных средств |
Основные косвенные (в стоимостном выражении) | нормативы оборотных средств на запасные части для транспортных средств, по транспортной таре и оборудованию; средневзвешенная сумма приведенных затрат на использование новой техники |
Дополнительные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – ремонтных затрат, затрат на 1 час работы транспортного средства, использования транспортных средств; общий индекс затрат на транспортное хозяйство |
Использование | |
Прямые (в натуральном выражении) | средняя скорость доставки грузов; среднее время доставки грузов; производительность труда одного работника на транспорте; потребный парк контейнеров; время оборота контейнеров |
Прямые (в стоимостном выражении) | среднесуточный пробег транспортного средства; сметная калькуляция затрат на новую технику; эксплуатационная единица расхода транспортного средства; потери от перевозочного процесса |
Основные косвенные (в натуральном выражении) | долговечность транспортных средств; пробег транспортных средств; производительность транспортных средств (среднесуточная); увеличение срока службы транспортных средств |
Основные косвенные (в относительном выражении) | коэффициенты – использования транспортных средств, использования грузоподъемности транспортного средства; эксплуатационных издержек подвижного состава |
Структура | |
Прямые (в натуральном выражении) | средняя длина погрузочно-разгрузочных площадок и приемно-отправочны Наши рекомендации
|